Финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:15, курс лекций

Описание работы

С латинского «финансы» означает наличность и доход. Финансы являются распределительной категорией, связанной с распределением валового общественного продукта (ВОП), национального дохода (НД), денежных накоплений и дохода. Поскольку финансы являются категорией, производной от денег, для их развития необходима высокая степень развития товарно-денежных отношений. Другой предпосылкой возникновения финансов является появление государства как субъекта распределительных отношений, выполняющий функцию обороны и другие социально значимые функции, для обеспечения которых необходимы денежные средства.
Для выявления финансов, как самостоятельной категории, необходимо выявить сущностные признаки. Важной чертой финансов является фондовый характер. Денежные фонды характеризуются следующими признаками:
• всегда выражают отношение собственности;
• средства денежных фондов находятся в постоянном, непрерывном движении, т.е. расходуются и пополняются;
• средства фондов всегда имеют строго целевое назначение.
Таким образом, денежные фонды - четко обособленные денежные средства, которые формируются и используются на определенные, заранее установленные, цели.
Финансы – денежные отношения, возникающие в связи с распределением(перераспределением) ВВП по поводу формирования и использования у предприятий и государства денежных ресурсов для воспроизводства и развития.
Признаки финансов и функции финансов:
-денежный характер фин.отношений;
-рапределит.характер фин.отношений;
-движение ден.средств в фондовой форме.

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 129.72 Кб (Скачать)

• прочие поступления.

Использование средств фонда  предусматривается  на:

1)выплату  пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние  сроки беременности, при рождении  ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

2) оплату  дополнительных выходных дней  по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им совершеннолетия; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ, и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в России, а также на лечебное диетическое питание; оплату проезда к месту лечения и обратно;

3) частичное  содержание находящихся на балансе  страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности;

4) частичную  оплату путевок в детские загородные  оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;

5) создание  резерва для обеспечения финансовой  устойчивости фонда на всех уровнях; обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;

6) финансирование  деятельности подразделений органов  исполнительной власти, обеспечивающих  государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда;

7) проведение  научно-исследовательской работы  по вопросам социального страхования и охраны труда;

8) осуществление  других мероприятий в соответствии  с задачами фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников фонда;

9) финансирование  программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства  социального страхования не могут  зачисляться на личные счета застрахованных.

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию осуществляется через бухгалтерии работодателей.

Уплата  страховых взносов в фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным  федеральным законом на соответствующий  финансовый год. Работодатели регистрируются в качестве страхователей в региональных отделениях фонда.

  1. Фонды медицинского страхования РФ

Фонды обязательного медицинского страхования представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.

Задачи  медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и проводить профилактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе соответствующих программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и других услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным. Коллективное страхование осуществляется в соответствии с социальными программами развития предприятий и является дополнительным к обязательному государственному страхованию.

В качестве субъектов  медицинского страхования выступают гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

Страхователями  являются:

• при  обязательном медицинском страховании  для неработающего населения — исполнительные органы власти субъектов РФ, местная администрация, для работающего населения — предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий;

•  при  добровольном медицинском страховании  — отдельные граждане или предприятия, представляющие интересы граждан.

Страховые медицинские организации — это юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие соответствующую лицензию.

Медицинскими  учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Объектом  добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

Медицинское страхование осуществляется путем  заключения договора между субъектами медицинского страхования.

Каждый  гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис, находящийся на руках у застрахованного лица.

Граждане  РФ имеют право  на:

•  выбор  медицинской страховой организации;

• выбор  медицинского учреждения и врача;

•  получение  медицинской помощи на всей территории РФ, в том числе за пределами  постоянного места жительства;

• получение  медицинских услуг, соответствующих  по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;

• предъявление иска страхователю, страховой медицинской  организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или  нет в договоре медицинского страхования;

• возвратность части страховых взносов при  добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора.

Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются:

• средства федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ и органов местного самоуправления;

• средства государственных и общественных организаций, предприятий;

•  личные средства граждан;

• безвозмездные  и благотворительные взносы и  пожертвования;

•  доходы от ценных бумаг;

•  кредиты  банков и других кредиторов;

•  другие источники.

Из этих средств формируются самостоятельные  фонды здравоохранения и фонды  медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования является государственным некоммерческим учреждением.     

Основными задачами фонда являются:

• финансовое обеспечение установленных законодательством прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;

• обеспечение  финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

• аккумулирование  финансовых средств фонда для  обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

  1. Государственный кредит: сущность и функции

Государственный кредит - это совокупность экономических  отношений между государством в  лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц - с другой, при  которых государство выступает  в качестве заемщика, кредитора и  гаранта.

Обычно  государство выступает заемщиком  денежных средств, а кредиторами  являются банки, правительственные  учреждения, корпорации, страховые  компании, также государство выступает  и в роли кредитора, а заемщиками являются местные органы управления, государственные предприятия и  др.

Как экономическая  категория государственный кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений - финансов и кредита - и несет черты как тех, так  и других. Он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета  и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита государственный  кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов. В отличие от налогов  он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства  известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении  — от плательщика в бюджет или  во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма  возвращается, с процентами.

Государственный кредит отличается от других видов  кредита. Так если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство, то при  заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все  имущество находящееся в его  собственности, имущество данной территориальной  единицы или какой-либо ее доход. На уровне центрального правительства  государственные займы не имеют  конкретного целевого характера. Тогда  как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой  дороги, жилого массива.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную (фискальную), регулирующую и контрольную.

1. Через распределительную (фискальную) функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.

2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

3. Контрольная  функция государственного кредита  органически вплетается в контрольную  функцию финансов. Однако она  имеет свои специфические особенности,  порожденные особенностями этой  категории: 1) очень тесно связана  с деятельностью государства  и состоянием централизованного  фонда денежных средств; 2) охватывает  движение стоимости в обе стороны,  поскольку предполагает возвратность  и возмездность получения средств,, 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Государство осуществляет заимствование  средств в следующих  формах: получения кредита и выпуска ценных бумаг. Кредит предоставляется государству кредитором в денежной форме, ценные бумаги реализуются на фондовом рынке, где инвесторы их покупают, увеличивая таким образом доходы государства — эмитента ценных бумаг. При разных механизмах реализации эти две формы государственного кредита имеют одинаковое экономическое содержание. Оно состоит в поступлении заемных ресурсов в бюджет и соответствующем возрастании государственного долга в виде кредитных обязательств по ссудам или долговых обязательств по ценным бумагам.

Информация о работе Финансы