Финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:15, курс лекций

Описание работы

С латинского «финансы» означает наличность и доход. Финансы являются распределительной категорией, связанной с распределением валового общественного продукта (ВОП), национального дохода (НД), денежных накоплений и дохода. Поскольку финансы являются категорией, производной от денег, для их развития необходима высокая степень развития товарно-денежных отношений. Другой предпосылкой возникновения финансов является появление государства как субъекта распределительных отношений, выполняющий функцию обороны и другие социально значимые функции, для обеспечения которых необходимы денежные средства.
Для выявления финансов, как самостоятельной категории, необходимо выявить сущностные признаки. Важной чертой финансов является фондовый характер. Денежные фонды характеризуются следующими признаками:
• всегда выражают отношение собственности;
• средства денежных фондов находятся в постоянном, непрерывном движении, т.е. расходуются и пополняются;
• средства фондов всегда имеют строго целевое назначение.
Таким образом, денежные фонды - четко обособленные денежные средства, которые формируются и используются на определенные, заранее установленные, цели.
Финансы – денежные отношения, возникающие в связи с распределением(перераспределением) ВВП по поводу формирования и использования у предприятий и государства денежных ресурсов для воспроизводства и развития.
Признаки финансов и функции финансов:
-денежный характер фин.отношений;
-рапределит.характер фин.отношений;
-движение ден.средств в фондовой форме.

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 129.72 Кб (Скачать)

Бюджеты федеральных внебюджетных фондов выносятся  на рассмотрение и утверждение Государственной думы и Совета Федерации и принимаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете.

Бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение законодательных или представительных органов власти субъектов РФ и  принимаются в форме законов  субъектов РФ одновременно с принятием  законов о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.

Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются:

• обязательные  платежи,   предусмотренные соответствующими законодательными актами;

•    добровольные взносы юридических и  физических лиц;

•    прочие доходы.

Статьи  расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и утвержденными законами.

Отчет об исполнении бюджета  федерального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на  рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государев венного внебюджетного  фонда составляется органом управления фонда и представляется органом  исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному или представительному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

Контроль  за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

От  уплаты страховых  взносов в государственные  социальные внебюджетные фонды освобождаются:

1) организации  в части выплат, начисленных по  всем основаниям независимо от источников финансирования, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности;

2) общероссийские  общественные организации инвалидов,  среди членов которых инвалиды  и их законные представители  составляют не менее 80%, их региональные  и территориальные организации,  а также организации, уставный  капитал которых полностью состоит  из вкладов таких организаций  и организаций, единственным собственником имущества которых являются эти общественные организации;

3) индивидуальные  предприниматели, в том числе  иностранные граждане; лица без гражданства, проживающие на территории РФ; частные детективы, занимающиеся частной практикой; нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности.

  1. Пенсионный фонд РФ

Пенсионный  фонд РФ — это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.

К функциям Пенсионного фонда РФ относятся:

• аккумуляция  страховых взносов;

• финансирование расходов, предусмотренных законом  о фонде;

• организация  работы по взысканию с работодателей  и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового  увечья, профессионального заболевания  или по случаю потери кормильца;

• капитализация  средств фонда, привлечение в  него добровольных взносов физических и юридических лиц;

• контроль за своевременным и полным поступлением у страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств  фонда;

• организация  и ведение индивидуального —  персонифицированного учета застрахованных лиц;

• участие  в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров  и  соглашений  по  вопросам пенсий и пособий;

• проведение научно-исследовательской работы в  области государственного пенсионного  страхования.

Доходы  бюджета Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:

•  страховых  взносов работодателей;

• страховых  взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

•  страховых  взносов других категорий работающих граждан;

• ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату  государственных пенсий и пособий  военнослужащим и приравненным к  ним по пенсионному обеспечению  гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию этих пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

• средств, возмещаемых Пенсионному фонду  РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

• средств, взыскиваемых с работодателей и  граждан в результате предъявления регрессных требований;

•  добровольных взносов физических и юридических  лиц;

•  доходов  от капитализации средств фонда;

•  других поступлений.

Расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают:

• выплату  государственных пенсий, в том  числе гражданам, выезжающим за пределы  РФ;

•  выплату  пособий по уходу за ребенком в  возрасте старше полутора лет;

• оказание органами социальной защиты населения  материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

• финансовое и материально-техническое обеспечение  текущей деятельности фонда и его органов;

•  финансирование других статей в соответствии с законом.

Рассмотрим  действующий порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ.

Плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ являются:

1) работодатели  — юридические лица, в том числе  иностранные, их обособленные подразделения (тариф страховых взносов — 28%, для организаций, производящих сельхозпродукцию, — 20,6% выплат в денежной и натуральной формах, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования);

2) международные  организации, осуществляющие свою  деятельность на территории РФ  в отношении граждан, имеющих  право на государственное пенсионное  обеспечение (тариф 28%);

3) граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой  деятельностью и народными художественными промыслами (тариф 20,6%);

4)   крестьянские, фермерские хозяйства  (тариф 20,6%);

5) граждане, в том числе иностранные, лица  без гражданства, проживающие на территории РФ, индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору (тариф 28%);

6) граждане, работающие по трудовым договорам,  получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, по авторским договорам (тариф 1%).

Вновь созданные предприятия, учреждения и организации регистрируются в  качестве плательщиков страховых взносов  в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают расчетные счета  при предъявлении предприятиями  документа, подтверждающего регистрацию в качестве плательщиков страховых взносов.

Страховые взносы начисляются на все те виды оплаты труда в денежном или натуральном выражении, по всем основаниям, из которых исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работ по договорам подряда и поручения.

Работодатели  представляют в банк платежные поручения  на перечисление страховых взносов  одновременно с платежным поручением на выплату заработной платы, которые  исполняются в первоочередном порядке.

По истечении  установленных сроков уплаты страховых  взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется с суммы недоимки за каждый день просрочки.

За несвоевременное  зачисление или перечисление по вине коммерческих банков страховых взносов  в доход фонда с них также  взыскивается пеня за каждый день просрочки.

  1. Фонд социального страхования РФ

Фонд  социального страхования  РФ представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий, предназначенные для оказания социальной помощи и социальных услуг денежные средства, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу.

Фонд  социального страхования  РФ является бюджетным учреждением, имеющим региональные отделения. Имущество фонда находится в его оперативном управлении и является федеральной собственностью. К имуществу фонда относится также имущество, закрепленное за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями.

Бюджет  фонда и отчет  о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются председателем фонда.

В состав фонда социального  страхования входят:

• региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;

• центральные  отраслевые отделения, управляющие  средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях экономики;

•  филиалы  отделений, создаваемые региональными  и центральными отраслевыми отделениями фонда.

Основные  задачи фонда:

1)обеспечение  гарантированных государством пособий  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

2) участие  в разработке и реализации  государственных программ охраны  здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

3) осуществление  мер, обеспечивающих финансовую  устойчивость фонда;

4) разработка  совместно с Министерством труда  и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

5) организация  работы по подготовке и повышению  квалификации специалистов для системы государственного социального страхования;

6) международное  сотрудничество по вопросам социального  страхования.

Источниками формирования финансовых ресурсов фонда служат:

• страховые  взносы работодателей;

• страховые  взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование; осуществляющих трудовую деятельность на других условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;

•  доходы от инвестирования части временно свободных  средств фонда в ликвидные  государственные ценные бумаги и банковские вклады;

•  добровольные взносы граждан и юридических  лиц;

• ассигнования из федерального бюджета, предусмотренные на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот, пособий и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий;

Информация о работе Финансы