Финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:15, курс лекций

Описание работы

С латинского «финансы» означает наличность и доход. Финансы являются распределительной категорией, связанной с распределением валового общественного продукта (ВОП), национального дохода (НД), денежных накоплений и дохода. Поскольку финансы являются категорией, производной от денег, для их развития необходима высокая степень развития товарно-денежных отношений. Другой предпосылкой возникновения финансов является появление государства как субъекта распределительных отношений, выполняющий функцию обороны и другие социально значимые функции, для обеспечения которых необходимы денежные средства.
Для выявления финансов, как самостоятельной категории, необходимо выявить сущностные признаки. Важной чертой финансов является фондовый характер. Денежные фонды характеризуются следующими признаками:
• всегда выражают отношение собственности;
• средства денежных фондов находятся в постоянном, непрерывном движении, т.е. расходуются и пополняются;
• средства фондов всегда имеют строго целевое назначение.
Таким образом, денежные фонды - четко обособленные денежные средства, которые формируются и используются на определенные, заранее установленные, цели.
Финансы – денежные отношения, возникающие в связи с распределением(перераспределением) ВВП по поводу формирования и использования у предприятий и государства денежных ресурсов для воспроизводства и развития.
Признаки финансов и функции финансов:
-денежный характер фин.отношений;
-рапределит.характер фин.отношений;
-движение ден.средств в фондовой форме.

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 129.72 Кб (Скачать)

Заимствования в форме предоставления государственных  или муниципальных гарантий не являются источником финансирования дефицита бюджета. Для целей исполнения обязательств по государственным (муниципальным) гарантиям  в федеральном, региональном (местном) бюджете по статье расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга  формируется резерв.

В законе о федеральном бюджете на текущий  финансовый год утверждается верхний  предел общего объема государственных  гарантий РФ, предоставляемых в национальной и в иностранной валюте.

Государственный кредит по источникам происхождения  может быть внутренним, т.е. номинированным в национальной валюте, и внешним, выраженным в иностранной валюте. Чаще всего по внутреннему долгу  кредиторами выступают юридические  и физические лица - резиденты, по внешнему - нерезиденты.

Резидент - 1) в налоговом праве: лицо (юр. или  физ.) постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в  данной стране. 2) дипломатическое или  иное официальное представительство  РФ за ее пределами. 3) предприятие или  организация, не являющееся юридическим  лицом, созданное в соответствии с действующим законодательством, с местонахождением на территории РФ.

Государственный кредит по целям будущего использования  средств можно подразделить на инвестиционный и неинвестиционный. К первой категории относятся кредиты на финансирование крупных государственных инвестиционных проектов, т.е. на производительные цели. Ко второй относятся кредиты на финансирование непроизводительных расходов государства, когда материальной или денежной отдачи от их использования не будет. К сожалению, доля последних довольно высока, особенно в странах с нестабильной экономикой и нездоровыми государственными финансами, что связано в первую очередь с кризисным состоянием государственного бюджета. В связи с этим объем внутренних заимствований государства с финансового рынка в форме выпуска ценных бумаг, а также в форме кредитов можно рассматривать как вычет из объема инвестиционных ресурсов страны, которые потенциально могли бы быть направлены на финансирование реального сектора экономики.

  1. Особенности формирования доходов бюджетов различных уровней -14 вопрос
 
  1. Государственный и муниципальный  долг. Управление государственным  долгом.

Государственный долг как экономическая категория  представляет собой определенную систему  отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной  стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами - с другой, по поводу формирования и  погашения задолженности органов  государственного управления, возникающих  в результате формирования дополнительных средств государства.

С точки  зрения материально-вещественного  содержания, государственный долг выступает  как сумма долговых обязательств государства по выпушенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям перед физическими  и

юридическими  лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных  денежных средств у физических и  юридических лиц.

Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:

  • кредитные соглашения и договоры Российской Федерации с кредитными организациями, 
    иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредиторов;
  • государственные ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации;
  • договоры о предоставлении государственных гарантий Россией, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе 
    федеральных законов;
  • соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.

Государственный долг можно классифицировать по различным  критериям. По валютному критерию государственный  долг делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему  долгу, а валютные - к внешнему. В  международной практике есть и другое определение внешнего долга - как  совокупного долга нерезидентам а внутреннего долга - как совокупного  долга резидентам.

По целям  использования государственный  долг делится на капитальный и  текущий. Капитальный долг - вся сумма  выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая  проценты. Текущий долг - это расходы  по выплате доходов и погашению  обязательств.

По срокам государственные долговые обязательства  могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства  не могут превышать срок в 30 лет.

По уровню управления государственный долг делится  на государственный долг России, государственный  долг субъекта Федерации, муниципальный  государственный долг. РФ не несет  ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований. Субъекты Федерации и муниципальные образования не отвечают по долгам друг друга и по долгам России, если они не были ими гарантированы.

Существуют  различные формы управления государственным  долгом:

  • изменение доходности займов; примером может служить изменение доходности ГКО;
  • увеличение срока действия и изменение других условий выпуска займа (например, ОФЗ вначале выпускали на год с выплатой купона один раз в квартал, затем их стали выпускать на два года с выплатой купона один раз в полгода);
  • объединение нескольких займов в один;
  • обмен облигаций по регрессивному соотношению - несколько облигаций старого займа 
    приравниваются к одной новой облигации;
  • отсрочка погашения займа;
  • аннулирование государственного долга - государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам; эта форма управления государственным долгом используется, когда политическая власть меняется или когда государство признает себя банкротом;
  • реструктуризация задолженности - изменение структуры долга. Для России актуальна проблема 
    замены коротких и дорогих долгов на длинные и дешевые.

Эти формы  управления государственным долгом относятся и к внутреннему, и  к внешнему долгу. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику: чрезмерный рост внешнего долга угрожает национальной безопасности страны, означает фактическое ее банкротство. Управление внешним долгом должно осуществляться на стадии привлечения внешних займов, их использования и погашения. Управление долгом на стадии привлечения внешних  кредитов в России осуществляется путем  установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий в законе о бюджете на соответствующий финансовый год.

Управление  использованием внешнего долга осуществляется в трех формах:

  • финансовое размещение - финансирование инвестиционных проектов и развития экономики - это самый эффективный способ размещения внешнего долга;
  • бюджетное использование - финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита 
    государственного бюджета, в том числе обслуживания внешнего долга;
  • смешанное бюджетно-финансовое размещение.

Управление  погашением внешнего долга предусматривает  использование различных источников его погашения: бюджетных средств; золотовалютных резервов; средств Стабилизационного  фонда, новых заимствований; конвертации  задолженности в акции предприятий.

Информация о работе Финансы