Финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:15, курс лекций

Описание работы

С латинского «финансы» означает наличность и доход. Финансы являются распределительной категорией, связанной с распределением валового общественного продукта (ВОП), национального дохода (НД), денежных накоплений и дохода. Поскольку финансы являются категорией, производной от денег, для их развития необходима высокая степень развития товарно-денежных отношений. Другой предпосылкой возникновения финансов является появление государства как субъекта распределительных отношений, выполняющий функцию обороны и другие социально значимые функции, для обеспечения которых необходимы денежные средства.
Для выявления финансов, как самостоятельной категории, необходимо выявить сущностные признаки. Важной чертой финансов является фондовый характер. Денежные фонды характеризуются следующими признаками:
• всегда выражают отношение собственности;
• средства денежных фондов находятся в постоянном, непрерывном движении, т.е. расходуются и пополняются;
• средства фондов всегда имеют строго целевое назначение.
Таким образом, денежные фонды - четко обособленные денежные средства, которые формируются и используются на определенные, заранее установленные, цели.
Финансы – денежные отношения, возникающие в связи с распределением(перераспределением) ВВП по поводу формирования и использования у предприятий и государства денежных ресурсов для воспроизводства и развития.
Признаки финансов и функции финансов:
-денежный характер фин.отношений;
-рапределит.характер фин.отношений;
-движение ден.средств в фондовой форме.

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 129.72 Кб (Скачать)

7) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности: поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности; поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций; доходы от продажи квартир; доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, другого оборудования; доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, кладов и другого имущества, перешедшего в государственную и муниципальную собственность; доходы от реализации государственных запасов; и др

8) безвозмездные перечисления:  от бюджетов других уровней; от государственных внебюджетных фондов; от государственных организаций; от наднациональных организаций; средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды;

9) доходы целевых бюджетных фондов: дорожные фонды; экологические фонды; фонд развития таможенной системы РФ; государственный фонд борьбы с преступностью; фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; целевой фонд Федеральной пограничной службы РФ; целевой фонд Министерства РФ по атомной энергии.

В доходы федерального бюджета зачисляются: собственные налоговые доходы федерального бюджета, кроме налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы; полностью собственные неналоговые доходы; доходы субъектов РФ, централизуемые в федеральном бюджете для целевого финансирования централизованных мероприятий.

В процессе исполнения федерального бюджета в  его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов  РФ, другие безвозмездные перечисления.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) федеральные  налоги и сборы, перечень и  ставки которых определяются  налоговым законодательством, а  пропорции их распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) таможенные  пошлины, таможенные сборы и  другие таможенные платежи;

3) государственная  пошлина в соответствии с действующим  законодательством.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

1) доходов  от использования имущества, находящегося  в государственной собственности,  доходов от платных услуг, оказываемых органами государственной власти РФ и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этих органов власти, — в полном объеме;

2) доходов  от продажи имущества, находящегося  в государственной собственности, — в порядке и по нормативам, установленным федеральными законами и другими правовыми актами органов государственной власти РФ;

3) части  прибыли унитарных предприятий,  созданных РФ, остающейся после  уплаты налогов и других обязательных  платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.

В доходах федерального бюджета также  учитываются: прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Собственные доходы федерального бюджета могут  передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.

Доходы  бюджетов субъектов  РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Другие неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.

К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

1) собственные  налоговые доходы бюджетов субъектов  РФ от региональных налогов  и сборов, перечень и ставки  которых определяются налоговым  законодательством, а пропорции  их распределения между бюджетом  субъекта РФ и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год;

2) регулирующие  налоговые доходы бюджетов субъектов  РФ, поступающие от федеральных  налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ.

Доходы  местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов.

В местные  бюджеты полностью поступают  доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Также полностью поступают в местные бюджеты доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности. Другие неналоговые доходы поступают в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

1) собственные  налоговые доходы местных бюджетов  от местных налогов и сборов;

2) регулирующие  налоговые доходы, передаваемые  местным бюджетам Российской  Федерацией и субъектами РФ;

3) государственная  пошлина, кроме государственной  пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюджета, — по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

  1. Сущность и структура расходов бюджетов.

Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год.

Формирование  расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы базируется на:

единых  методологических основах; нормативах минимальной бюджетной обеспеченности; финансовых затратах на оказание государственных  услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Эта группировка устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, и т.п.

В составе  капитальных расходов бюджетов формируется  бюджет развития.

Текущие расходы бюджетовчасть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

В расходах бюджетов значительный удельный вес  занимают расходы бюджетных учреждений, включающие:

 оплату  труда;

перечисление  страховых взносов в государственные  внебюджетные фонды;

трансферты  населению;

командировочные и другие компенсационные выплаты  работникам, предусмотренные законодательством;

оплату  товаров, работ и услуг по заключенным  государственным или муниципальным контрактам;

оплату  товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

  1. Формы финансовой помощи региональным и местным бюджетам.

Согласно  принятому законодательному акту, регламентирующему распределение налогов между бюджетами, наиболее весомые в количественном отношении налоги закреплены за федеральным бюджетом, а собственные налоги территориальных бюджетов незначительны. В региональных бюджетах и в целом местных бюджетах они составляют примерно одну треть, в поселковых и сельских бюджетах их доля не превышает 10%.

Однако  нагрузка на территориальные бюджеты  постоянно растет, что обусловлено  не только тенденцией к передаче с  федерального на территориальные бюджеты многих расходов по финансированию объектов производственного и социально-культурного назначения, но и инфляцией. В результате удорожается содержание этих объектов и возрастают затраты, связанные с социальной защитой населения.

Финансовая  помощь территориям в Российской Федерации осуществляется несколькими  методами (формами).

1. Основной  способ передачи средств из  вышестоящих бюджетов нижестоящим  — отчисления в процентах от  налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом. Такой метод финансовой помощи существует более 60 лет. Он имеет ряд преимуществ, основные из которых — единство бюджетных источников для всех бюджетов и заинтересованность органов власти всех уровней в их мобилизации.

2. В  случаях, когда на территориях  не имеется достаточного налогового  потенциала и поэтому не имеется  возможности отрегулировать территориальные бюджеты за счет отчислений от налогов, используется метод дотаций, т. е. плановой передачи средств из вышестоящих бюджетов абсолютной сумме.

Разновидности дотаций — субвенция (целевая  передачи средств) и субсидия (предоставление средств другому бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов).

3. В  случае имеющихся в территориальных  бюджетах кассовых разрывов, вызванных сезонным характером поступления доходов или осуществления расходов, территориальные бюджеты могут получить из вышестоящих бюджетов бюджетные ссуды.

Всем  этим методам финансовой помощи территориальным  бюджетам свойственны общие весьма существенные недостатки. Их применение в межбюджетных отношениях связано  с субъективизмом в перераспределении бюджетных средств, с зависимостью территориальных органов власти от вышестоящих органов и наличием элементов иждивенчества у территориальных органов власти.

Поэтому методы и формы предоставления финансовой помощи территориальным бюджетам, обеспечения их необходимыми финансовыми ресурсами должны быть более совершенными.

Фонд  финансовой поддержки  регионов

В 1992—1993 гг. в россии работала организованная Всемирным банком реконструкции и развития группа иностранных специалистов. Она занималась вопросами развития бюджетного федерализма в России. По ее рекомендации в механизм межбюджетных отношений в соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 с 1994 г. была введена новая форма оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации — трансферты.

Для этого  был создан Фонд финансовой поддержки  регионов (ФФПР), который формируется  за счет средств федерального бюджета. Средства этого фонда распределяются (в виде трансфертов) между регионами, нуждающимися в поддержке, т. е. регионами, в которых среднедушевой уровень доходов по их бюджетам ниже среднедушевого дохода по бюджетам всех субъектов РФ. Распределение средств Фонда осуществляется на объективной основе по единой методике и формуле, учитывающей бюджетные доходы соответствующего бюджета и численность населения, проживающего на соответствующей территории.

Информация о работе Финансы