Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:15, курс лекций
С латинского «финансы» означает наличность и доход. Финансы являются распределительной категорией, связанной с распределением валового общественного продукта (ВОП), национального дохода (НД), денежных накоплений и дохода. Поскольку финансы являются категорией, производной от денег, для их развития необходима высокая степень развития товарно-денежных отношений. Другой предпосылкой возникновения финансов является появление государства как субъекта распределительных отношений, выполняющий функцию обороны и другие социально значимые функции, для обеспечения которых необходимы денежные средства.
Для выявления финансов, как самостоятельной категории, необходимо выявить сущностные признаки. Важной чертой финансов является фондовый характер. Денежные фонды характеризуются следующими признаками:
• всегда выражают отношение собственности;
• средства денежных фондов находятся в постоянном, непрерывном движении, т.е. расходуются и пополняются;
• средства фондов всегда имеют строго целевое назначение.
Таким образом, денежные фонды - четко обособленные денежные средства, которые формируются и используются на определенные, заранее установленные, цели.
Финансы – денежные отношения, возникающие в связи с распределением(перераспределением) ВВП по поводу формирования и использования у предприятий и государства денежных ресурсов для воспроизводства и развития.
Признаки финансов и функции финансов:
-денежный характер фин.отношений;
-рапределит.характер фин.отношений;
-движение ден.средств в фондовой форме.
Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.
Финансовая политика включает следующие направления: налоговую политику; бюджетную политику; денежно-кредитную политику; институциональные преобразования; инвестиционную политику; социальную политику.
Для реализации финансовой политики необходимо:
Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.
Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:
Важнейшая задача денежно-кредитной политики — преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:
Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:
Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:
Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:
Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.
Управление финансами - это действия гос-ва, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики.
Объекты: различные виды финансовых отношений.
Субъекты: спец службы (органы) называемые финансовым аппаратом; домохозяйства (финансы домохозяйств).
Общее управление финансами в соответствии с Конституцией РФ возложено на высшие органы власти: Совет Министров, Государственная Дума, аппарат Президента.
Государственная
Дума обсуждает проект бюджета, вносит
по нему решения, направляет на обработку
в правительство и принимает
совместно с Президентом
Правительство в лице Министерства Финансов составляет проект бюджета. Глава государства подписывает бюджет как закон.
Оперативное управление финансами возложено на финансовый возглавляемый Министерством Финансов России.
Президент: издает указы по финансовым вопросам, назначают и освобождают от должности министра финансов, представляет кандидатов на должность главы ЦБ РФ;
Федеральное собрание: рассмотрение и утверждение федерального бюджета, утверждение отчета об исполнении бюджета, рассмотрение законов о налогах, сборах и др. обязательных платежах; устанавливает предельный размер гос-го внутреннего и внешнего долга.
Минфин РФ: разработка и реализация единой гос-ой финансовой политики; составление проекта и исполнение федерального бюджета; осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств; обеспечение устойчивости гос-ых финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка.
Федеральное казначейство: организация, осуществление и контроль исполнения бюджета РФ; управление доходами и расходами бюджета на счетах федерального казначейства в банке (принцип единства кассы); управление совместно с ЦБ России гос-ым внутренним и внешним долгом и его обслуживание; краткосрочное прогнозирование объемов гос-ых ресурсов и оперативное управление ими.
Счетная палата: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам и целевому назначению; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета; регулярное представление федеральному собранию информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.
Федеральная налоговая служба: осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства; ведет учет и проводит проверки налогоплательщиков; ежемесячно предоставляет органам федерального казначейства сведенияя и фактически поступивших суммах налоговв бюджет, регистрирует юр. лица.
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами называется финансовым аппаратом.
Методы управления:
В управлении
финансами различают
Главный принцип управления – принцип научности, который означает, что при выработке управленческих решений должны учитываться требования экономических законов, юридических норм и экономической ситуации.
Финансовый контроль - это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов.
Цели: обеспечение финансовой дисциплины; повышение эффективности распределения и использования финансовых ресурсов.
Объект контроля: распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, централизованных и децентрализованных денежных средств.
Предмет
финансового контроля: различные
финансовые показатели (доходы и
расходы бюджетов разных
Принципы финансового контроля: независимость, объективность, компетентность, гластность.
Виды финансового контроля.
Методы финансового контроля.
Методы устан-ия достов-ти и прав-ти опер-ий: