Финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:15, курс лекций

Описание работы

С латинского «финансы» означает наличность и доход. Финансы являются распределительной категорией, связанной с распределением валового общественного продукта (ВОП), национального дохода (НД), денежных накоплений и дохода. Поскольку финансы являются категорией, производной от денег, для их развития необходима высокая степень развития товарно-денежных отношений. Другой предпосылкой возникновения финансов является появление государства как субъекта распределительных отношений, выполняющий функцию обороны и другие социально значимые функции, для обеспечения которых необходимы денежные средства.
Для выявления финансов, как самостоятельной категории, необходимо выявить сущностные признаки. Важной чертой финансов является фондовый характер. Денежные фонды характеризуются следующими признаками:
• всегда выражают отношение собственности;
• средства денежных фондов находятся в постоянном, непрерывном движении, т.е. расходуются и пополняются;
• средства фондов всегда имеют строго целевое назначение.
Таким образом, денежные фонды - четко обособленные денежные средства, которые формируются и используются на определенные, заранее установленные, цели.
Финансы – денежные отношения, возникающие в связи с распределением(перераспределением) ВВП по поводу формирования и использования у предприятий и государства денежных ресурсов для воспроизводства и развития.
Признаки финансов и функции финансов:
-денежный характер фин.отношений;
-рапределит.характер фин.отношений;
-движение ден.средств в фондовой форме.

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 129.72 Кб (Скачать)

Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.

Финансовая  политика включает следующие  направления: налоговую политику; бюджетную политику; денежно-кредитную политику; институциональные преобразования; инвестиционную политику; социальную политику.

Для реализации финансовой политики необходимо:

  • снижение социальной напряженности;
  • оздоровление государственных финансов;
  • восстановление нормального функционирования банковской сферы;
  • сбалансированность товарных и денежных потоков; разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;
  • искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

Важной  составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.

Разрешение  бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:

  • введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;
  • принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;
  • реализация программ экономии государственных расходов;
  • централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
  • проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
  • обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;
  • проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета;
  • реструктуризация государственного долга; инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.

Важнейшая задача денежно-кредитной политикипреодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:

  • реструктуризация банковской системы;
  • совершенствование  порядка  контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
  • сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;
  • пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;
  • активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда;
  • усиление таможенного контроля.

Большую роль в реализации государственной  финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:

  • приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа; передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;
  • инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности; вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;
  • приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;
  • структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса, железнодорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;
  • совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий;
  • разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;
  • усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, погашением задолженности перед федеральным бюджетом.

Финансовая  политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:

  • выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;
  • увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;
  • разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;
  • сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости; реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;
  • упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения; регулирование вынужденной миграции.

Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:

  • повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
  • создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
  • развитие ипотечного кредитования;
  • привлечение прямых иностранных инвестиций.

Финансовая  политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.

  1. Управление финансами – объекты, субъекты  и методы управления.

Управление  финансами - это действия гос-ва, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики.

Объекты: различные виды финансовых отношений.

Субъекты: спец службы (органы) называемые финансовым аппаратом; домохозяйства (финансы  домохозяйств). 

Общее управление финансами в соответствии с Конституцией РФ возложено на высшие органы власти: Совет Министров, Государственная  Дума, аппарат Президента.

Государственная Дума обсуждает проект бюджета, вносит по нему решения, направляет на обработку  в правительство и принимает  совместно с Президентом решение  о его принятии.

Правительство в лице Министерства Финансов составляет проект бюджета. Глава государства  подписывает бюджет как закон.

Оперативное управление финансами возложено  на финансовый возглавляемый Министерством  Финансов России.

Президент: издает  указы по финансовым вопросам, назначают и освобождают от должности министра финансов, представляет  кандидатов на должность главы ЦБ РФ;

Федеральное собрание: рассмотрение  и утверждение федерального бюджета, утверждение отчета об исполнении бюджета, рассмотрение  законов о налогах, сборах и др. обязательных платежах; устанавливает предельный размер гос-го внутреннего и внешнего долга.

 Минфин РФ: разработка и реализация единой гос-ой финансовой политики; составление проекта и исполнение федерального бюджета; осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств; обеспечение устойчивости гос-ых финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка.

 Федеральное казначейство: организация, осуществление и контроль исполнения бюджета РФ; управление доходами и расходами бюджета на счетах федерального казначейства в банке (принцип единства кассы); управление совместно с ЦБ России гос-ым внутренним и внешним долгом и его обслуживание; краткосрочное прогнозирование объемов гос-ых ресурсов и оперативное управление ими.

Счетная  палата: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных  и расходных статей федерального бюджета по объемам и целевому назначению; финансовая  экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых  актов федеральных органов власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального  бюджета; регулярное  представление федеральному  собранию информации о ходе исполнения федерального  бюджета и результатов проводимых  контрольных мероприятий.

Федеральная налоговая  служба: осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства; ведет учет и проводит проверки налогоплательщиков; ежемесячно предоставляет органам федерального  казначейства сведенияя и фактически поступивших суммах налоговв бюджет, регистрирует  юр. лица.

Совокупность  всех организационных структур, осуществляющих управление финансами называется финансовым аппаратом.

Методы  управления:

  • планирование и прогнозирование;
  • оперативное управление;
  • учет;
  • анализ;
  • контроль.

В управлении финансами различают стратегическое (общее) и тактическое (оперативное) управление. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов путем прогнозирования  на перспективу, восстановление объема финансовых ресурсов на реализацию крупных  целевых программ. Оно осуществляется высшими органами власти и государственного управления. Оперативное управление финансами является функцией финансового  аппарата.

Главный принцип управления – принцип  научности, который означает, что  при выработке управленческих решений  должны учитываться требования экономических  законов, юридических норм и экономической  ситуации.

  1. Финансовый контроль – сущность, принципы и виды

Финансовый  контроль - это контроль законодательных  и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально  созданных учреждений за финансовой  деятельностью всех экономических субъектов.

Цели: обеспечение  финансовой дисциплины; повышение эффективности  распределения  и использования  финансовых ресурсов.

Объект  контроля: распределительные процессы при формировании и использовании  финансовых  ресурсов, централизованных и децентрализованных денежных средств.

 Предмет  финансового  контроля: различные  финансовые показатели (доходы и  расходы бюджетов разных уровней,  размеры налоговых платежей, доходы  хоз-их субъектов, с/ть и прибыль).

 Принципы  финансового контроля:  независимость,  объективность, компетентность, гластность.

Виды  финансового контроля.

  • Государственный: (предусматривает правовое регулирование финансовых  отношений  в РФ. Администрация президента, подразделения совета РФ, спец прав-ва РФ, органы субъектов РФ и муниципального образования РФ. Особое место – счетная палата.)
  • Негосударственный: (Представлен: внутрифирменным контролем, контролем со стороны коммерческих банков, независиммй аудиторским контролем).
  1. Методы финансового контроля.

Методы финансового контроля.

  • Проверка: рассматриваются  отдельные вопросы финансовой деят-ти;
  • Обследование: более широкий спектр финн. – эк.  показателей обследуемого субъекта;
  • Надзор: за экономическими субъектами получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деят-ти;
  • Анализ финансового состояния: общая оценка финансового состояния предприятия;
  • Наблюдение (мониторинг): постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия – клиента;
  • Ревизия: полное обследование фин-во-хоз-ой деят-ти экономического субъекта.

Методы  устан-ия достов-ти и прав-ти опер-ий:

  • формальный;
  • метод факт пров-ки;
  • метод встреч-ой пров-ки;
  • корреспондир-й метод;
  • метод изучения закон-ти фин-во-хоз-й операции.
  1. Экономическая сущность, содержание и функции бюджета

Информация о работе Финансы