Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:02, реферат

Описание работы

Для того чтобы любое государство могло нормально функционировать, все его организационные ветви и структуры нужно своевременно обеспечивать. И обеспечение это напрямую связанно с наличием финансов. А для того чтобы этих самых финансов хватило на весь период обеспечения, и производится планирование бюджета. По своей сути государственный бюджет это детализированный финансовый план государства, в котором подробнейшим образом расписаны все статьи, как доходов, так и расходов. При этом он распространяется на все без исключения государственные предприятия.

Работа содержит 1 файл

курсовая5.docx

— 56.10 Кб (Скачать)

• разграничение  полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;

• определение  органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы

бюджетов и  соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;

• определение  структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

• контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;

• контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных

фондов. 
 
 
 

2 Организация  бюджетной системы РФ

2.1. Принципы  построения бюджетной системы

Принципы как  исходные и основополагающие данные любого процесса и любой системы присущи и бюджетной системе. Они позволяют характеризовать бюджетную систему с различных сторон, анализировать ее по различным показателям в интересах оптимизации бюджетов различных уровней и бюджетного процесса в целом. Принципы, лежащие в основе бюджетов и бюджетной системы в целом, можно разделить на две группы:

• общие принципы или принципы бюджетности , характеризующие бюджет как научную категорию;

• принципы системности, характеризующие бюджет как систему. 

К общим принципам, характеризующим бюджет, можно отнести  следующие принципы:

• правомерности  и обязательности правовой базы;

• единства или  централизации бюджета;

• плановости бюджета;

• равновесия, или  сбалансированности бюджета;

• многосторонности бюджета;

• многофункциональности  бюджета;

• самостоятельности  бюджетов;

• полноты отражения  доходов и расходов;

• гласности  или публичности бюджетов;

• достоверности  данных бюджета;

• обязательности исполнения бюджета;

• эффективности  и экономичности использования  бюджетных средств.

1. Принцип правомерности  и обязательности правовой базы означает, что становление бюджета базируется на исторически сложившихся нормах и правилах и непосредственно опирается на законодательную базу или бюджетное право.

Под правомерностью понимают совокупность прав народа через  своих представителей участвовать  в бюджетном процессе и юридических  норм, законодательно закрепляющих содержание бюджетного плана. В соответствии с  бюджетным правом на основании юридических  норм определено и закреплено бюджетное  устройство РФ, бюджетные отношения  и бюджетный процесс на всех этапах его формирования и исполнения, определен  порядок контроля за формированием  и исполнением бюджетов всех уровней, определены процедуры рассмотрения, изменения, утверждения и исполнения бюджетов в ходе бюджетного процесса. Под обязательностью понимается необходимость принятия законодательных  актов, определяющих бюджеты и бюджетную  систему как таковую, и, главное, выполнение всеми органами и должностными лицами, имеющими отношение к бюджетам, законодательно принятых в государстве  актов.

2. Принцип единства  или централизации бюджета подразумевает  наличие единого и целостного  документа, определяющего доходную  и расходную части бюджета и позволяющего реально осуществлять контроль за формированием бюджета и его исполнением органами власти соответствующего уровню бюджетной системы. На уровне РФ таким документом является Федеральный закон "О федеральном бюджете на год", на уровне субъекта РФ — Закон "О бюджете на год" (например, Брянской области на 2004 год), которые ежегодно принимаются и утверждаются соответствующим законодательным органом.

3. Принцип плановости  бюджета рассматривается с точки  зрения государственного финансового  плана по накоплению доходов  и расходованию денежных средств  бюджета  в соответствии с планом социально-экономического развития на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной классификацией. Плановая природа бюджета исторична с момента его зарождения с середины XIX в. и находится в неразрывной связи с планами развития народного хозяйства, социальной сферы, образования, науки, культуры и других сфер деятельности государства.

4. Принцип равновесия, или сбалансированности бюджета  характеризует в первую очередь  его без дефицитность под которой понимается соразмерность между объемом доходов бюджета и объемом его расходов. Нарушение равновесия в сторону расходов образует дефицит средств в бюджете и ставит перед органами власти проблему его покрытия. Проблема может решаться только за счет изыскания новых источников дохода. В качестве таких источников могут выступать внутренние и внешние заимствования, государственные резервы и другие источники дохода.

5. Принцип многосторонности  бюджета подразумевает,

что бюджет представляет собой сложное явление и одновременно отражает многие сферы деятельности: экономики, финансов, политики, права, социальной жизни и его невозможно сводить только к росписи по статьям доходов и расходов бюджетной классификации. Бюджет — это не только роспись, это еще и денежные отношения, фонд денежных средств, плановый государственный документ.

6. Принцип многофункциональности  бюджета подразумевает, что бюджет  — это прежде всего совокупность  доходов и расходов, собираемых  и расходуемых в течение целого  финансового года в соответствии  со сметами доходов и расходов. Многофункциональность бюджета  определяется не только значительным  количеством источников дохода, но еще большим количеством статей расхода по сферам деятельности, основным направлениям и конкретным мероприятиям.

7. Принцип самостоятельности  бюджетов различных уровней бюджетной системы предполагает:

• право законодательных  и исполнительных органов власти на своем уровне бюджетной системы  самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс;

• наличие собственных  источников доходов формирования бюджета соответствующего уровня бюджетной системы;

• законодательное  закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий органов власти по формированию доходов соответствующих бюджетов;

• право органов  власти самостоятельно определять направления  расходов бюджетных средств;

• недопустимость изъятия доходов, дополнительно  полученных в ходе исполнения бюджета, или суммы превышения доходов  над расходами, или сумм экономики  по расходам бюджетов.

8. Принцип полноты  отражения доходов и расходов бюджета и внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иных обязательных поступлений и расходов отражаются в бюджетах и внебюджетных фондах в соответствии с бюджетной классификацией. 

9. Принцип гласности  или публичности бюджетов подразумевает:

• обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении;

• полноту представления  информации о ходе исполнения бюджетов;

• обязательную открытость для граждан и СМИ  процедур

рассмотрения  и принятия решений по проектам бюджетов;

• понимание  гражданами языка бюджета и его  цифр, за которыми скрываются отношения  органов власти к своему государству, обществу и гражданам.

10. Принцип достоверности  бюджета предполагает надежность  показателей прогноза социально  экономического развития соответствующих  территорий, реалистичность расчета  доходов и расходов бюджета,  конкретность, определенную точность  и объективность исполнения бюджета  или выполнения контрольных мероприятий,  предусмотренных целевыми программами  и проектами.

11. Принцип обязательности  исполнения бюджета означает, что  после принятия и утверждения  бюджета органы исполнительной  власти, ответственные за исполнение  бюджета, не имеют права переводить  денежные ресурсы из одного  направления, параграфа или статьи  бюджетной классификации в другие  без решения законодательного  органа власти. Все денежные ресурсы  бюджета используются в строгом  соответствии с росписью бюджетной  классификации по целевому направлению  и в сроки, определенные целевыми  программами и проектами развития  народного хозяйства страны и  социальной сферы.

12. Принцип эффективности  и экономичности использования  бюджетных средств подразумевает,  что при исполнении бюджетов  органы исполнительной власти  и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов в выполнении плановых заданий в соответствии с объемом средств, определенных бюджетом на соответствующее мероприятие.

 Принципы  системности

Среди множества принципов, характеризующих бюджетную систему, можно выделить наиболее важные, к которым  относятся следующие принципы:

• единства бюджетной  системы;

• разграничения  доходов и расходов внутри системы  и по ее уровням;

• общего или  совокупного покрытия расходов бюджета;

• адресности и  целевого характера использования  бюджетных средств;

• вертикальности бюджетной системы;

• межбюджетных отношений;

• универсальности  бюджетов.

1. Принцип единства  бюджетной системы предполагает:

• единство правовой базы;

• единство денежной системы;

• единство форм бюджетной классификации и документации;

• использование  единых принципов и правил в бюджетном  процессе;

• применение единых санкций за нарушение бюджетного законодательства;

• применение единого  порядка   финансирования расходов бюджетов  всех уровней бюджетной системы;

- ведение бухгалтерского  учета средств бюджетов всех уровней по единым стандартам, формам учета и отчетности.

2. Принцип разграничения  доходов и расходов внутри

бюджета и между  уровнями бюджетной системы означает

полное или  частичное закрепление определенных законодательством видов источников доходов за соответствующими бюджетами, а равно внутри бюджетов и закрепление отдельных видов доходов за определенными статьями расходов.

Кроме того, принцип  подразумевает разграничение полномочий органов власти внутри одного бюджета  и между бюджетами по формированию бюджетов, их исполнению и установлению контроля  за расходованием бюджетных  средств и средств внебюджетных фондов.

3. Принцип общего  или совокупного покрытия расходов бюджета предполагает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений от источников финансирования дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования дефицита могут быть направлены на финансирование определенных расходов бюджета и только при финансировании целевых бюджетных фондов и программ. Кроме того, в случае централизации средств из бюджетов других уровней осуществляется принцип совокупного покрытия расходов бюджетов, в том числе дефицита бюджета.

4. Принцип адресности  и целевого характера использования  бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются  в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств в общей бюджетной системе с обозначением направления их на финансирование конкретных программ или мероприятий.

5. Принцип вертикальности  бюджетной системы предполагает  вертикальное структурное строительство  бюджетной системы по формированию  доходов и исполнению бюджета.  То есть, с одной стороны, каждое  территориальное образование имеет  свой бюджет (федеральный, региональный  или местный) и решает свои  задачи самостоятельно в пределах  предоставленных законодательством  прав, с другой стороны, регулирование бюджетов осуществляется исключительно по вертикали "сверху — вниз" в целях перераспределения денежных средств  при решении  задач социально-экономического  характера  или  выравнивания доходов звенье в бюджетной системы.

Информация о работе Бюджетная система РФ