Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:02, реферат
Для того чтобы любое государство могло нормально функционировать, все его организационные ветви и структуры нужно своевременно обеспечивать. И обеспечение это напрямую связанно с наличием финансов. А для того чтобы этих самых финансов хватило на весь период обеспечения, и производится планирование бюджета. По своей сути государственный бюджет это детализированный финансовый план государства, в котором подробнейшим образом расписаны все статьи, как доходов, так и расходов. При этом он распространяется на все без исключения государственные предприятия.
• разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;
• определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы
бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;
• определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.
Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:
• контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;
• контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных
фондов.
2 Организация бюджетной системы РФ
2.1. Принципы построения бюджетной системы
Принципы как исходные и основополагающие данные любого процесса и любой системы присущи и бюджетной системе. Они позволяют характеризовать бюджетную систему с различных сторон, анализировать ее по различным показателям в интересах оптимизации бюджетов различных уровней и бюджетного процесса в целом. Принципы, лежащие в основе бюджетов и бюджетной системы в целом, можно разделить на две группы:
• общие принципы или принципы бюджетности , характеризующие бюджет как научную категорию;
• принципы системности,
характеризующие бюджет как систему.
К общим принципам, характеризующим бюджет, можно отнести следующие принципы:
• правомерности и обязательности правовой базы;
• единства или централизации бюджета;
• плановости бюджета;
• равновесия, или сбалансированности бюджета;
• многосторонности бюджета;
• многофункциональности бюджета;
• самостоятельности бюджетов;
• полноты отражения доходов и расходов;
• гласности или публичности бюджетов;
• достоверности данных бюджета;
• обязательности исполнения бюджета;
• эффективности и экономичности использования бюджетных средств.
1. Принцип правомерности и обязательности правовой базы означает, что становление бюджета базируется на исторически сложившихся нормах и правилах и непосредственно опирается на законодательную базу или бюджетное право.
Под правомерностью понимают совокупность прав народа через своих представителей участвовать в бюджетном процессе и юридических норм, законодательно закрепляющих содержание бюджетного плана. В соответствии с бюджетным правом на основании юридических норм определено и закреплено бюджетное устройство РФ, бюджетные отношения и бюджетный процесс на всех этапах его формирования и исполнения, определен порядок контроля за формированием и исполнением бюджетов всех уровней, определены процедуры рассмотрения, изменения, утверждения и исполнения бюджетов в ходе бюджетного процесса. Под обязательностью понимается необходимость принятия законодательных актов, определяющих бюджеты и бюджетную систему как таковую, и, главное, выполнение всеми органами и должностными лицами, имеющими отношение к бюджетам, законодательно принятых в государстве актов.
2. Принцип единства
или централизации бюджета
3. Принцип плановости
бюджета рассматривается с
4. Принцип равновесия,
или сбалансированности
5. Принцип многосторонности бюджета подразумевает,
что бюджет представляет
собой сложное явление и
6. Принцип многофункциональности
бюджета подразумевает, что
7. Принцип самостоятельности бюджетов различных уровней бюджетной системы предполагает:
• право законодательных и исполнительных органов власти на своем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
• наличие собственных источников доходов формирования бюджета соответствующего уровня бюджетной системы;
• законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий органов власти по формированию доходов соответствующих бюджетов;
• право органов власти самостоятельно определять направления расходов бюджетных средств;
• недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета, или суммы превышения доходов над расходами, или сумм экономики по расходам бюджетов.
8. Принцип полноты
отражения доходов и расходов
бюджета и внебюджетных фондов означает,
что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных
фондов и иных обязательных поступлений
и расходов отражаются в бюджетах и внебюджетных
фондах в соответствии с бюджетной классификацией.
9. Принцип гласности
или публичности бюджетов
• обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;
• полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов;
• обязательную открытость для граждан и СМИ процедур
рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;
• понимание гражданами языка бюджета и его цифр, за которыми скрываются отношения органов власти к своему государству, обществу и гражданам.
10. Принцип достоверности
бюджета предполагает
11. Принцип обязательности
исполнения бюджета означает, что
после принятия и утверждения
бюджета органы исполнительной
власти, ответственные за исполнение
бюджета, не имеют права
12. Принцип эффективности
и экономичности использования
бюджетных средств
Принципы системности
Среди множества принципов, характеризующих бюджетную систему, можно выделить наиболее важные, к которым относятся следующие принципы:
• единства бюджетной системы;
• разграничения доходов и расходов внутри системы и по ее уровням;
• общего или совокупного покрытия расходов бюджета;
• адресности и целевого характера использования бюджетных средств;
• вертикальности бюджетной системы;
• межбюджетных отношений;
• универсальности бюджетов.
1. Принцип единства
бюджетной системы
• единство правовой базы;
• единство денежной системы;
• единство форм
бюджетной классификации и
• использование единых принципов и правил в бюджетном процессе;
• применение единых санкций за нарушение бюджетного законодательства;
• применение единого порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы;
- ведение бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней по единым стандартам, формам учета и отчетности.
2. Принцип разграничения доходов и расходов внутри
бюджета и между уровнями бюджетной системы означает
полное или
частичное закрепление
Кроме того, принцип
подразумевает разграничение
3. Принцип общего
или совокупного покрытия
4. Принцип адресности
и целевого характера
5. Принцип вертикальности
бюджетной системы