Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:02, реферат
Для того чтобы любое государство могло нормально функционировать, все его организационные ветви и структуры нужно своевременно обеспечивать. И обеспечение это напрямую связанно с наличием финансов. А для того чтобы этих самых финансов хватило на весь период обеспечения, и производится планирование бюджета. По своей сути государственный бюджет это детализированный финансовый план государства, в котором подробнейшим образом расписаны все статьи, как доходов, так и расходов. При этом он распространяется на все без исключения государственные предприятия.
3 БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ | РФ |
3.1. Сущность, причины
и формы бюджетного дефицита.
Бюджетный дефицит
выступает как сложная
Категория «бюджетного
дефицита» является результатом
и критерием эффективности
Как параметр бюджетной системы бюджетный дефицит означает превышение расходов над доходами и соответствующую потребность в дополнительных источниках финансирования расходов государства. Бюджетный дефицит может отсутствовать, и в этом случае проявляется новая форма бюджетных взаимосвязей - бюджетный профицит (излишек финансовых ресурсов государства над его расходами). Возможна и ситуация равенства суммы доходов и расходов бюджета, отражающая бюджетное равновесие.
Наличие бюджетных
дефицитов может вызваться
В функции распределения (перераспределения) роль бюджетного дефицита состоит в регулировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжении государства сверхустоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций. Фондообразующая функция бюджетного дефицита проявляется в формировании определенного добавочного фонда централизованных бюджетных ресурсов за счет перераспределения финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы. Стимулирующая функция бюджетного дефицита реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономических отношений в эффективном функционировании всей бюджетно-финансовой системы и эффективном использовании источников бюджетного дефицита мобилизуемых через этот механизм финансовых ресурсов. Контрольная функция бюджетного дефицита отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления финансовой системы, изъятия ВВП посредством налогов, установленных государством.
Понятие дефицита
(профицита) применимо не только к
бюджетной системе Российской Федерации,
но и к государственным
В многоуровневой
и децентрализованной бюджетной
системе нередко возникают
Поэтому, несмотря
на самостоятельность бюджетов, регулирование
бюджетных дефицитов в
Дефицит государственного
бюджета не является однозначно негативным
явлением. Его характер и роль должны
оцениваться с учетом причин возникновения,
направлений и целей
3.2. Источники и методы
финансирования бюджетного дефицита.
Существуют разнообразные источники финансирования бюджетного дефицита, особенно в условиях устойчивого экономического роста и наличия достаточной массы не вовлеченных в реальный инвестиционный процесс финансовых ресурсов у населения, банков и финансового рынка.
По формам собственности источники финансирования бюджетного дефицита можно разделить на собственные и заемные. К собственным источникам относятся поступления ресурсов от имущества, находящегося в собственности государства и местного самоуправления. Поступления от этих источников носят безвозвратный характер. Заемные источники привлекаются как временно свободные ресурсы финансового рынка и носят возвратный характер, относятся на увеличение государственного долга, требуют процентных расходов по их обслуживанию.
Заемные источники
классифицируются на внутренние и внешние.
По способу привлечения относятся
к кредитам и займам, имея в виду,
что кредиты предоставляются
на основе договоров и соглашений,
а займы реализуются
Основными особенностями
финансирования дефицита бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных
бюджетов является ограничение (запрещение)
их доступа к внешним источникам
и отсутствие у них ресурсов от
реализации запасов валютных ценностей
(драгоценных металлов и драгоценных
камней), поскольку большинство
Источники финансирования дефицита бюджетов на всех уровнях утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит статью, ограничивающую суверенитет России в использовании ее золотовалютных ресурсов в финансировании бюджетного дефицита. Кредиты Банка России, а также приобретение им долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.
Источники финансирования
бюджетного дефицита взаимосвязаны
со способами дефицитного
1) Дополнительные
налоговые поступления от
2) Займы на внутреннем и внешнем рынках;
3) Долговые обязательства (кредиты);
4) Кредитно-денежная эмиссия;
5) Использование
переходящих или временно
6) Привлечение средств из стабилизационных фондов (находятся в стадии освоения).
Реальными источниками внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в 1999-2001гг. являлись поступления от выпуска и размещения государственных ценных бумаг (государственных краткосрочных облигаций - ГКО и облигаций федеральных займов - ОФЗ), поступления от приватизации объектов госсобственности и реализации драгметаллов и драгоценных камней из государственных запасов. Они использовались на обслуживание и погашение госдолга и покрытие кассовых разрывов.
Сальдо по источникам внешнего финансирования дефицита бюджета было отрицательным: средства федерального бюджета расходовались на обслуживание и погашения внешнего государственного долга, внешние заимствования в последние годы являются незначительными.
В Российской Федерации кредитно-денежная эмиссия как способ финансирования бюджетного дефицита не используется и защищена бюджетно-банковским законодательством. Дополнительные налоговые поступления учитываются при составлении проектов бюджетов и Бюджетным кодексом РФ не рассматриваются как способ финансирования бюджетного дефицита.
Все более активно стал осваиваться способ резервирования бюджетных доходов, хотя это и не предусмотрено в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2002 год» создан финансовый резерв за счет профицита бюджета в сумме 109,8 млрд руб. и свободных остатков средств федерального бюджета на счетах Федерального казначейства по состоянию на 1 января 2002 года.
Средства финансового
резерва могут использоваться только
на замещение внутренних и внешних
источников финансирования дефицита федерального
бюджета и погашение
В западных экономических
теориях политика бюджетного дефицита
рассматривается
Различаются два типа бюджетно-налоговой политики, в которой формируется тот или иной подход к бюджетному дефициту.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном подходе политика снижения налогов может привести к росту бюджетного потенциала (снижению бюджетного дефицита) за счет расширения производства и накопления капитала.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) ограничивает циклический подъем экономики путем ограничения бюджетных расходов (снижение бюджетного дефицита или его полной нуллификации), увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе такой тип бюджетно-налоговой политики позволяет снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В долгосрочной перспективе, особенно при минимизации государственных инвестиций, сдерживающая бюджетно-налоговая политика при сочетании с жесткой денежно-кредитной политикой и неэффективном управлением экономикой со стороны государства создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко является реальностью в переходной экономике, в том числе и в России.
Если бюджетный
дефицит возникает вследствие необходимости
осуществления крупных
Наряду со структурным
может иметь место циклический
При дискреционной
бюджетно-фискальной политике, характеризующейся
целенаправленным изменением величин
государственных расходов, налогов
и бюджетного сальдо (дефицита или профицита);
в период спада создается дефицит госбюджета
для увеличения государственных расходов
(например, на производственные инвестиции
с целью создания новых рабочих мест) или
снижения налогов. В период циклического
подъема рыночной экономики целенаправленно
создается бюджетный профицит.