Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:22, контрольная работа
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации.
Введение
Глава 1.Организационно-правовые основы бюджетной системы России и бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления
1.1Бюджетное право и его источники
1.2Субъекты и нормы бюджетного права
1.3 Бюджетный федерализм-основа построения бюджетной системы Российской Федерации
Глава 2. Расходы бюджетной системы на науку, государственную поддержку
и развитие отраслей экономики
12.1. Бюджетные расходы на фундаментальные научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
12.2. Бюджетные расходы на поддержку отраслей промышленности, энергетики, строительства
12.3. Бюджетные расходы на поддержку сельского хозяйства
12.4. Бюджетные расходы на поддержку и развитие транспорта, связи и информатики
12.5. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство
Список литературы
22
Содержание
Введение
Глава 1.Организационно-правовые основы бюджетной системы России и бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления
1.1Бюджетное право и его источники
1.2Субъекты и нормы бюджетного права
1.3 Бюджетный федерализм-основа построения бюджетной системы Российской Федерации
Глава 2. Расходы бюджетной системы на науку, государственную поддержку
и развитие отраслей экономики
12.1. Бюджетные расходы на фундаментальные научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
12.2. Бюджетные расходы на поддержку отраслей промышленности, энергетики, строительства
12.3. Бюджетные расходы на поддержку сельского хозяйства
12.4. Бюджетные расходы на поддержку и развитие транспорта, связи и информатики
12.5. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство
Список литературы
В формировании и развитии экономической структуры современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Глава 1. Организационно-правовые основы бюджетной системы России
и бюджетные права органов государственной власти и местного
самоуправления
1.1. Бюджетное право и его источники
Бюджетное право — это совокупность финансово-правовых норм, которые закрепляют структуру бюджетного устройства и бюджетной системы России, порядок формирования бюджетных доходов и перечень расходов, регламентируют бюджетный процесс, формирование и использование государственных бюджетных и внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социального и экономического развития страны и укрепления обороноспособности государства.
Государство является официальным представителем всего общества, всех его членов. Оно представляет собой особую форму организации политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом), аппаратом управления обществом.
Издание законов и правил, обязательных для всего населения государства, осуществляется государственным законодательным органом. Государство и право неразрывно связаны. Государство издает нормы права — правила поведения юридического характера, устанавливаемые или санкционированные государством. Совокупность правовых норм и есть
право.
Если рассматривать явления исторически, то можно утверждать, что вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.
В состав России входит значительное число равноправных субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Это и есть федеративное устройство России. Вместе с тем федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти.
Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России.
В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации, из них; 21 республика, 6 краев, 1 автономная область, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 10 автономных округов.
Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты РФ — свои уставы и законодательства.
Российская Федерация, а также субъекты Российской Федерации имеют свои сферы компетенции, или, как сказано в Конституции, предметы ведения.
Если нормативные акты, принятые субъектами Российской Федерации, выходят за пределы их компетенции, они не имеют юридической силы.
Источники бюджетного права. Главный источник финансового и бюджетного права — Конституция Российской Федерации (1993 г.), включающая в себя основные принципиальные положения бюджета. Кроме Конституции источниками бюджетного права России являются:
• федеральные законы РФ;
• правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления;
• правовые акты органов управления специальной компетенции (указы Президента РФ), в которых содержатся нормы права в дополнение и развитие Конституции.
Наибольшее внимание Конституция РФ уделяет бюджетной деятельности государства, что объясняется значимой ролью бюджета как центрального звена финансовой системы.
Статья 10 Конституции РФ предписывает: "Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсирования международных договоров Российской Федерации.
Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; внешнеэкономические отношения Российской Федерации. Статья 132 Конституции РФ определяет полномочия органов самоуправления: они самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В 1998 г. принят БК РФ как бюджетное законодательство, регулирующее в государстве ряд бюджетных отношений, к которым относятся:
• отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
• отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, Утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.
Вместе с тем в БК РФ приведены некоторые нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения. Так, Президент РФ вправе издавать указы, регулирующие бюджетные правоотношения, которые не должны противоречить БК РФ и другим законам. В случае противоречия между БК РФ и нормативными актами, подписанными Президентом РФ либо Правительством РФ, за нормативный документ применяется БК РФ (закон).
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения в пределах своей компетенции. Органы местного самоуправления принимают правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения в части местных бюджетов, также в пределах своей компетенции.
Таким образом, к источникам бюджетного права относятся Конституция РФ, БК РФ и другие нормативные правовые акты, издаваемые Президентом РФ, органами исполнительной власти РФ, местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах их компетенции.
Эти правовые акты традиционно классифицируют по юридическим свойствам, выделяя следующие:
1. Нормативные акты, которые устанавливают общие правила для участников финансовых отношений, регулируют определенные виды финансовых отношений; определяют конкретные признаки соответствующего вида финансовых отношений.
2. Финансово-плановые акты, значительный массив которых характерен для бюджетного права, включают в свой состав федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты республик, финансовые планы других финансовых органов и кредитных учреждений, финансовые планы отраслевых министерств и ведомств, сметы учреждений, организаций.
Бюджетное регулирование охватывает практически все сферы деятельности государства. Однако не следует забывать, что Конституция РФ- Основной закон страны—определяет полномочия представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, а также предметы совместного ведения этих органов РФ.
Конституцией РФ установлено единство денежной системы в России, которое обеспечивается признанием рубля в качестве законного денежного средства (ст. 75) и Центрального банка РФ — единственным эмиссионным центром. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации ее Конституцией не допускаются.
3.2. Субъекты и нормы бюджетного права
В процессе деятельности по образованию, распределению и использованию централизованных государственных денежных фондов и муниципальных финансовых ресурсов складываются определенные бюджетные правоотношения между участниками бюджетного процесса — субъектами бюджетного права.
Субъектами бюджетного права Российской Федерации являются: государство, государственные и административно-территориальн
• Российская Федерация в целом;
• субъекты Российской Федерации — республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург;
• местные административно-
• представительные органы государственной власти и Местного самоуправления;
• исполнительные органы власти и местного самоуправления.
Субъекты бюджетного права при реализации своих прав и обязанностей вступают в бюджетные правоотношения, к которым относятся:
• отношения, возникающие между субъектами правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе подготовки проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением.
Среди органов государственной власти к реальным (наиболее значимым) субъектам бюджетных правоотношений относятся:
1. Органы государственной власти и управления, участие которых обязательно в бюджетном процессе. В круг органов государственной власти и управления входят органы представительной и исполнительной власти федерального уровня.
К органам исполнительной власти относятся как органы общей компетенции, так и специальной (отраслевой) — министерства, федеральные агентства, службы, департаменты, система финансово-кредитных органов.
2. Органы государственной власти субъектов Федерации.
3. Президент Российской Федерации.
4. Правительство Российской Федерации. Бюджетные отношения имеют свои особенности, основная из которых заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования централизованных денежных фондов.
Другая особенность состоит в том, что эти отношения возникают между государством и организациями, т. е. одной из сторон выступает государство, или его уполномоченный орган, или орган местного самоуправления, наделенный властными полномочиями и имеющий право издавать предписания, обязательные для исполнения.
Бюджетные отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, регулируются законодательством. В ст. 1 БК РФ сказано, что Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Согласно российскому законодательству нормативные бюджетные правоотношения в России регулируют следующие правовые акты: