Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:10, контрольная работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет.

Содержание

Введение ………………стр. 2
Экономическое содержание: понятие, виды и функции бюджета государства……………стр. 3
Методы бюджетного планирования ……………. стр.8
Динамика и анализ консолидированного бюджета РФ …….. стр.16
Заключение …………… стр.22
Список использованной литературы ………..с

Работа содержит 1 файл

бюдж сист рф.docx

— 46.01 Кб (Скачать)
 

Содержание

 

  1. Введение ………………стр. 2
  2. Экономическое содержание: понятие, виды  и функции бюджета государства……………стр. 3
  3. Методы бюджетного планирования ……………. стр.8
  4. Динамика и анализ консолидированного бюджета РФ …….. стр.16
  5. Заключение …………… стр.22
  6. Список использованной литературы ………..стр. 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе  политики. Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в  ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие  на образование и использование  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Основу финансовой базы государственного регулирования  рыночной экономики составляет бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных  органов власти всех уровней. Государственный бюджет - это счетный план государства, позволяющий контролировать поступление доходов в форме налоговых и неналоговых платежей и займов, с одной стороны, и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи расходов - с другой. Роспись государственных доходов и расходов делается на определенный срок и утверждается в законодательном порядке. Все экономические проблемы в бюджете предопределены проблемами доходных источников, т.е. состоянием налоговых и кредитных отношений, которые зависят от производства и обмена и имеют объективную экономическую природу. Это значит, что, во-первых, любые кризисные процессы бюджета связаны с кризисом производства и обращения, во-вторых, важнейшим вопросом является правовое оформление бюджетно-налоговых отношений как единого системного комплекса. В государственном бюджете органически увязаны все основные финансовые операции доходов и расходов. Внешне самостоятельные, в бюджете они получают единую направленность, находящую отражение в проводимой государством политике.

 

  1. Экономическое содержание и функции бюджета государства

Государственный бюджет - это счетный план государства, позволяющий контролировать поступление  доходов в форме налоговых  и неналоговых платежей и займов, с одной стороны, и процесс  использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи расходов - с другой. Роспись государственных  доходов и расходов делается на определенный срок и утверждается в законодательном  порядке.

Основным  содержанием бюджета являются налоги и займы. Именно они определяют состояние бюджета, от них зависит объем доходов государства, концентрируемый в бюджете. Налоги и займы, в свою очередь, предопределены законами воспроизводства, т.е. размеры налоговых поступлений и займов зависят от качественных и количественных параметров совокупного дохода общества. Без доходных источников нет бюджета, тогда как потребности в самих этих источниках существуют всегда. Данные потребности удовлетворяются через налоги, а при их недостаточности - через займы. Поэтому государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства.

  За счет бюджетных средств  осуществляются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности - оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасность государства, фундаментальная науками др. А так же, за счет бюджета осуществляются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство. С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения.

Бюджет - категория свойственная различным  отношениям. Его возникновение и  развитие связано с зарождением  и формированием государства. Государство  использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения  как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики. Как экономическая категория  бюджетные отношения являются составной  частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Существуют  два метода формирования и использования  бюджетных средств - собственно бюджетный  и кредитный. Суть бюджетного метода состоит в том, что изъятие  части денежных доходов предприятий  и населения, с одной стороны, и предоставление финансовых ресурсов для расходования носят безвозмездный характер. Благодаря бюджетному методу аккумулируется и расходуется значительная часть бюджета. Другая часть бюджета формируется и используется на кредитной основе: поступления в форме внутренних займов, иностранных кредитов и расходы в форме бюджетных ссуд, кредитов иностранным государствам. Бюджет РФ как финансовый план государства базируется на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.

Бюджет  выполняет следующие задачи:

- перераспределение ВВП;

- государственное регулирование  и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение бюджетной  сферы и осуществления социальной  политики государства;

- контроль за образованием и  использованием централизованных  фондов денежных средств.

Распределительная функция бюджета проявляется  через формирование и использование  централизованных фондов денежных средств  по уровням государственной и  территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты  разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство  регулирует хозяйственную жизнь  страны, экономические отношения, направляя  бюджетные средства на поддержку  или развитие отраслей, регионов. Регулируя  таким образом экономические  отношения, государство способно целенаправленно  усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления. Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии: образование доходов бюджета, использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Доходы  бюджета - денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти РФ, органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления. Таким образом, экономическое содержание доходов  бюджета определяется объектами  денежных отношений, являющихся источниками  формирования доходной базы бюджетной  системы. Это валовой внутренний продукт, части которого в форме  прибыли и заработной платы выступают  источником безвозмездного формирования (посредством налогового механизма) бюджетных доходов. Это национальное богатство, часть которого служит источником безвозмездного формирования бюджетных  доходов посредством механизмов приватизации объектов государственной  и муниципальной собственности, реализации золотовалютных резервов. В процессе образования доходов  бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства  части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства.

На  этой основе возникают: финансовые взаимоотношения  государства с налогоплательщиками. Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они  отличаются единством, так как преследуют одну цель - формирование доходной части  бюджетов разных уровней. Им свойственны  денежная форма и обезличенность. Доходы бюджета могут носить налоговый  и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и  доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), накопления. Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни - косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления. Через бюджетные  расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и  непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями  бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям  затрат, а непосредственные расходы  осуществляют бюджетополучатели. Кроме  того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств  по уровням бюджетной системы  через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета  носят в основном безвозвратный  характер. На возвратной основе могут  предоставляться только бюджетные  кредиты и бюджетные ссуды. Структура  бюджетных расходов ежегодно устанавливается  непосредственно в бюджетном  плане и зависит, как и доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов. Экономическая сущность бюджетных расходов по общественному  назначению отражает состав выполняемых  государством функций. В зависимости  от роли в процессе общественного  воспроизводства бюджетные расходы  подразделяются на текущие и капитальные.

Бюджетная классификация - это обязательная группировка  доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам. Бюджетная  классификация используется при  планировании и исполнении бюджетов, ведении учета и составлении отчетности. На основе бюджетной классификации обеспечивается: единообразие составления проектов бюджетов всех уровней, сопоставимость показателей, учет и контроль за поступлением доходов и расходованием средств согласно утвержденным показателям. Для обработки данных бюджетной классификации вычислительной техникой установлена система кодирования показателей. Главным группировочным признаком доходов являются источники формирования, а у расходов - направления финансов на выполнение функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Осуществляя  эти функции, государство не должно ослаблять рыночные стимулы предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства  должна строиться на синтезе рыночного  и государственного механизмов регулирования.

 

 

  1. Методы бюджетного планирования.

 

Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов: 1.составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней; 2.рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти; 3.рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных и представительных органах государственной власти разных уровней и в органах местного самоуправления;4. поквартальное распределение финансовыми органами государственных, региональных и муниципальных уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей .

Бюджетное прогнозирование – это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.

Прогнозирование бюджета ориентирует  на поиск оптимального решения задач, на выбор наилучшего из возможных  вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования  рассматриваются различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальных задач, объективных и субъективных факторов, действующих на государственном, региональном и местном уровнях. При этом непрерывность прогнозирования бюджета обусловливает систематическое уточнение бюджетных показателей по мере формирования новых данных.

К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования и прогнозирования относят:

  • Индексный метод (от достигнутого);
  • Нормативный метод;
  • Балансовый метод;
  • Бюджетирования ориентированного на результат;
  • Программно - целевой метод;
  • Метод экспертного прогнозирования;
  • Метод экстраполяции;
  • Метод моделирования;
  • Метод экономического анализа.

Информация о работе Бюджетная система РФ