Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:49, дипломная работа
Цель работы состоит в изучении методологии и организации бизнес – планирования в условиях антикризисного управления, а также овладении навыками разработки бизнес-плана.
Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:
определение понятия антикризисного управления предприятием;
изучение нормативно-правовой базы;
анализ причин кризисного состояния предприятия;
разработка мероприятий бизнес-плана по финансовому оздоровлению предприятия в условиях антикризисного управления.
Объектом исследования выбрано ЗАО «Промтрактор-Вагон».
Предмет исследования: методология бизнес – планирования как инструмент решения кризисных проблем предприятия.
Введение 4
Глава 1. Антикризисное управление предприятием
1.1. Кризисные предприятия в национальной экономике России 7
1.2. Понятие несостоятельного предприятия 9
1.3 Нормативно-правовая база антикризисного управления 17
1.4 Исследование причин кризисного состояния предприятия 22
1.5. Методология бизнес – планирования в условиях
антикризисного управления 27
Глава 2. Хозяйственная деятельность предприятия. Выявление проблем
и альтернативы их решения (на примере Канашского ВРЗ).
2.1 Организационно – экономическая характеристика 32
2.2 Анализ финансового состояния 37
2.3 Перечень проблем и негативных тенденций 50
Глава 3. Разработка бизнес - плана по нейтрализации негативных тенденций
3.1. Обоснование концепции и формы нейтрализации 53 3.2. Система проектируемых мероприятий по
финансовому оздоровлению предприятия 60
3.3. Ожидаемые результаты от финансовых вложений 63
Заключение 67
Список использованной литературы 70
В рамках проводимой реконструкции и расширения производственных цехов планируется осуществить следующие работы - ремонт основных цехов завода, обновление связанного с этим заводского хозяйства и инженерной инфраструктуры, замену устаревшего оборудования и покупку нового, внедрение новых технологических процессов:
В настоящее время, на основании действующего Постановления Правительства РФ от 01.01.2002г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», и Указания МПС РФ от 2 апреля 2002г. № И-283у, выпущенного на основании 25 статьи Налогового Кодекса, установлен срок полезного использования на грузовые вагоны таблица 3.1.4
Таблица 3.1.4
Срок полезного использования на грузовые вагоны
№ п/п | Вид вагонов | Срок полезного использования, на основании Постановления Правительства №1, годы (амортизационные группы) | Срок полезного использования на основании Указания МПС РФ №И – 283у | |||
7-ая
(свыше 15 лет до 20 включительно) |
8-ая (свыше 20 до 25 лет включительно) | 9-ая (свыше 25 лет до 30 лет включительно) | Группа | Применяемый срок службы, лет | ||
1. | Вагоны грузовые магистральные крытые | Х |
9 |
28 | ||
2. | Вагоны широкой колеи для промышленности | Х |
||||
3. | Полувагоны | Х | 8 | 21 | ||
4. | Платформы | Х | 9 | 28 | ||
5. | Вагоны – цистерны нефтебензиновые | Х | 9 | 28 | ||
6. | Вагоны – цистерны специальные | Х | 7 | 18 | ||
7. | Хоппер - дозаторы | Х | 7 | 18 | ||
8. | Вагоны изотермические | Х | 7 | 18 | ||
9. | Вагоны бункерного типа | Х | 8 | 22 |
Важной составляющей проекта является то, что после проведения реконструкции и расширения Канашского ВРЗ завод сможет увеличить объем осуществляемого ремонта для нужд отрасли более чем в 3,5 раза за период освоения инвестиций и будет удерживать этот объем в последующий за инвестиционным период, в соответствии с перспективным планом производства продукции. При этом, планируется осуществлять ремонт цистерн в объеме КР и КРП, а к 2005 году наладить ремонт фитинговых платформ.
Увеличение объема производимой продукции произойдет за счет:
качественных характеристик:
изменения в структуре затрат Предприятия, прежде всего это касается переменных затрат, т.к. предпринимаемые меры позволят снизить трудоемкость ремонтных работ по отношению к существующим нормам;
сокращения расходов на топливо, в результате перехода технологических печей сталелитейного цеха с жидкого топлива на природный газ (порядка 1112,3 тыс. руб. в год);
количественных характеристик: покупки нового оборудования, что позволит увеличить объем производимой продукции в натуральном выражении.
3.2
Система проектируемых
финансовому оздоровлению
Нами рассматривается 3 варианта финансирования реконструкции и модернизации Канашского ВРЗ (таблица 3.2.1)
Таблица 3.2.1
Варианты и источники финансирования реконструкции предприятия
Вариант 1 лизинг рублевый, тыс.. руб. | ||||||||||||
Источники финансирования | СМР | Оборудование | ||||||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |||||
1. Простые беспроцентные векселя | 36,423 | 797,926 | 668,019 | 273,400 | ||||||||
ИТОГО по СМР | 1 775,768 | |||||||||||
2. Лизинг рублевый | 78,102 | 360,696 | 322,392 | 100,324 | ||||||||
ИТОГО по оборудованию | 861,514 | |||||||||||
ВСЕГО | 2 637, 282 | |||||||||||
Продолжение таблицы 2.4.1 | ||||||||||||
Вариант 2 Кредит коммерческого банка, тыс. руб. | ||||||||||||
Источники финансирования | СМР | Оборудование | ||||||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |||||
1. Простые беспроцентные векселя | 36,423 | 797,926 | 668,019 | 273,400 | ||||||||
ИТОГО по СМР | 1 775,768 | |||||||||||
2. Кредит коммерческого банка | 78,102 | 360,696 | 322,392 | 100,324 | ||||||||
ИТОГО по оборудованию | 861,514 | |||||||||||
ВСЕГО | 2 637, 282 | |||||||||||
Вариант 3 Кредит коммерческого банка под СМР и оборудование, тыс. руб. | ||||||||||||
Источники финансирования | СМР | Оборудование | ||||||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |||||
1. Кредит коммерческого банка | 36,423 | 797,926 | 668,019 | 273,400 | 78,102 | 360,696 | 322,392 | 100,324 | ||||
ИТОГО | 1 775,768 | 861,514 | ||||||||||
ВСЕГО | 2 637, 282 |
Все варианты финансирования реконструкции и модернизации Канашского ВРЗ предусматривают возвратное финансирование.
Вариант 1.
Вариант 2.
Оплату
строительно-монтажных работ
Оплата оборудования за счет кредита коммерческого банка. Ставка кредитования – 18%.
Вариант 3.
1.
Оплату строительно-монтажных
В прогнозном периоде расчеты велись с учетом индексации применяемых отпускных цен на каждый вид капитального ремонта различных типов вагонов и формированию колесных пар, а также индексации затрат по сырью и материалам, на основании индексов роста цен, разработанных Минэкономразвития РФ.
Ставка по кредиту коммерческого банка определена, в среднем, по ставкам кредитов на подобных условиях и составляет 18%.
Для определения потребности в финансировании и возможностей возврата средств рассчитаны планы движения денежных средств для каждого варианта финансирования, в которые включены денежные потоки от производственной деятельности, инвестиции и собственно финансирование проекта.
Необходимым условием осуществления проекта является неотрицательное сальдо денежного потоков нарастающим итогом. Сальдо денежных потоков получается сложением всех денежных потоков за период с учетом знака и характеризует приток или отток денежных средств за период в целом по предприятию. Этот показатель, рассчитанный нарастающим итогом от начала проекта, характеризует состояние остатка денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия и, соответственно, не может быть отрицательным.
Так как, денежные потоки финансирования проекта и получения дохода в каждом из вариантов имеют различное распределение по времени, для правильной оценки экономической эффективности необходимо применять дисконтированные методы, т.е. привести все денежные потоки к началу проекта. Полученный в результате показатель — чистая настоящая стоимость. Среди рассматриваемых вариантов наиболее приемлемым является вариант 2, который характеризуется наименьшим сроком окупаемости, генерируя при этом наибольшую величину чистой настоящей стоимости (таблица 3.2.2 и 3.2.3)
Таблица 3.2.2
Сравнительный анализ вариантов финансирования проектов
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | |
Чистая настоящая стоимость вложений, млн. руб. | 1 136,627 | 1 175,650 | 1 392,151 |
Внутренняя норма рентабельности, % | 26 | 22 | 25 |
Простой срок окупаемости, лет | 7,0 | 7,0 | 7,2 |
Таблица 3.2.3
Совокупные показатели проекта за 2003-2010 гг. (с учетом НДС)
Статья доходов | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
Совокупный приток денежных средств, млн. руб. | 27 488, 979 | 28 398, 800 | 28 865, 366 |
Совокупный отток денежных средств, млн. руб. | -26 891, 893 | -27 921, 372 | -28 865, 366 |
Свободные денежные средства на момент окончания проекта, млн. руб. | 597, 086 | 477, 428 | - |
Все расчеты приведены в приложении 1 и ведутся в рублях. Все результаты расчетов содержат погрешность, заданную при определении исходных данных для проекта. Точность приводимых чисел (до тыс. руб.) является только арифметической. При выборе исходных данных в расчет принимались более пессимистичные оценки.
В качестве периода расчета (неделимого периода) выбран год.
Период реализации проекта составляет 8 лет, с 2005 г. по 2012г.
При расчетах предполагалось, что вся деятельность ведется в рамках одного предприятия.
В расчетах принято, что оплата продукции производится по отгрузке, а материалы и прочих расходов по их оприходованию. При этом складские запасы постоянны. Таким образом, можно считать, что денежные потоки по времени будут совпадать с определением доходов и расходов для целей расчета прибылей и убытков.
План доходов составлен на основе производственного графика по ремонту вагонов и планируемого уровня цен на продукцию. Доходы от прочей деятельности взяты на уровне 2004 г.
Цены приняты в размере, фактически сложившемся по состоянию на 2004г.
Расчет плана доходов по периодам реализации проекта приведен в Приложении. Данные об основных показателях проекта приведены в тыс. рублях с учетом НДС.
Материалы (комплектующие, топливо и возвратные отходы) являются условно-переменными расходами. Их значения по периодам реализации проекта определены на основе данных об объемах производства и калькуляций на виды ремонта вагонов и колесных пар. Расходы по этим статьям для производства прочей продукции взяты по данным за 2004г.
Фонд
заработной платы для промышленно-производственного
персонала завода определяется на основе
трудоемкости операций, трудовых нормативов
и производственного плана. По административно-
Цеховые, общехозяйственные расходы и расходы на эксплуатацию оборудования определены на уровне 2004г. Прогнозируется уменьшение расходов на эксплуатацию оборудования в связи с заменой изношенного оборудования, требующего постоянного ремонта, новым. Однако этот фактор снижения себестоимости не учтен в расчетах проекта и может считаться «резервом» для улучшения показателей проекта.