Бизнес планирование в условиях кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:49, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении методологии и организации бизнес – планирования в условиях антикризисного управления, а также овладении навыками разработки бизнес-плана.
Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:
определение понятия антикризисного управления предприятием;
изучение нормативно-правовой базы;
анализ причин кризисного состояния предприятия;
разработка мероприятий бизнес-плана по финансовому оздоровлению предприятия в условиях антикризисного управления.
Объектом исследования выбрано ЗАО «Промтрактор-Вагон».
Предмет исследования: методология бизнес – планирования как инструмент решения кризисных проблем предприятия.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Антикризисное управление предприятием
1.1. Кризисные предприятия в национальной экономике России 7
1.2. Понятие несостоятельного предприятия 9
1.3 Нормативно-правовая база антикризисного управления 17
1.4 Исследование причин кризисного состояния предприятия 22
1.5. Методология бизнес – планирования в условиях
антикризисного управления 27
Глава 2. Хозяйственная деятельность предприятия. Выявление проблем
и альтернативы их решения (на примере Канашского ВРЗ).
2.1 Организационно – экономическая характеристика 32
2.2 Анализ финансового состояния 37
2.3 Перечень проблем и негативных тенденций 50
Глава 3. Разработка бизнес - плана по нейтрализации негативных тенденций
3.1. Обоснование концепции и формы нейтрализации 53 3.2. Система проектируемых мероприятий по
финансовому оздоровлению предприятия 60
3.3. Ожидаемые результаты от финансовых вложений 63
Заключение 67
Список использованной литературы 70

Работа содержит 1 файл

Антикризисное управление (текст).doc

— 732.00 Кб (Скачать)

    На  основании вышесказанного можно  заключить, что на определенной стадии предприятие нуждается в проведении мероприятий антикризисного управления.

    В своей основе российское законодательство о банкротстве основывается на мировом  опыте. Как известно, возможность  признания предприятия несостоятельным появилась в России с середины 1992 г., когда вышел первый Указ Президента, который впервые ввел процедуру банкротства. Чуть позже, 19 ноября 1992 г., был принят Закон Российской Федерации №3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", который стал основой для последующего регулирования в этой области. Однако в связи с изменившейся экономико-политической ситуацией был принят новый Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Таким образом, данный закон и его подзаконные акты являются, по существу, правовой основой для применения мероприятий по реорганизации в настоящее время.

    Необходимо  отметить, что закон не делает различий в отношении того, является ли предприятие государственным или частным, он ко всем применяет одинаковые критерии, процедуры и требования. Другая важная черта этого закона состоит в том, что судьбу предприятия, в конечном счете, решает арбитражный суд. Только он правомочен принимать решение о проведении реорганизационных мероприятий или об их отмене. Никакие решения других органов (как, например, собрания кредиторов или учредителей) по этому вопросу не имеют юридической силы и не порождают юридических последствий.

    Процесс управления кризисными (несостоятельными) предприятиями должен быть эффективным, то есть, должен осуществляться таким образом, чтобы затраты на проведение процедуры банкротства не превышали доходов, полученных от процесса управления. Для этого в процессе управления необходимо применять некий набор приемов управления, которые в совокупности составляют методологию управления несостоятельными предприятиями в переходной экономике.

    Таким образом, методология управления несостоятельными предприятиями представляет собой систему общих правил (принципов), а также специальных приемов и методов антикризисного управления. Общие правила антикризисного управления исходят из положений социально-экономической теории и принципов системного анализа. Они составляют теоретическую базу управления как науки.

    Теоретический (качественный) анализ объекта управления всегда предшествует его детальному изучению и является необходимым условием правильной организации процесса управления и безошибочного толкования его финансовых результатов. Необходимым условием успешного управления несостоятельным предприятием является понимание сущности объекта управления или технологического процесса, знание причин развития и особенностей конкретной обстановки. Так, прежде чем выработать управляющее воздействие и оценить насколько эффективны последствия принимаемых решений, необходимо выявить влияние отдельных факторов на изменение финансовых результатов объекта управления – несостоятельного предприятия, необходимо обосновать метод расчета эффективности мероприятий по выводу его из кризиса, то есть определить состав влияющих факторов и характер их воздействия. Решение этих вопросов требует соответствующих знаний экономики той отрасли, в которой функционирует предприятие.

    Для осуществления процедуры управления несостоятельным предприятием в условиях переходной экономики должны быть введены некоторые понятия и определения, по существу оказывающие влияние на разработку и принятие управленческих решений при проведении процедуры банкротства.

    Как известно, любое предприятие осуществляет займы не у одного кредитора, а пытается диверсифицировать финансовые источники, используя все возможные варианты привлечения средств. В этой связи у предприятия формируется кредитный портфель, представляющий собой совокупность средств, привлеченных на финансовом рынке. Таким образом, рассматривая каждую составляющую кредитного портфеля как отдельный элемент, можно охарактеризовать этот элемент, используя несколько количественных показателей, таких как7:

    сумма кредита;

    количество  дней до погашения кредита;

    ставка  штрафа за просрочку погашения кредита.

    В качестве кредитов предприятию рассматриваются все заемные средства, полученные не только в кредитных организациях, но и, например, в виде отсрочек по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, в виде авансов поставщиков и т. д., даже если они выдаются на достаточно длительный срок и без процентов за их использование.

    На  основании значений этих показателей  можно сформировать некий показатель важности кредита, который получил название коэффициента важности долга.

    Коэффициент важности долга – интегральный показатель, рассчитываемый по значениям характеристик элемента кредитного портфеля, позволяющий ранжировать все кредиты по степени важности, то есть определить приоритеты при осуществлении контроля за их погашением. Коэффициент важности i-того долга (КВАЖНi) вычисляется с использованием мультипликативной модели вида:

    КВАЖНi = Ai * Xi,

    где

    Ai – вектор-строка, состоящий из весов соответствующих значений показателей i-того кредита;

    Xi – вектор-столбец, состоящий из значений соответствующих показателей i-того кредита.

    Веса  показателей определяются, исходя из управленческой концепции руководства предприятия, и зависят от того, какому показателю при оценке кредита придается большее значение, а также от того, как влияет этот показатель на важность долга: если влияние прямо пропорционально, вес больше единицы, если влияние обратно пропорционально – меньше единицы.

    При оценке финансового состояния предприятия  необходимо использовать некий измеритель, позволяющий на качественном уровне оценить предприятие и сделать вывод о его состоятельности, либо о несостоятельности. Для того чтобы определить качество финансового состояния, предлагается использовать несколько степеней качества:

    состоятельное предприятие;

    предкризисное предприятие;

    кризисное предприятие;

    несостоятельное предприятие (после решения Арбитражного Суда).

    Критерием отнесения к определенной степени  качества являются следующие качественные условия (табл. 1.2.1).

    Таблица 1.2.1

    Критерии  степеней качества финансового состояния  предприятия

    Условие     Степень
    график  платежей по долгам выполняется     состоятельность
    более половины долгов просрочено до двух месяцев  от договорного срока     предкризисное
    более трех четвертей долгов просрочено до двух месяцев от договорного срока     кризисное
    хотя  бы один долг просрочен более чем на три месяца     несостоятельность

    Зачастую  бывает важно определить глубину  несостоятельности предприятия. На этапе предварительного анализа можно пользоваться качественным и количественным измерителем (рис. 1.2.1). Качественный измеритель позволяет определить – насколько долги предприятия мешают ему эффективно работать. Количественный измеритель свидетельствует о том, скольким кредиторам из общего количества предприятие просрочило выплаты по долгам.

    Рис. 1.2.1.

     Предварительное измерение глубины несостоятельности 
 
 
 
 
 
 

    При обнаружении на этапе предварительного анализа признаков несостоятельности необходимо применять антикризисные меры, цель которых – реализация комплекса мероприятий по возврату предприятия к состоятельности. Для этих целей проводится комплексный анализ качества финансового состояния. Комплексность анализа заключается в его полноте и всеобъемлемости. Проводится не только качественный, но и количественный анализ качества финансового состояния. Анализируются причины ухудшения качества и мероприятия по стабилизации финансового состояния предприятия.

    В соответствии с причинами, выявленными  в процессе анализа, проводятся мероприятия по фиксации и минимизации несостоятельности, цель которых вывести предприятие на уровень нормально функционирующего. В процессе вывода предприятия из кризиса необходимо устранить экономические предпосылки для попадания в кризис в дальнейшем, поэтому программа вывода предприятия из кризиса должна основываться на принципах разумного сочетания риска и надежности, ликвидности и доходности и других.

    От  того, насколько верно будет выбрана  стратегия, и тактика мероприятий  по выводу предприятия из кризиса  зависит его перспектива и  потенциал в будущем. Схематично процесс вывода предприятия из кризиса представлен на рис. 1.2.2.

    Процесс вывода предприятия из кризиса представляет собой набор мероприятий направленных на постепенное улучшение качества финансового состояния и перевод предприятия из разряда кризисных в разряд состоятельных. Это достигается в ходе реализации процесса управления несостоятельным предприятием в условиях переходной экономики, структура которого представлена на рис. 1.2.3. 
 
 
 
 
 

    Рис. 1.2.2.

    Процесс выхода предприятия из кризиса 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Как видно из рисунка, процесс состоит  из нескольких этапов, которые кратко могут быть охарактеризованы следующим образом:

    анализ  качества финансового состояния  предприятия – этап выявления  причин кризиса;

    финансовая  стабилизация несостоятельного предприятия  – этап ужесточения финансовой политики предприятия для поиска выхода из создавшейся ситуации;

    анализ  возможностей финансового оздоровления – этап поиска альтернатив, их технико-экономического обоснования, выбора наилучшего способа вывода предприятия из кризиса; 

    Рис. 1.2.3.

      Комплекс мероприятий финансового оздоровления предприятия

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    разработка  инвестиционной программы для вывода предприятия из кризиса – этап реализации мероприятий по подготовке предприятия к финансовому оздоровлению;

    вывод предприятия из кризисного состояния – этап улучшения качества финансового состояния и доведения предприятия до состоятельности.

    1.3 Нормативно-правовая  база антикризисного управления

 

    Российское  законодательство о несостоятельности (в том числе Федеральный закон  «О несостоятельности (банкротстве)») создавалось с учетом зарубежного опыта применения законодательства о несостоятельности (банкротстве). Обусловлено это тем, что зарубежное законодательство о несостоятельности имеет более глубокие корни и давнюю историю.

    Разумеется, не все нормы и положения могли быть восприняты российскими законодателями в силу особенностей экономического развития России. Однако разнообразие концепций законодательства о несостоятельности, принятых в разных странах, позволило создателям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» выбрать те их положения, которые в наибольшей степени отвечали основной цели закона — повышение эффективности экономических отношений.

    С дореволюционных времен любое банкротство  промышленного предприятия находилось под полным контролем государства, что имело целью охрану национальной промышленности.

    Масштабная  государственная поддержка крупных  предприятий тяжелой промышленности дореволюционной России, проявлявшаяся, прежде всего в кредитовании структурообразующих производств и в разработке законодательной базы антикризисного управления, способствовала расширению их производственных мощностей, а не вхождению предприятий в состояние кризиса.

    Как правило, кредитный процесс на таких  предприятиях организовывался царским правительством либо был подконтролен ему. В части антикризисного управления такая политика носила больше практико-экономическую, чем юридическую направленность.

    Целью антикризисного управления является устранение возможности банкротства предприятия. В нашей стране в настоящее время процедуры банкротства регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

    В самом законе несостоятельность (банкротство) трактуется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение трех месяцев. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств и обязательных платежей обладают должник, кредиторы, налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы.

Информация о работе Бизнес планирование в условиях кризиса