Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:49, дипломная работа
Цель работы состоит в изучении методологии и организации бизнес – планирования в условиях антикризисного управления, а также овладении навыками разработки бизнес-плана.
Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:
определение понятия антикризисного управления предприятием;
изучение нормативно-правовой базы;
анализ причин кризисного состояния предприятия;
разработка мероприятий бизнес-плана по финансовому оздоровлению предприятия в условиях антикризисного управления.
Объектом исследования выбрано ЗАО «Промтрактор-Вагон».
Предмет исследования: методология бизнес – планирования как инструмент решения кризисных проблем предприятия.
Введение 4
Глава 1. Антикризисное управление предприятием
1.1. Кризисные предприятия в национальной экономике России 7
1.2. Понятие несостоятельного предприятия 9
1.3 Нормативно-правовая база антикризисного управления 17
1.4 Исследование причин кризисного состояния предприятия 22
1.5. Методология бизнес – планирования в условиях
антикризисного управления 27
Глава 2. Хозяйственная деятельность предприятия. Выявление проблем
и альтернативы их решения (на примере Канашского ВРЗ).
2.1 Организационно – экономическая характеристика 32
2.2 Анализ финансового состояния 37
2.3 Перечень проблем и негативных тенденций 50
Глава 3. Разработка бизнес - плана по нейтрализации негативных тенденций
3.1. Обоснование концепции и формы нейтрализации 53 3.2. Система проектируемых мероприятий по
финансовому оздоровлению предприятия 60
3.3. Ожидаемые результаты от финансовых вложений 63
Заключение 67
Список использованной литературы 70
В ходе анализа финансового состояния Канашского ВРЗ также выявлены следующие проблемы:
высокая дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты;
снижение платежеспособности;
снижение источников собственных средств в общей стоимости предприятия;
зависимость ВРЗ от внешних источников;
недостаточная мобильность собственных средств;
рост краткосрочных обязательств и неспособность исполнения их за счет ликвидных активов;
низкая рентабельность продаж;
низкая рентабельность собственного капитала в условиях перехода предприятия на новые технологии.
Разработка бизнес
– плана направлена на то, что
бы нейтрализовать основные негативные
тенденции, выявленные во второй главе.
3.
Разработка бизнес - плана по
нейтрализации негативных
3.1.
Обоснование концепции и формы
нейтрализации
Необходимость в разработке бизнес-плана заключается в том, что без детального анализа показателей деятельности предприятия, без изучения тенденций его развития, а также без выявления с помощью анализа недостатков и погрешностей невозможно создать оптимальный и достоверный план. Одним из важнейших моментов в разработке научно обоснованных планов является анализ, производимый систематически, целенаправленно, исследующий деятельность предприятия и его конечные финансовые результаты.
Бизнес-план призван, не только прогнозировать деятельность предприятия на будущее, и предвидеть не только те проблемы и «подводные камни», с которыми ему придется столкнуться, но и разработать способы разрешения этих проблем.
В настоящее время, в условиях жесткой конкуренции, недостаточно просто производить товары, продукцию, работы, оказывать услуги, необходимо постоянно аккумулировать информацию, отражающую состояние рынков сбыта, позиционирование на них конкурентов, а также собственные возможности и перспективы развития. Именно с помощью анализа можно рассчитать показатели, которые будут предсказывать перспективы на будущее, выявлять отклонения, характеризующие предприятие с положительной или отрицательной стороны, а также изучать тенденции развития организации.
Необходимость
бизнес-плана заключается в
Одним из проектов стратегической программы развития предприятия является проект расширения и реконструкции Канашского вагоноремонтного завода (КВРЗ), предусматривающий:
сохранение и увеличение мощностей КВРЗ по капитальному ремонту грузовых вагонов;
рост осуществляемых Канашским ВРЗ ремонтных работ не менее чем в 3,5 раза (до 23500 вагонов в 2006г.) с одновременным увеличением доли ремонтов объемов КР и КРП вагонов – цистерн нефтебензиновых для МПС России (с 2004 года 5000 и 2000 вагонов соответственно);
повышение качества выполняемых капитальных ремонтов и снижения, таким образом, эксплуатационных издержек МПС России за счет продления срока эксплуатации вагонов и уменьшения количества текущих и деповских ремонтов таблица (3.1.1)
Таблица 3.1.1
Стратегические и тактические задачи бизнес - плана
Примеры задач бизнес-планирования | ||
Сотрудники
предприятия |
Высший
менеджмент |
Инвесторы
и партнеры |
Информирование всех служащих предприятия о целях, задачах и методах их решения | Организационноуправленческ оценка состояния пред- приятия |
Определение
намечаемого источника финансирования
реализации выбранной стратегии, т. е. способы концентрирования финансовых ресурсов |
Координация действий всех подразделений предприятия при достижении целей бизнес-плана | Выявление
потен-циальных возмож-
ностей предприни- мательской деятель- ности, анализ силь- ных и слабых его сторон |
Выявление
и оценка рисков, которые могут помешать
вы-
полнению бизнес-плана |
Мотивация
сотрудников на выполнение задач
бизнес-плана
Обоснование общих и специфических де- талей функциониро- вания предприятия в условиях рынка |
Формирование
ин-
вестиционных целей на планируемый период Выбор стратегии и тактики конкурен- ции |
Расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал |
Оценка
финансо-
вых, материальных трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия |
Осуществляя свою деятельность, завод использует основные фонды с высокой степенью износа, составляющей на 01.01.2003г. - 48,1%. В настоящее время Канашский ВРЗ испытывает недостаток оборотных средств, и не в состоянии в настоящий момент модернизировать парк оборудования.
В ходе реконструкции и расширения производственных цехов и выходе на планируемые мощности к 2006г., численность работающих на Канашском ВРЗ увеличится на 91% и составит к концу прогнозного периода 5050 чел.
Основной задачей проекта является строительство новых корпусов, в соответствии с производственной программой, расширение и реконструкция производственных цехов Канашского ВРЗ, а именно, приобретение технологического оборудования, в большей части нового поколения, реконструкция и ремонт корпусов основных цехов завода, обновление, связанного с этим заводского хозяйства и инженерной инфраструктуры.
Общие инвестиции проекта составляют 2 637, 282 тыс. руб. Планируемые инвестиции будут направлены на покупку оборудования, в размере 861,514 млн. руб. и строительно-монтажные работы — 1 775,768 тыс. руб. Инвестиции должны быть освоены в течение 2006-2008 гг.
В части оценки целесообразности проекта в полной мере рассмотрены его две составляющие – рыночная и экономическая.
В проекте были рассмотрено три варианта финансирования. Все варианты финансирования реконструкции и модернизации Канашского ВРЗ предусматривают возвратное финансирование.
Совокупный эффект от реализации проекта для МПС России будет состоять в следующем:
Увеличение стоимости активов МПС России. Реализация проекта способствует росту капитализации Канашского ВРЗ на 489,280 тыс. руб.
Повышение прибыльности Канашского ВРЗ за счет роста объемов производства и сокращения доли постоянных расходов в структуре себестоимости.
Сущностью рассматриваемого проекта является проведение реконструкции и расширения Канашского ВРЗ.
Проект предусматривает проведение комплекса мер по переустройству предприятия.
Общий объем инвестиций, необходимый для проведения модернизации и реконструкции по проекту, составит 2 637, 282 тыс. руб.
Планируемый период освоения инвестиций - 2006 –2008 гг.
Бизнес – план направлен на решение следующих необходимых задач:
-строительство вагоноремонтного корпуса на 12 конвейерных линий и цехом ходовых частей общей площадью 38916 кв. м;
-строительство участка обработки осей площадью 1296 кв. м. (пристрой к существующему участку);
-строительство деревообрабатывающего цеха с лесосушилкой площадью 6386 кв. м
-строительство участков горячей объемной штамповки и прессово-сварочных работ площадью 3888 кв. м.
-перепрофилирование конвейерных линий вагоноремонтного корпуса с изготовлением необходимого оборудования и оснастки;
-усиление литейного и кузнечного производств за счет замены физически изношенного и морально устаревшего оборудования;
-газификация литейного и кузнечного производства;
-реконструкция энергосилового цеха;
-строительство очистных сооружений.
В рамках проекта реконструкции и расширения Канашского ВРЗ, а именно проведения комплекса мер, направленных на расширение выпуска продукции, сокращение издержек производства и повышения производительности труда, предполагается осуществить следующий перечень работ:
1. В рамках мероприятий по замене имеющегося оборудования планируется приобрести новое оборудование, и кроме этого модернизировать путем замены следующее оборудование заводских подразделений на общую сумму 861,514 тыс. руб. таблица 3.1.2
Таблица 3.1.2
План модернизации путем замены оборудования заводских
подразделений
№ п/п | Наименование подразделения | Годы | Затраты на оборудование (млн. руб.) | |||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |||
1. | Техническое перевооружение основного производства | 75,372 | 103,172 | 31,003 | 5,836 | 215,383 |
2. | Теплоэлектроцентраль | - | - | 32,938 | - | 32,938 |
3. | Газоснабжение завода | 2,730 | 11,327 | - | - | 14,057 |
4. | Расширение сталелитейного цеха | - | - | 150,000 | 51,315 | 201,315 |
5. | Очистные сооружения | - | - | - | 5,177 | 5,177 |
6. | Расширение осевого участка цеха ходовых частей | - | 88,900 | 0,867 | - | 89,767 |
7. | Строительство нового вагонного корпуса | - | 156,085 | 61,054 | 21,758 | 238,897 |
8. | Расширение кузнечно – таммповочного цеха | - | - | 33,530 | 16,238 | 49,768 |
9. | Строительство деревообрабатывающего цеха | - | 1,212 | - | - | 1,212 |
10. | Реконструкция железнодорожных путей завода | - | - | - | - | - |
11. | Пристрой малярного участка к вагонному комбинату | - | - | 13,000 | - | 13,000 |
ВСЕГО | 78,102 | 360,696 | 322,392 | 100,324 | 861,514 |
2. Осуществление строительно – монтажных работ:
Суммарные инвестиции, направляемые на СМР за 2005 – 2008 гг. должны составить – 1 775,768 тыс. руб.
Инвестиции по строительно – монтажным работам планируется осуществлять по следующим объектам (таблица 3.1.3).
Таблица 3.1.3
План
осуществление строительно-
№ п/п | Наименование строительно – монтажных работ | Годы | Затраты на СМР (млн. руб.) | |||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |||
1. | Техническое перевооружение основного производства | 16,670 | 15,901 | 12,985 | 2,444 | 48,000 |
2. | Теплоэлектроцентраль | - | 2,173 | 28,786 | - | 30,959 |
3. | Газоснабжение завода | 2,870 | 17,942 | - | - | 20,812 |
4. | Расширение сталелитейного цеха | - | 15,669 | 300,000 | 114,702 | 430,371 |
5. | Очистные сооружения | - | - | 1,329 | 87,569 | 88,898 |
6. | Расширение осевого участка цеха ходовых частей | 2,336 | 30,000 | 2,891 | - | 35,227 |
7. | Строительство нового вагонного корпуса | 10,000 | 475,320 | 233,363 | 41,967 | 760,650 |
8. | Расширение кузнечно – штамповочного цеха | - | 2,409 | 50,000 | 26,718 | 79,127 |
9. | Строительство деревообрабатывающего цеха | 2,267 | 117,808 | - | - | 120,075 |
10. | Реконструкция железнодорожных путей завода | 2,280 | 119,720 | - | - | 122,000 |
11. | Пристрой малярного участка к вагонному комбинату | - | 0,984 | 38,665 | - | 39,649 |
ВСЕГО | 36,423 | 797,926 | 668,019 | 273,400 | 1 775,768 |