Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 09:55, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы. Финансовая отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Основными формами финансовой отчетности предприятий являются:
1) бухгалтерский баланс;
2) отчет о прибылях и убытках;
Введение……………………………………………………………………….……..4
1. МЕСТО ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В СИСТЕМЕ АНАЛИЗА
И АУДИТА ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ организации
1.1 Роль и значение финансовой отчетности в деятельности организации …….6
1.2 Содержание и структура финансовой отчетности……..…………..…….......10
1.3 Учетная политика учетной организации……………………………………...21
2. АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ТОО «Жасулан и К»
2.1 Технико-экономическая характеристика организации………………………24
2.2 Порядок проведения аудита финансовой отчетности ………………………25
2.3 Аудит бухгалтерского баланса ……………………………………….……..33
2.4 Аудит отчета о прибылях и убытках и о движении
денежных средств ……………………………………………………………...49
3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ТОО «Жасулан и К»
3.1 Анализ активов и источников их формирования ……….………………….60
3.2 Анализ доходов и расходов организации …………….……………..……...67
3.3 Анализ финансовых коэффициентов организации ….….……….…..……...70
Заключение ……………………………………………..….………….……………78
Список использованной литературы ……………………...……..……….………80
Приложения ……………………………………………
Аудит и анализ финансовой отчетности
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. МЕСТО ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В СИСТЕМЕ АНАЛИЗА
И АУДИТА ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ организации
1.1 Роль и значение финансовой отчетности в деятельности организации …….6
1.2 Содержание и структура финансовой отчетности……..…………..…….......1
1.3 Учетная политика учетной организации……………………………………...21
2. АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ТОО «Жасулан и К»
2.1 Технико-экономическая характеристика организации………………………24
2.2 Порядок проведения аудита финансовой отчетности ………………………25
2.3 Аудит бухгалтерского баланса ……………………………………….……..33
2.4 Аудит отчета о прибылях и убытках и о движении
денежных средств ……………………………………………………………...49
3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ТОО «Жасулан и К»
3.1 Анализ активов и источников их формирования ……….………………….60
3.2 Анализ доходов и расходов организации …………….……………..……...67
3.3 Анализ финансовых коэффициентов организации ….….……….…..……...70
Заключение ……………………………………………..….………….…………
Список использованной литературы ……………………...……..……….………80
Приложения …………………………………………………………………….. …81
2
Введение
Актуальность темы дипломной работы. Финансовая отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Основными формами финансовой отчетности предприятий являются:
1) бухгалтерский баланс;
2) отчет о прибылях и убытках;
3) отчет о движении денежных средств;
4) отчет об изменениях в капитале:
5) пояснительная записка.
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности перед составлением годовой финансовой отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. Также, достоверность годовой финансовой отчетности организации подтверждается аудитором или аудиторской фирмой. В ходе проведения аудита финансовой отчетности необходимо проверить организацию ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Заключение аудиторской организации повышает доверие к финансовой отчетности, но для пользователя оно не может служить достаточным основанием оценки успешной деятельности организации в будущем или эффективности работы его руководства.
И хотя аудитор отвечает за формирование и выражение им мнения по финансовой отчетности, ответственность за составление и представление финансовой отчетности остается за руководителем хозяйствующего субъекта. Аудит финансовой отчетности не освобождает руководителя от ответственности.
Данные финансовой отчетности служат основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия. Ведь для того, чтобы принять решение необходимо проанализировать обеспеченность финансовыми ресурсами целесообразность и эффективность их размещения и использования, платежеспособность предприятия, его финансовые взаимоотношения с партнерами. Оценка этих показателей нужна для эффективного управления фирмой. С их помощью руководители осуществляют планирование, контроль, улучшают и совершенствуют направление своей деятельности.
Основными аналитическими процедурами финансового анализа являются горизонтальный и вертикальный анализ финансовых отчетов. Горизонтальный анализ состоит в сопоставлении финансовых показателей за ряд лет и расчете индексов изменения. Вертикальный анализ состоит в изучении структуры финансовых показателей, в формировании информативных относительных показателей. Последние сравниваются с некоторыми значениями, принимаемыми в качестве нормативных, с значениями за прошлые периоды или с аналогичными показателями по другим предприятиям.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы заключается в том, что предприятия, для того, чтобы привлечь инвесторов, кредиторов и поставщиков, пытаются улучшить свое финансовое состояние, для чего составляют и анализируют финансовую отчетность.
Основной целью данной дипломной работы является определение роли аудита и финансового анализа в условиях формирования рыночных отношений в Республике Казахстан, а также на конкретном предприятии показать методику аудиторской проверки финансовой отчетности и финансового анализа.
Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание и структуру финансовой отчетности;
- определить роль аудита и сформулировать программу аудита бухгалтерского баланса;
- определить основное направление аудита финансовых результатов по форме №2 («Отчет о прибылях и убытках»);
- раскрыть программу аудита движения денежных средств;
- раскрыть содержание анализа финансового положения предприятия;
- проанализировать состав и структуру активов и источников их формирования;
- проанализировать доходы и расходы исследуемого предприятия;
- рассчитать финансовые коэффициенты и провести их сравнение.
Анализ финансовых коэффициентов проводятся по показателям четырех групп:
1. Анализ показателей платежеспособности и ликвидности;
2. Анализ показателей финансовой устойчивости;
3. анализ показателей деловой активности;
4. Анализ показателей доходности (рентабельности).
Источником информации для аудита и анализа финансовой отчетности является бухгалтерский баланс (Форма №1), отчет о прибылях и убытках (Форма №2) и отчет о движении денежных средств (Форма №3).
Объектом исследования является ТОО «Жасулан и К».
2
1 Место финансовой отчетности в системе анализа и аудита финансового положения организации
1.1 Роль и значение финансовой отчетности
в деятельности организации
Отчетность – это заключительный элемент системы бухгалтерского учета. Все элементы бухгалтерского отчета тесно связаны между собой и представляют собой единое целое, т.е. систему экономических показателей характеризующих условия и результаты работы предприятия за отчетный период. Целью финансовой отчетности является представление информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации. К числу пользователей финансовой отчетности относятся: настоящие и потенциальные инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, работники, государственные органы, общественность. Все вышеперечисленные пользователи финансовой информации по отношению к организации подразделяются на внешних и внутренних пользователей.
Финансовая отчетность содержит информацию, полезную для:
- принятия инвестиционных решений и решений по предоставлению кредитов;
- оценки будущих денежных потоков организации;
- оценки ресурсов, обязательств организации в связи с вверенными ему ресурсами;
- оценки работы руководящих органов.
Системность и комплексность сведений, содержащихся в финансовой отчетности, являются следствием определенных требований, предъявляемых к ее составлению:
- объективное и точное отражение действительных результатов деятельности организации;
- строгая увязка всех показателей;
- согласованность бухгалтерской и оперативно-статистической отчетности;
- соблюдение методологических и других положений.
За искажение финансовой отчетности руководители и главные бухгалтеры несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Финансовая отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности. Тщательное изучение финансовой отчетности раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе организации, помогает наметить пути совершенствования ее деятельности. Полный всесторонний анализ отчетности нужен прежде всего собственникам и администрации организации для принятия решений об оценке своей деятельности.
Основными принципами составления финансовой отчетности являются:
- Начисление. Финансовые отчеты составляются на основе принципа начисления, в соответствии с которым доходы признаются, когда они заработаны, а расходы и убытки, когда они понесены.
- Понятность. Информация, представляемая в финансовых отчетах, должна быть понятна пользователям.
- Значимость. Финансовая отчетность должна быть значимой для того, чтобы удовлетворять потребности пользователей и помогать им в оценке событий операционной, финансовой и хозяйственной деятельности.
- Существенность. Финансовая информация является существенной, если ее пропуск или неправильное представление могут повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой отчетности.
- Достоверность. Отчетность достоверна, когда в ней отсутствуют существенная ошибка или предвзятость.
- Завершенность и сопоставимость. В целях обеспечения достоверности, информация в финансовых отчетах должна быть полной. Для повышения полезности и содержательности информация одного отчетного периода должна быть сопоставимой с другим периодом.
Финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных учреждений, включает в себя:
1) бухгалтерский баланс;
2) отчет о прибылях и убытках;
3) отчет о движении денег;
4) отчет об изменениях в капитале:
5) информацию об учетной политике и пояснительную записку.
Финансовая отчетность может дополняться другими материалами в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и стандартами бухгалтерского учета.
Порядок составления финансовой отчетности регулируется национальными стандартами финансовой отчетности №2, раздел №3 «Представление финансовых отчетов» от 21 июня 2007 года.
Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятия. Баланс отражает состояние имущества, собственного капитала и обязательств предприятия на определенную дату.
Термин баланс происходит от двух латинских слов: bis – дважды и lans – чаша весов. Отсюда баланс дословно означает равенство.
Пояснительная записка к финансовой отчетности. Основное назначение пояснительной записки к годовой финансовой отчетности – дополнить содержание приведенных в ней форм с целью получения более полной информации о финансовом положении организации и ее месте на рынке продукции, товаров, работ и услуг. В ней в первую очередь, должна быть дана краткая оценка выполнения бизнес – плана по всем его разделам с раскрытием основных причин, положительно и отрицательно повлиявших на работу предприятия в отчетном периоде.
В части финансовой отчетности пояснительная записка должна раскрывать следующие основные вопросы:
1. Дается подробная характеристика учетной политики в части применяемых методов оценки производственных запасов, их заготовления и использования, начисления амортизации по основным средствам, организации учета затрат в основном и вспомогательном производстве, незавершенного производства. А также формы расчетов с покупателями и заказчиками, разными дебиторами; формирование уставного и резервного капитала, выплата дивидендов и др.
Если в отчетном году произошли изменения в принятой учетной политике, то их необходимо раскрыть и дать обоснование; если они повлекли за собой существенные финансовые и материальные последствия, то необходимо сделать оценку таких изменений.
2. По балансу в записке должны быть раскрыты:
- долгосрочные активы – в частности виды основных средств и нематериальных активов, методы начисления амортизации; инвестиции – перечень хозяйственных товариществ, на которых инвестор оказывает влияние, и долю участия в них, значительные суммы, включенные в доход инвестора по процентам, роялти, дивидендам; а также виды долгосрочной дебиторской задолженности и предполагаемые сроки погашения; списания расходов будущих периодов и др.;
- текущие активы, где раскрываются товарно-материальные запасы по их видам; расходы будущих периодов по срокам их списания; денежные средства по их видам; дебиторская задолженность по предполагаемым срокам ее погашения и группам дебиторов;
- собственный капитал, где содержится информация об изменениях в уставном капитале за отчетный год;
- долгосрочные обязательства, здесь раскрываются кредиты и заемные средства обеспеченные и необеспеченные; отсроченные налоги; процентные ставки по банковским кредитам и заемным средствам; сроки погашения кредитов и заемных средств и др.;
- текущие обязательства, где раскрываются суммы краткосрочных кредитов; текущая часть долгосрочных кредитов; суммы кредиторской задолженности, включая налоги, сборы и другие платежи; доходы будущих периодов по их видам и др.