Профессиональная этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:50, курс лекций

Описание работы

Диплом, дающий право преподавать, учить, воспитывать, формировать, переориентировать хрупкие души учеников обязывает соблюдать принципы этики и нормы морали, объективно вытекающие из сущности труда учителя.
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль как форма общественного сознания; как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека; как специфическое явление общественной жизни.
Профессиональная этика – это наука о соблюдении моральных принципов и норм поведения при выполнении служебного долга.

Содержание

Анализ понятий: этика, профессиональная этика, педагогическая мораль.
Возникновение педагогической этики и её развитие как науки.
Задачи педагогической этики.
Принципы педагогической этики.

Работа содержит 1 файл

Профессиональная этика.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

   Удачный выбор способов невербальной и вербальной коммуникаций способствует лучшему взаимопониманию между учителем и учащимися, повышению уровня успеваемости последних, определяет качество обучения в целом.

10.2. В современной науке и практике все большее значение приобретает концепция педагогической деятельности как диалога ее участников. В данном контексте педагогическое общение выступает в качестве главного механизма достижения ожидаемых результатов обучения и воспитания.

  Выбор форм педагогического общения зависит главным образом от индивидуальности учителя и его представления о собственной значимости в этом общении. Если взять за основу критерий представления учителя о своей роли в педагогическом общении, то получим следующую классификацию педагогического общения:

  • Перцептивное общение, т.е. адекватное восприятие человека, умение проникнуть в его внутренний мир, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, умение понять мотивы его поведения.
  • Фатическое общение (лат. fatuus - глупый), т.е. бессодержательное общение ради самого процесса общения; сложный процесс установления и развития контактов между учителем и учениками.

  Учитель должен развивать в себе способности  к перцептивному общению.

  Существуют  множество других классификаций  педагогического общения. В зависимости от стилевого критерия, т.е. подразделения стилей по критерию роли участника педагогического процесса различаем общение: авторитарное, демократическое, либеральное. Демократическое общение позволяет гибко корректировать проблемы взаимодействия с учетом возрастающей роли учащегося как участника равноправного диалога. 

  Учитель призван дифференцированно, в зависимости  от конкретной педагогической ситуации использовать многообразие форм позитивного общения. На деле же некоторые учителя увлекаются субординационной, регламентированной формой общения, при которой они с завидным постоянством напоминают ученику о «дистанции», стимулируют в нем тревожные ожидания, дают понять «кто в школе хозяин». Другая же часть педагогических кадров проявляют «квазидемократизм» в общении с учениками, выражающийся в панибратском отношении с детьми. Оба подхода построения общения с учениками являются крайностями, так как влияют на снижение качества обучения, возникновение конфликтных ситуаций. Оптимальным представляется гармоничное сочетание в педагогическом общении элементов субординации и импровизации, что позволяет одновременно быть требовательным и любящим детей учителем, при необходимости скорректировать конкретную ситуацию взаимодействия. Педагог, вызывающий к себе чувство симпатии, получает кредит доверия у детей, а это позволяет ему добиться эффективного общения. Важно, чтобы не злоупотреблять этим кредитом доверия.

  Ныне  огромное внимание уделено вопросам субъективного общения учителя, проявляющимся в избирательном отношении к ученикам. Дж. Брофи и Т.Гудда проанализировали особенности такого общения. Было установлено, что педагоги чаще обращаются к ученикам, вызывающим у них симпатии. Безразличные им ученики оказываются обойденными учительским вниманием. Педагоги лучше относятся к «интеллектуалам», исполнительным, дисциплинированным. По остаточному принципу относятся к пассивным, «растяпам». Совсем не пользуются учительским расположением активные, независимые и уверенные в себя ученики. Дж. Брофи и Т.Гудда выявили зависимость субъективного общения от типологии учителей. Они обозначили три типа учителей в зависимости от их стиля педагогического общения: проактивный; реактивный; сверхактивный.

  Проактивный тип учителя инициативен в организации общения, индивидуализирует свои контакты с учениками, его установка меняется в соответствии с опытом. Он четко знает, чего хочет и как добиться этого.

  Реактивный  тип педагога гибок в своих установках, но он внутренне слаб. Не он руководит общением, а ученики навязывают ему характер коммуникации. Такой учитель характеризуется приспособленческим характером.

  Сверхактивный учитель склонен к гипертрофированным оценкам своих учеников и выстраиванию нереальных моделей общения. К примеру, если ученик чуть активнее других, значит он бунтарь; если чуть пассивнее остальных - значит лодырь и тунеядец. Такой педагог то и дело впадает в крайности, подгоняя под свои стереотипы реальных учеников.

  Значимость  культуры речи, интонации, дикции и орфоэпии для эффективного общения очень велика. А.С. Макаренко признавался, что стал настоящим педагогом-мастером после того, как научился произносить «иди сюда» с 15-20 оттенками. Разум личности проявляется в ясности его речи. Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов и смысла по интонации.

10.3. Благодаря невербальным средствам общения учитель проявляет себя в значительной мере. Данные средства проявляют личность учителя намного ярче, чем средства вербальной коммуникации.

  Мастерство невербального общения является вторым блоком умений, необходимых для овладения техникой педагогического общения. Невербальные средства общения изучают следующие науки:

  • кинесика, что означает совокупность телодвижений, жестов, мимики, пантомимы, манеры одеваться, причесываться и т.п.;
  • проксемика. Термин относится к категории дистанции в момент общения между его участниками, а также к роли места и времени общения;
  • паралингвистика и экстралингвистика. К данному типу общения имеет отношение тональность, тембр голоса, громкость, быстрота речи, пауза;
  • такесика. Этот термин указывает на роль рукопожатия, похлопывания, поглаживания и прикосновения во время общения;

  Коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств. Первым среди них выделяется оптико-кинестическая система знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Еще до нашей эры римский философ Цицерон советовал своим ученикам учесть то обстоятельство, что все движения души должны сопровождаться жестами. Жесты подобны языку, этот язык понимают даже дикари и варвары, утверждал мыслитель. Глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

  Специалисты утверждают, что если с помощью  слов передается 7% информации, то с помощью мимических выражений - более70% информации. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку несут брови и губы в ситуации распознавания истинных чувств человека. Потому они пришли к выводу, что не столь важно, что сообщается ученикам, а значимо, как это делается. С помощью красноречивых жестов можно наладить дисциплину на уроке либо наоборот спровоцировать шум и беспорядок. Справедливости ради отметим, что это подвластно лишь той категории учителей, которые пользуются подлинным авторитетом у своих учеников.

  Особую  роль в передаче информации ученикам играют жесты - адаптаторы такие, как улыбка. При помощи данного средства невербального общения удается выразить радость встречи, дружелюбие. Неоценима роль жестов - символов таких, как кивок головы в знак согласия, одобрения; жестов - иллюстраторов, используемых для пояснения сказанного и усиления ключевых моментов своего выступления или ответа учащегося.

  К просодическим и экстралингвистическим  средствам общения относятся речевые звуковые явления. К ним относим:

  • темп речи (быстрый, средний, замедленный); ,
  • модуляция высоты голоса (высокая, низкая);
  • ритм (равномерный, прерывистый);
  • тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий).

  Интонация, громкость, скорость речи и др. свойства голоса учителя могут вызывать различное настроение у детей. К примеру, высоким голосом могут передаваться состояния: энтузиазма, радости, недоверия. Горе, печаль, усталость могут быть переданы мягким голосом. Чувство гнева, страха можно вызвать очень высоким голосом. Некоторые свойства голоса могут стать препятствием для занятия педагогической деятельностью либо способны понижать качество обучения.

  Скорость  речи тоже отражает учительские чувства: быстрая речь сигнализирует взволнованность, обеспокоенность; медленная речь - угнетенное состояние либо высокомерие.

  Такесические  средства общения (рукопожатие, поглаживание, прикосновение и др.) являются специфической, необходимой формой стимулирования познавательной активности детей, их состояния, особенно - детей из неблагополучных семей, обделенных родительским вниманием. Так, погладив по голове шалуна или обиженного, учитель может добиться большего, чем всеми выбранными средствами вместе взятыми. Но право пользоваться такесическими средствами общения имеет не каждый учитель, а только тот, в котором развиты родительские чувства, кто пользуется детским доверием, их расположением. Использование данной категории невербальной коммуникации определяется многими факторами. Среди них особую значимость имеет статус, возраст, пол участников педагогического общения.

  Существует  понятие тифлофакторное общение, т.е. визуальное общение. Знаки, передаваемые движением глаз, включены в довольно широкий диапазон ситуаций общения. Контакт глазами на первый взгляд кажется весьма ограниченным средством общения. Однако с помощью контакта глаз, как специфической знаковой системы, передаются самые точные сведения о состоянии души личности, поскольку сужение и расширение зрачков не поддаются сознательному контролю. Ученики очень чувствительны к взгляду педагога. Сердитое состояние учителя заставляет зрачки сужаться. Лицо учителя делается неприветливым, дети чувствуют дискомфорт, эффективность работы снижается.

  Немаловажным  обстоятельством является и то, в  каком настроении предстает перед учениками педагог. Очень важным для достижения эффективности поставленных целей представляется то, чтобы всё, не имеющее отношение к процессу обучения детей (мысли, чувства, заботы), было оставлено за порогом учебного заведения. Необходимо психологически и морально переключиться на нужное настроение. Также недопустима наигранная веселость. Учитель должен выйти перед учениками оптимистично настроенным, в деловой и приветливой форме. Собранность и сосредоточенность учителя настраивает внимание учащихся.

10.4. Понятие «педагогическая поза» указывает на положение тела учителя во время общения, является средством невербальной коммуникации. Умение учителя пользоваться этим средством считается одним из показателей педагогического мастерства, где особую роль играет телодвижение.

  Исследования  показали, что при неподвижности тела учителя теряется до 15% передаваемой информации. Ученики очень чувствительны к педагогической позе учителя, занимаемой им при общении с ними. Различают позы учителя: открытые и закрытые.

Открытые  позы считаются: 

  • В положении стоя: руки раскрыты ладонями вверх.
  • В положении сидя: руки раскинуты, ноги вытянутые.

Закрытые  позы обозначены следующим положением тела учителя:

   • В положении стоя: руки, скрещенные  на груди, такая поза называется  «наполеоновской».

   • В положении сидя: обе руки упираются в подбородок.

   Закрытые  позы воспринимаются учениками, как  позы недоверия, несогласия, критики. Они воспринимаются на подсознательном уровне.

  Педагогическая  поза влияет на поведение и успеваемость учащихся в целом, и, в частности, на уроке и во внеурочное время. Поза учителя при общении раскрывает его естество. Бесспорно то, что поведение учителя должно быть неподдельным. Но от некоторых «пагубных» привычек образцовому учителю следует отказаться. Например, манера сидеть на стуле, чуть наклонив голову вперед или - подняв плечи и втянув голову. Такая поза является признаком закрытости, замкнутости. К этому же типу позы относится и такие, как: сидеть, широко раздвинув руки и сжав кулаки; сидеть нога на ногу, скрестив руки или пальцы рук. Скрещивание рук на груди учителем может быть воспринято учащимися, как недовольство и нежелание учителя общаться с ними. Манера сидеть, подперев голову рукой, выражает скуку и усталость учителя. Поза учителя, сидящего «нога на ногу» и при этом накручивающего локон на свой палец, по сути, лишает его статуса учителя, он перестает восприниматься учащимися в роли педагога. Данная поза учителя деморализует детей, способствует отключению разумного и подключению их инстинктивных начал. Учащиеся в подобной обстановке подсознательно начинают привлекать внимание учителя своей внешностью и неординарностью поступков.

  Итак, педагогическая поза выполняет следующие  функции: способствует расположению учеников к себе, влияет на поведение учащихся и их успеваемость.

  Особенностью педагогического труда является постоянное изменение дистанции общения, что требует от педагога способности адаптироваться к изменяющимся условиям воспитания. Проксемика как специальная область, занимающаяся пространственной и временной организацией общения, располагает большим научным материалом. Экспериментально подтверждено преимущество некоторых пространственных форм организации общения. К проксемическим средствам общения относится ориентация учителя и учащихся в момент обучения и дистанция между ним. Норма педагогической дистанции определена следующими расстояниями: 

Информация о работе Профессиональная этика