Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:50, курс лекций
Диплом, дающий право преподавать, учить, воспитывать, формировать, переориентировать хрупкие души учеников обязывает соблюдать принципы этики и нормы морали, объективно вытекающие из сущности труда учителя.
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль как форма общественного сознания; как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека; как специфическое явление общественной жизни.
Профессиональная этика – это наука о соблюдении моральных принципов и норм поведения при выполнении служебного долга.
Анализ понятий: этика, профессиональная этика, педагогическая мораль.
Возникновение педагогической этики и её развитие как науки.
Задачи педагогической этики.
Принципы педагогической этики.
Понятие мастерство педагогическое обозначает как «высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие».
Существует понятие «педагог-мастер». Этим словосочетанием принято называть специалиста «высокой культуры, глубоко знающего свой предмет, хорошо знакомого с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающегося в вопросах общей, и особенно – детской психологии, в совершенстве владеющего методикой воспитания и обучения».
Мастерство учителя измеряется тем, в какой степени педагог способен помочь ученику рождению мыслей в его голове, а не тем, что сообщает ему готовые истины. Настоящий педагог-мастер должен оставаться за кадром фильма под названием «Урок».
Существует
мнение, что подлинным педагогом-
Пожалуй, никто так яро не призывал педагогическую науку заняться всерьез проблематикой педагогического мастерства, как А. С. Макаренко. Он предлагал говорить только о мастерстве: «Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос (воспитания) мастерство, основанное на умении, на квалификации». Если задаться целью схематично изобразить структуру педагогического мастерства, то она может быть смоделирована таким образом:
Структура педагогического мастерства: |
Организовать учебный процесс |
Обучать на уроках |
Активизировать обучаемых |
Проводить воспитательную работу на уроках |
Не навязывать готовые истины |
Стимулировать мысль |
Вызывать положительные эмоции на уроках |
Если проанализировать данную модель, то заметим, что суть педагогического мастерства заключается в своеобразном сплаве личной культуры, знаний и кругозора учителя, его теоретической осведомленности в сочетании с овладением в совершенстве педагогической техникой. Владение педагогической техникой является составной частью педагогического мастерства.
Педагогическая техника - это «совокупность умений и навыков, приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий».
Например, к педагогической технике следует отнести выразительность речи, умение владеть голосом, жестом, мимикой, умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, применять наглядные пособия, ТСО и т.д.
Структуру педагогической технике можно изобразить следующим образом:
Структура педагогической техники: |
Владение искусством общения с детьми |
Управление своим вниманием и вниманием детей |
Определение душевного состояния детей |
Чувствование темпа в педагогических делах |
Владение голосом, жестом, мимикой, интонацией |
Показ
своего личного отношения к |
Из предложенной схемы видно, что педагогическая техника предполагает глубинные специальные знания по педагогике и психологии и особой практической подготовки.
9.3. - Вы слышали когда-нибудь о таком феномене как дидактогения?
Пренеприятнейшее педагогическое явление. Оно охватывает весь спектр негативных ситуаций, всего плохого, дурного, что только может иметь место в учебных заведениях.
Понятие «дидактогения» произошло от греческого «didaktikos», что в переводе с греческого означает поучительный, и от «genos», что в переводе означает происхождение. Это явление может быть вызвано действием педагога «поучительного происхождения», приводящим к отрицательному эффекту. Оно может в равной мере быть результатом умышленного или непроизвольного воздействия. Действие негативного порядка вызвано нарушением педагогического такта со стороны педагога. Оно может быть выражено в форме поступка, жеста, мимики, слова, жестокого обращения с учениками и т.д.
Дидактогения - явление древнее. Оно является уродливым пережитком прошлого. Уже мыслители античного мира раскрыли пагубное влияние дидактогении на результат воспитания детей. В древней Греции была установлена прямая зависимость качества обучения от отношения учителя к своему ученику. Так был сформулирован закон социума, согласно которому грубое, античеловеческое отношение учителя к воспитаннику непременно приведет к негативным эффектам.
Науке известно имя изобретателя паровоза (Эдисон, Ползунов), первого космонавта (Гагарин). Но, увы, наука по сей день в неведении относительно изобретателя, совместившего обучение с поркой ребенка. Его имя не занесено в историю педагогики. Однако его антигуманный подход к детям находит своих приверженцев и в наши дни. Ныне факты избиения, оскорбления, унижения детей также не являются редкостными. И это не может нас не беспокоить. К явлению дидактогении мы не должны быть толерантными. Проблеме жестокого обращения с детьми, антигуманного отношения к ним необходимо уделять больше внимания, чем уделяется в реальности, так как дидактогения имеет тяжелые последствия в плане нарушения психики ребенка, а также - его воспитателя.
Источником дидактогении может быть любой воспитательный агент: семейный, школьный, социальный. Нас интересует дидактогения как школьное явление.
В.А.Мижериков дает следующее определение понятию дидактогении: «негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, тренера и др.), проявляющееся в фрустрации, страхах, подавленном состоянии и т.п.».
В приведенном выше определении указаны последствия дидактогении, а не сама причина данного явления. Если попытаться обозначить причины дидактогении, то такими окажутся:
• отсутствие контроля своего здоровья;
• повышенная болезненная чувствительность учителя;
• агрессивность,
• слабая методическая подготовка;
• снижение или отсутствие у педагога волевых качеств;
• духовно-моральная бедность;
• неустроенность быта;
• отсутствие полноценного отдыха и др.
Последствия рассматриваемого явления предстают в виде негативного психического состояния учащегося, его неуспеваемости, негативных межличностных отношений учеников. Следствием дидактогении является и детский невроз.
К дидактогении также относится «синдром диппольдизма», изученный учеными В. М. Блейхером и И. В. Кругом в 1995 году. Под «синдромом диппольдизма» понимается разновидность садизма у учителей и воспитателей, проявляющегося в истязании учеников. Синдром был назван по имени учителя А.Диппольда, от истязаний которого умер ученик.
Исследования феномена дидактогении, кроме случаев крайне жестокого обращения с учениками со стороны педагогов, затруднено. Это связано с тем, что многие ситуации, приводящие к развитию всего уродливого в педагогике, выявляются с большим опозданием и с немалыми усилиями. Краеугольным камнем рассматриваемой проблемы является нехватка педагогических кадров, потому борьба с дидактогенией и по ныне носит декларативный характер.
Задания для самостоятельной работы:
| |
|
|
|
|
|
Тема 10. Коммуникативная деятельность педагога – элемент педагогической культуры в общей системе дидактической деонтологии.
10.1. Анализ понятий «педагогическая культура», «коммуникативная деятельность».
10.2.
Педагогическое общение как
10.3.
Роль экспрессивно-
10.4.
Понятия «педагогическая зона»
и «дистанция» при общении.
Разновидности педагогических
10.1. Коммуникативная деятельность является элементом педагогической культуры.
Коммуникация означает взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией, опытом, знаниями, умениями. «Коммуникативная деятельность» как термин, прежде всего, используется для обозначения процесса обмена информацией и контактной линии связи.
Коммуникативная деятельность может быть как эффективной, так и неэффективной в зависимости от преобладания типа общения между субъектами в процессе обмена информацией. Эффективное общение характеризуется, прежде всего, таким показателем, как наличие эмоциональной комфортной атмосферы педагогического взаимодействия и самочувствие его участников. Коммуникация, т.е. общение, делится на:
► Вербальная коммуникация реализуется посредством слова.
► Невербальное же общение происходит путем передачи информации другому человеку или группе лиц без использования речи.
Между вербальной и невербальной коммуникациями должна наблюдаться взаимосвязь. В противном случае, если между этими двумя источниками общения возникает противоречие, то большего доверия заслуживает невербальная коммуникация. К примеру, лицо учителя, направленное на ученика напоминает презрительную гримасу, а его речь - журчание ручейка. В данной ситуации ученик на подсознательном уровне доверится первому источнику информации.