Профессиональная этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:50, курс лекций

Описание работы

Диплом, дающий право преподавать, учить, воспитывать, формировать, переориентировать хрупкие души учеников обязывает соблюдать принципы этики и нормы морали, объективно вытекающие из сущности труда учителя.
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль как форма общественного сознания; как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека; как специфическое явление общественной жизни.
Профессиональная этика – это наука о соблюдении моральных принципов и норм поведения при выполнении служебного долга.

Содержание

Анализ понятий: этика, профессиональная этика, педагогическая мораль.
Возникновение педагогической этики и её развитие как науки.
Задачи педагогической этики.
Принципы педагогической этики.

Работа содержит 1 файл

Профессиональная этика.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

   Понятие мастерство педагогическое обозначает как «высокий уровень овладения  педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие».

   Существует  понятие «педагог-мастер». Этим словосочетанием  принято называть специалиста «высокой культуры, глубоко знающего свой предмет, хорошо знакомого с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающегося в вопросах общей, и особенно – детской психологии, в совершенстве владеющего методикой воспитания и обучения».

  Мастерство  учителя измеряется тем, в какой  степени педагог способен помочь ученику рождению мыслей в его голове, а не тем, что сообщает ему готовые истины. Настоящий педагог-мастер должен оставаться за кадром фильма под названием «Урок».

   Существует  мнение, что подлинным педагогом-мастером может стать лишь талантливый человек с определенной наследственной программой. Следуя их логике, чтобы стать учителем, надо им родиться. Правда есть и совершенно противоположная точка зрения на этот счет: «все люди наделены естественными, природными качествами воспитателей». Это означает, что учителем может стать любой, кто захочет им стать. Данная логика зиждется на утверждении, что учитель это массовая профессия, и она не может стать привилегией особенно одаренных личностей.

   Пожалуй, никто так яро не призывал педагогическую науку заняться всерьез проблематикой педагогического мастерства, как А. С. Макаренко. Он предлагал говорить только о мастерстве: «Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос (воспитания) мастерство, основанное на умении, на квалификации». Если задаться целью схематично изобразить структуру педагогического мастерства, то она может быть смоделирована таким образом:

Структура педагогического  мастерства:
Организовать  учебный процесс
Обучать на уроках
Активизировать  обучаемых
Проводить воспитательную работу на уроках
Не  навязывать готовые истины
Стимулировать мысль
Вызывать  положительные эмоции на уроках

 

  Если  проанализировать данную модель, то заметим, что суть педагогического мастерства заключается в своеобразном сплаве личной культуры, знаний и кругозора учителя, его теоретической осведомленности в сочетании с овладением в совершенстве педагогической техникой. Владение педагогической техникой является составной частью педагогического мастерства.

  Педагогическая  техника - это «совокупность умений и навыков, приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий».

   Например, к педагогической технике следует  отнести выразительность речи, умение владеть голосом, жестом, мимикой, умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, применять наглядные пособия, ТСО и т.д.

  Структуру педагогической технике можно изобразить следующим образом:

    Структура педагогической техники:
    Владение  искусством общения с детьми
    Управление  своим вниманием и вниманием  детей
    Определение душевного состояния детей
    Чувствование  темпа в педагогических делах
    Владение  голосом, жестом, мимикой, интонацией
    Показ своего личного отношения к происходящему

 

  Из  предложенной схемы видно, что педагогическая техника предполагает глубинные специальные знания по педагогике и психологии и особой практической подготовки.

   9.3.  - Вы слышали когда-нибудь о таком феномене как дидактогения?

  Пренеприятнейшее  педагогическое явление. Оно охватывает весь спектр негативных ситуаций, всего плохого, дурного, что только может иметь место в учебных заведениях.

  Понятие «дидактогения» произошло от греческого «didaktikos», что в переводе с греческого означает поучительный, и от «genos», что в переводе означает происхождение. Это явление может быть вызвано действием педагога «поучительного происхождения», приводящим к отрицательному эффекту. Оно может в равной мере быть результатом умышленного или непроизвольного воздействия. Действие негативного порядка вызвано нарушением педагогического такта со стороны педагога. Оно может быть выражено в форме поступка, жеста, мимики, слова, жестокого обращения с учениками и т.д.

  Дидактогения - явление древнее. Оно является уродливым  пережитком прошлого. Уже мыслители античного мира раскрыли пагубное влияние дидактогении на результат воспитания детей. В древней Греции была установлена прямая зависимость качества обучения от отношения учителя к своему ученику. Так был сформулирован закон социума, согласно которому грубое, античеловеческое отношение учителя к воспитаннику непременно приведет к негативным эффектам.

  Науке известно имя изобретателя паровоза (Эдисон, Ползунов), первого космонавта (Гагарин). Но, увы, наука по сей день в неведении относительно изобретателя, совместившего обучение с поркой ребенка. Его имя не занесено в историю педагогики. Однако его антигуманный подход к детям находит своих приверженцев и в наши дни. Ныне факты избиения, оскорбления, унижения детей также не являются редкостными. И это не может нас не беспокоить. К явлению дидактогении мы не должны быть толерантными. Проблеме жестокого обращения с детьми, антигуманного отношения к ним необходимо уделять больше внимания, чем уделяется в реальности, так как дидактогения имеет тяжелые последствия в плане нарушения психики ребенка, а также - его воспитателя.

  Источником  дидактогении может быть любой воспитательный агент: семейный, школьный, социальный. Нас интересует дидактогения как школьное явление.

  В.А.Мижериков  дает следующее определение понятию дидактогении: «негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, тренера и др.), проявляющееся в фрустрации, страхах, подавленном состоянии и т.п.».

  В приведенном выше определении указаны последствия дидактогении, а не сама причина данного явления. Если попытаться обозначить причины дидактогении, то такими окажутся:

• отсутствие контроля своего здоровья;

• повышенная болезненная чувствительность учителя;

• агрессивность,

• слабая методическая подготовка;

• снижение или отсутствие у педагога волевых качеств;

• духовно-моральная  бедность;

• неустроенность быта;

• отсутствие полноценного отдыха и др.

  Последствия рассматриваемого явления предстают  в виде негативного психического состояния учащегося, его неуспеваемости, негативных межличностных отношений учеников. Следствием дидактогении является и детский невроз.

   К дидактогении также относится «синдром диппольдизма», изученный учеными В. М. Блейхером и И. В. Кругом в 1995 году. Под «синдромом диппольдизма» понимается разновидность садизма у учителей и воспитателей, проявляющегося в истязании учеников. Синдром был назван по имени учителя А.Диппольда, от истязаний которого умер ученик.

  Исследования  феномена дидактогении, кроме случаев крайне жестокого обращения с учениками со стороны педагогов, затруднено. Это связано с тем, что многие ситуации, приводящие к развитию всего уродливого в педагогике, выявляются с большим опозданием и с немалыми усилиями. Краеугольным камнем рассматриваемой проблемы является нехватка педагогических кадров, потому борьба с дидактогенией и по ныне носит декларативный характер.

Задания для самостоятельной  работы:

  1. По аналогии с научными определениями понятий «профессиональный потенциал педагога» и «педагогический профессионализм» составьте собственные определения.
  2. Какова была необходимость введения в обиход понятия «профессиональный потенциал педагога»? Из предложенных ниже альтернатив выберите те, которые считаете верными. Мотивируйте свой выбор:
    1. подчеркнуть системный характер педагогической способности;
    2. показать зависимость деятельности учителя от оптимального сочетания естественного и приобретённого потенциалов;
    3. выявить ведущие и второстепенные качества личности учителя;
    4. открыть пути к системному анализу качеств педагога;
    5. все ответы верны.
  3. Схематично изобразите структуру профессионального потенциала педагога.
  4. Домыслите на тему «Майэвтика – учение о педагогическом мастерстве». Объём вашего эссе не должен быть меньше 5-7 предложений.
  5. Дополните схему:
      учитель
      не  должен
      должен
      учить
     
      воспитывать
     

 
  1. Понаблюдайте  за работой учителей базового учреждения и зафиксируйте в ваших тетрадях по педагогической этике примеры  постыдного нарушения морали учителями  данного заведения. Выявите причины  дидактогенического поведения учителей.
  2. Создайте модель педагога – дадактогена, наблюдаемого среди учителей базового учебного учреждения.
 
 
 
 

   Тема 10. Коммуникативная  деятельность педагога – элемент педагогической культуры в общей  системе дидактической  деонтологии.

   10.1. Анализ понятий «педагогическая культура», «коммуникативная деятельность».

   10.2. Педагогическое общение как форма  проявления этической сущности  учителя. Типология коммуникации. Проблематика субъективного общения. 

   10.3. Роль экспрессивно-выразительных  движений, просодических и экстралингвистических, такесических и проксемических средств общения в достижении позитивного общения.

   10.4. Понятия «педагогическая зона»  и «дистанция» при общении.  Разновидности педагогических поз.  «Синдром болезненного состояния»  учителя.  

  10.1. Коммуникативная деятельность является элементом педагогической культуры.

  Коммуникация  означает взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией, опытом, знаниями, умениями. «Коммуникативная деятельность» как термин, прежде всего, используется для обозначения процесса обмена информацией и контактной линии связи.

  Коммуникативная деятельность может быть как эффективной, так и неэффективной в зависимости от преобладания типа общения между субъектами в процессе обмена информацией. Эффективное общение характеризуется, прежде всего, таким показателем, как наличие эмоциональной комфортной атмосферы педагогического взаимодействия и самочувствие его участников. Коммуникация, т.е. общение, делится на:

  • непосредственное, в форме прямого контакта;
  • опосредованное, бесконтактное (на расстоянии); 
  • вербальное;
  • невербальное.

Вербальная коммуникация реализуется посредством слова.

Невербальное же общение происходит путем передачи информации другому человеку или группе лиц без использования речи.

   Между вербальной и невербальной коммуникациями должна наблюдаться взаимосвязь. В противном случае, если между этими двумя источниками общения возникает противоречие, то большего доверия заслуживает невербальная коммуникация. К примеру, лицо учителя, направленное на ученика напоминает презрительную гримасу, а его речь - журчание ручейка. В данной ситуации ученик на подсознательном уровне доверится первому источнику информации.

Информация о работе Профессиональная этика