Профессиональная этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:50, курс лекций

Описание работы

Диплом, дающий право преподавать, учить, воспитывать, формировать, переориентировать хрупкие души учеников обязывает соблюдать принципы этики и нормы морали, объективно вытекающие из сущности труда учителя.
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль как форма общественного сознания; как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека; как специфическое явление общественной жизни.
Профессиональная этика – это наука о соблюдении моральных принципов и норм поведения при выполнении служебного долга.

Содержание

Анализ понятий: этика, профессиональная этика, педагогическая мораль.
Возникновение педагогической этики и её развитие как науки.
Задачи педагогической этики.
Принципы педагогической этики.

Работа содержит 1 файл

Профессиональная этика.doc

— 402.00 Кб (Скачать)
  • проявлять терпеливое, уважительное отношение к личности воспитуемого, признавать право ребёнка на ошибку;
  • отказаться от стереотипа «навешивания ярлыков» детям, не возвышать одних детей за счёт принижения достоинств других;
  • не перехваливать за успехи, и не использовать разрушительную критику за промахи.

   Принцип позитивизма предполагает опору на положительное. Данный принцип призывает учителя к следующему: если ему удалось выявить в своём воспитаннике хоть одно хорошее качество, то следует опираться на него в процессе воспитания данного ученика. В результате он получит возможность проникнуть в душу ребёнка и менять его в лучшую сторону без применения насилия.

   Такие простые и ёмкие советы можно  встретить в древних философских  трактатах. Мудрецы античности призывали искать даже в безнравственном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться обращения его в лоно добродетельности.

   Требования  принципа позитивизма просты:

  • выявить положительный пласт сущности ученика;
  • опираясь на хорошие качества, развивать недостающие черты характера;
  • добиться привития ростков положительного в сознании и поведении ученика до уровня привычки.

   Задания для самостоятельной  работы:

    1. Дать оценку основным историческим этапам развития педагогической этики как науки.
    2. Охарактеризовать задачи педагогической этики.
    3. Сбор и анализ информации о проблеме соблюдения принципов педагогической этики в базовом учебном заведении.
    4. Напишите эссе на тему: «Что даёт терпимость при воспитании ребёнка?»
    5. Проиллюстрируйте из своего опыта на примере «проблемного ученика» действие принципа позитивизма: «Привития ростков положительного в сознании и поведении ученика до уровня привычки».

Тема 2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ  – НАУКА О ДОЛГЕ  И ДОЛЖЖЕНСТВОВАНИИ. АКСИОЛОГИЯ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ.

   2.1. Анализ понятий: «аксиология», «деонтология»,  «дидактическая деонтология».

   2.2. Предмет и задачи дидактической  деонтологии. 

   2.3. Деонтологический кодекс учителя. 

                 2.1. Что означают слова: «аксиология», «деонтология», «дидактическая деонтология»?

  Аксиология - философское учение о природе ценностей, их месте в реальности; учение о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой с социальными, культурными факторами и структурой личности. Оно возникло во второй половине XIX в. Термин был введен французским философом П. Лапи. Но проблема ценностей возникала во все исторические периоды. Кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: «Что есть благо?» Именно этот вопрос есть основной вопрос аксиологии.

Что такое  ценность? Ценность - это термин для указания на значение определенных явлений действительности в плане: добра-зла, истины-лжи, красоты-безобразия, допустимого - запретного, справедливого - несправедливого и т.д. Ценность имеет 2 величины: объективную и субъективную. Различаем ценности: материальные и духовные.

Какая ценность более значима?

  По  своей сущности природа вне человеческой деятельности не обладает никакими ценностями. В ней нет ни добра, ни зла. Лишь ценности каждого поступка человека оцениваются обществом как благо или зло.

  Одна  из сложных проблем педагогической этики состоит в том, чтобы разобраться в истинных мотивах деятельности преподавателя и его подопечных перед тем, как окончательно оценивать их поступки с точки зрения нравственности. Особенность нравственного сознания состоит в том, что оно отражает объективную действительность через субъективное восприятие и соотнесенное с представлениями о деонтике, т.е. о том, как должно быть. На основе представлений о том, как должно быть, формируются этические требования, представления о тех деяниях и поступках, которые преподаватели либо учащиеся должны совершать. Нравственные требования выступают как обязанности, которые в абстрактной форме выступают как нормы и принципы, разработанные коллективным сознанием.

  Деонтология, являясь разделом аксиологии, позднее  отделилась от нее.

  Деонтология является разделом этики, в котором рассматривается проблемы долга и долженствования. Термин деонтология берет свое начало от греческого слова «деонтикус», что в переводе означает учение о нужном, должном.

  Дидактическая деонтология - это  наука о профессиональном поведении педагога, включающая рассмотрение его компетенции, терпимости по отношению к другим людям и их идеям, моральную ответственность за решения, принятые в процессе его профессиональной деятельности; профессиональная этика, гарантирующая отношения доверия между участниками деятельности и общения.

                     2.2. Предмет и задачи дидактической деонтологии

  Различаем понятия: общая и частная деонтология. Дидактическая деонтология является частной деонтологией. Предметом дидактической деонтологии служит анализ особенностей функционирования системы образования, состояния учебно-воспитательного процесса с учетом эффективного выполнения педагогом своих обязанностей.

Задачи  дидактической деонтологии:

    1. формировать у будущего учителя чувство ответственности за судьбу личности школьника;
    2. моделировать поведение будущего педагога в соответствии с деонтологическими кодексами учителей;
    3. знакомить с законодательной базой системы образования;
    4. формировать нравственное и профессиональное сознание;
    5. развивать потребность в постоянном совершенствовании этической сущности педагога.

   Чувство ответственности за судьбу учащегося не только исходит из требований профессии педагога, но и вытекает из смысла существования всей системы образования. Мера этой ответственности не может быть определена постоянным   контролем со стороны. Необходимо преобладание самоконтроля педагога.

  На  формирование моральных убеждений  направлены всякого рода правила  и требования, бытующие в системе образования. Хотя заменить моральные убеждения они не могут. Профессиональное и нравственное в сознании будущих педагогов должны быть неразрывно связаны.

    1. Деонтологический кодекс учителя.

    Правила поведения учителей и учеников нужны, но они заранее обречены на фрагментарность  и отсутствие полного охвата явления. Так как отношения между учителями и учениками многообразны, как многолики сами личности. Известно: сколько людей - столько и типов поведения. Поэтому любые кодексы необходимо дополнять «заповедями» и принципами, как более высокими ступенями в лестнице обобщений.

    Памятки, правила, кодексы, заповеди, принципы - это формы напоминания об этических нормах, которые уважающий себя педагог должен не только знать, не только следовать им, а сживаться с ними до такой степени, чтобы они стали органичной частью самой натуры педагога, его вторым «Я».

    Деонтологический  кодекс учителя:

    1. Используй самовоспитание как элемент познания себя и самоутверждения в любой непредвиденной педагогической ситуации с целью овладения фундаментальными ценностями такими, как: любовь, терпение, добро, снисходительность, честь, благоразумие.

  1. Ходи в школу, как - на праздник, а не как - на исполнение тяжкой повинности, тогда и твой труд станет радостью, а не - наказанием.
  2. Заходи в класс с деловым и бодрым настроением, приучай детей ничего и никого не бояться, а вести себя свободно и раскованно, но - уважительно и доброжелательно.
  3. Сначала научи, а затем спрашивай. Не забывай, что речь учителя к детям должна быть полна любви и мудрости, подобно красивому сосуду, наполненному чудесными открытиями на пути к храму знаний.
  4. Не требуй от детей то, что сам не можешь сделать. Постоянно помни, что и ты когда-то был ребенком. А невозможное и трудное отбивает желание учиться.
  5. Не наноси вред воспитанию. Старайся быть порядочным и честным с учениками, тогда заслужишь их уважение и почтение. Ничто так не вредит авторитету воспитателя, как ложь и грубость.
  6. Постарайся, насколько это возможно, вникнуть в ситуацию, в которой может оказаться каждый из учеников. Чувствуя рядом руку друга, любая беда перед ним отступит.
  7. Будь корректным, снисходительным и терпеливым.

       9. Не позволяй себе обижать и оскорблять учеников, тогда и они не будут игнорировать тебя. Не забывай «золотое правило» поведения: веди себя с учениками так, как хотел бы, чтобы они вели себя с тобой.

  10.  Будь великодушным и снисходительным по отношению к тем, кто провинился из-за невнимательности. Не забывай аксиому: сначала будь требовательным к самому себе, чтобы иметь право требовать от других.

      11. Опекай ученика, защищай его от несправедливости, уважая и воодушевляя его.

  12. Будь примером в труде, поведении, манере одеваться, что будет наглядно вдохновлять на рост уровня ученика в интеллектуальном, духовном и моральном планах.

  1. Руководствуйся во всем следующим законом: не забывай, что ты сможешь понять ребенка, только если любишь его. Лучшее, что ты от него ожидаешь, воодушевит его стать еще лучше.
  2. Учись не только от своих коллег, но и от детей.
  3. Не осуждай учеников публично. У настоящего педагога больше претензий должно быть только к себе, а затем уже - к другим и в последнюю очередь - к скидке на случайность.
  4. Не противопоставляй учеников. Это вызывает у них чувство зависти, гнева, апатии. Перед сокровищницей знаний все должны быть равны. Каждый ученик может получить свою долю клада из этой сокровищницы независимо от своего потенциала. Не конкуренция, а творческое сотрудничество ведет к гармонии.

      17. Будь уверен в силах ребенка. Откажись от своего излишнего

опекунства  над ним.

  1. Если ты допустил какую-нибудь несправедливость, найди в себе смелость попросить прощения у школьников. Это не унизит тебя, а только повысит твой авторитет.
  2. Предай гласности хорошее качество самого непослушного ученика. Опираясь на лучшее, ты поможешь оттеснить в нем худшее.
  3. Разделяй своим сочувствием интересы детей и поймешь, что радость искренних отношений - одна из самых больших радостей на земле. Разделенная удача - это победа, а разделенная беда - это многократно уменьшенное поражение.
  4. Выполняй свои обещания. Будь справедливым по отношению к ученикам.

   22. Применяй на практике «золотое правило» общения: будь честен, принимай ребенка таким, каким он есть, придавай значение и мыслям его: меньше скажешь, больше услышишь.

   23. Убеди детей в том, что любой человек несовершенен, но одновременно научи их стремиться к лучшему и возвышенному, не теряя при этом уверенности в себе.

   24. Не будь пристрастным, когда оцениваешь учеников, их знания и поведение. Проявляй требовательность, благосклонность, вежливость и тактичность в отношениях с ними. Помни об эффекте ожидания.

  1. Оценивая уровень знаний учеников, исходи из следующих постулатов: о человеке судят по его поступкам; старайся понять в себе добродетель и тогда сможешь понять добродетель и в других.
  2. Если ты выбрал профессию педагога, не забывай, что ученик представляет собой факел, который ты должен зажечь пламенем, которое горит и светит в тебе самом.

   Задания для самостоятельной  работы:

  1. Сбор и анализ информации о проблеме моральных ценностей в период «обесценивания человеческой жизни» в условиях падения престижа учительской профессии. Что противопоставить этим негативным явлениям на ваш взгляд?
  2. Понаблюдать за тем, мирятся ли между собой понятия долга и добра в педагогической деятельности? Выяснит, понятие «долг» всегда ли обусловлено понятием «благо» при реализации воспитательного процесса? К примеру, долг защищать Родину есть благо с точки зрения коллективного сознания. Но женщиной-матерью служба в армии воспринимается не как благо, а как зло, так как её сын может погибнуть при исполнении гражданского долга.
  3. Изучить Закон Республики Молдова «Об Образовании». Выяснить законодательный аспект дидактической деонтологии.
  4. Выявит зависимость понятий «стандарт» и «творчество» в педагогической деятельности. Это – антагонисты или в определённой мере – совместимые определения?

Информация о работе Профессиональная этика