Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:50, курс лекций
Диплом, дающий право преподавать, учить, воспитывать, формировать, переориентировать хрупкие души учеников обязывает соблюдать принципы этики и нормы морали, объективно вытекающие из сущности труда учителя.
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль как форма общественного сознания; как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека; как специфическое явление общественной жизни.
Профессиональная этика – это наука о соблюдении моральных принципов и норм поведения при выполнении служебного долга.
Анализ понятий: этика, профессиональная этика, педагогическая мораль.
Возникновение педагогической этики и её развитие как науки.
Задачи педагогической этики.
Принципы педагогической этики.
Культура личности - это комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентации, творческих успехов), который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой и национальной культурой, развивая свою индивидуальность, и, тем самым, внося свой вклад в развитие общества в целом.
Каждая эпоха и каждый этап развития общества ставит свои акценты на новое содержание в культуре личности. Так, в XX веке педагогика стремилась сформировать всесторонне развитую личность. Возможно ли достижение этой цели? Она выражает идеал, к которому надо постоянно стремиться, но реализовать его невозможно. Существует более реальная цель - сформировать гармонически развитую личность. А это значит: развивать у ребенка позитивное отношение к себе как биологическому и социальному уникальному явлению; признавать наивысшими ценностями: жизнь, свободу и здоровье; стимулировать стремление к физическому, духовному, моральному совершенствованию и саморазвитию. В связи с этим должен вырабатывается у ученика базовый минимум, под которым понимается внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для воспитания его личности, здорового его сосуществования с окружающей средой. А так же необходимо создать условия, исключающие насилие и антагонизм в воспитании.
Самоопределение личности предполагает и его самостоятельность, и определенную личностную позицию, и конкретную направленность на воплощение своих убеждений в реальности.
Культуроведческий подход в системе образования предполагает самоопределение ученика и формирование его мировоззрения. Он призван обеспечить ученику гармонию с самим собой через определение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, материальными и духовными продуктами человеческой деятельности; способствовать нравственному и психическому здоровью подрастающего поколения.
Учителя, родители, и любой взрослый, духовно зрелый человек обязаны брать на себя задачу нравственного наставничества. Тем более - учитель-профессионал. Важно и само желание учащегося развивать свои способности, которое зарождается под влиянием не только общества в целом, но, прежде всего семьи и школы. А их уровень напрямую зависит от состояния общественной культуры, развивающейся на основании вековых традиций.
12.2. Идеи ненасилия и толерантности породили новые эффективные подходы в системе образования. Эти направления характерны и нашей системе национального образования. «Толерантность» представляет собой этическое понятие, характеризующее способы взаимоотношений личности с другими людьми с позиций терпимости к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций, религий.
Толерантность
рассматривается и как
За
порогом этого определения
Насилие в педагогике является способом принуждения со стороны лидера педагогического процесса по отношению к его подчиненным с целью завоевания педагогического господства, приобретения или сохранения определенных выгод и других привилегий.
Ненасилие представляет собой этическое понятие, характеризующее способы взаимоотношений личности с другими людьми с позиций добра и зла, как нравственных категорий, регулирующих их жизнедеятельность.
Ненасилие и толерантность - это этические принципы, в основе которых лежит признание высшей непреходящей ценности всего живого, человека и его окружающей среды, отрицающие принуждение как способ решения всяческих проблем и конфликтов. Ненасилие выступает в качестве центрального момента мировоззренческой системы. Различаются четыре сферы функционирования общественного сознания, где ненасилие рассматривается в этом ключе: философско-этическая, религиозно-этическая, общественно-политическая и психолого-педагогическая.
В
религиозно-этическом смысле ненасилие
рассматривается как
В
философско-этическом плане
Психолого-педагогическая концепция ненасилия внедряется на практике положениями гуманистической педагогики. Наибольшую известность здесь приобрели взгляды А. Маслоу, К. Роджерса, К. Н. Вентцеля, Ж. Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, Ш. Амонашвили, В. Мындыкану.
Концепция ненасилия в педагогике тесно связана с понятием «свобода». Данное понятие является центральным в гуманистической педагогике. Однако понималась и понимается свобода в различных педагогических течениях по-разному.
Свобода как обращенность ребенка к собственному опыту. Одним из основоположников такого подхода является Ж. Ж. Руссо. По его мнению, свобода предстает в виде естественного права ребенка и никто не в праве лишать его свободы. Воспитание - это ненасильственное воздействие взрослого на ребенка, оно выступает как средство свободной ориентации ребенка в окружающем его мире.
Свобода как самопроизвольная деятельность ребенка. Такая позиция поддерживается многими представителями свободного воспитания, которые возводят в абсолют нравственную дееспособность ребенка, якобы присущую ему изначально, в форме заранее запрограммированной наследственности. В качестве яркого сторонника данной позиции можно назвать М. Монтессори. Суть ее заключается в том, что школа обязана давать простор свободным и естественным проявлениям личности ребенка. Учитель не должен вмешиваться в его деятельность, тем более настаивать на чем-то, заставлять прилагать усилия и т.п. Все то, что заложено природой, проявится, если взрослые не будут мешать.
Свобода как действие и самостоятельное творчество. Основы такого понимания свободы были заложены Л. Н. Толстым (Россия), И. Крянгэ (Молдова). Они выступали за признание прав ребенка, невмешательство воспитателя в деятельность и творчество ребенка. Сотрудничество между учителем и учеником полностью исключает принуждение. В полной мере эти идеи реализованы в концепции К.Н. Вентцеля (Россия). В качестве основной цели воспитания он видел освобождение ребенка и представление ему всех положительных условий для развития его индивидуальности, его свободной личности. Говоря об основном методе воспитания, К.Н. Вентцель отмечает, что метод должен быть методом освобождения в ребенке творческих сил, методом пробуждения в нем духа искания, исследования, творчества. Свобода как возможность осуществлять сознательные выборы. Такая позиция базируется на положении о свободе как возможности делать собственный выбор. Одним из основоположников такого подхода является К. Роджерс. По его мнению, это достигается лишь в том случае, если ребенок имеет возможность: быть самим собой, прислушиваться к внутреннему голосу, относиться к себе положительно, оставаться при своем мнении в случае, если он уверен в своей правоте, но в то же время научиться понимать и терпимо относиться к выбору другого ученика. Безнравственным является навязывание детям чего-нибудь, принуждая их делать то, что учителю кажется необходимым.
На
современном этапе в
Итак, анализ различных педагогических подходов к проблеме свободы детей показал, что, несмотря на общепризнанность категории свободы в различных отраслях науки, в частности, в педагогике, понимание ее достаточно вариативно и отражает исходные концепции авторов. Остается продуктивной и плодотворной идея гуманистической педагогики о самоактуализации личности как ведущей мотивации его свободного развития.
Какие же задачи признана решать педагогика ненасилия? Здесь можно выделить следующие:
12.3. Свобода - наивысшая ценность. Почему ценность? Потому, что самое большое наказание, дошедшее до наших дней - это лишение свободы.
Свобода как философская категория сводится к способности человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей.
Абстрактной свободы нет. Свобода всегда конкретна и относительна. Если у учителя имеется только одно сознание свободы без возможности ее практического воплощения в педагогической деятельности - это всего лишь иллюзия свободы.
Однако свобода не равнозначна произволу. Учитель свободен в своих мыслях и поступках вовсе не потому, что они причинно ничем не обусловлены. Он зависит от социального заказа, диктуемого профессией. В то же время зависимость учителя не отменяет его свободы. Учитель обладают свободой творчества при выборе личных методов в достижении воспитательных целей. Отсюда вытекает определение свободы как деятельности, опирающейся на осознанную необходимость. Она возлагает на учителя обязанность не игнорировать объективные факторы, а избирать субъективные средства для достижения эффективных ожидаемых результатов. Но эта свобода выбора своей педагогической тактики и стратегии возлагает на него моральную и социальную ответственность за конечный результат воспитания.
Ежедневно взрослея, дети в том же темпе прозревают и в отношении свободы при удовлетворении материальных и духовных потребностей. И дети тоже замечают, что свобода одна не существует, а вместе с необходимостью. Постигая на своем будничном опыте такую правду, спустившуюся с высоты философского Олимпа, они взрослеют и духовно. Лишая ребенка свободы, над ним тяжелым грузом начинает довлеть необходимость.
Воистину только свободная личность способна воспитать личность свободную.
Задания для самостоятельной работы: