Профессиональная этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:50, курс лекций

Описание работы

Диплом, дающий право преподавать, учить, воспитывать, формировать, переориентировать хрупкие души учеников обязывает соблюдать принципы этики и нормы морали, объективно вытекающие из сущности труда учителя.
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль как форма общественного сознания; как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека; как специфическое явление общественной жизни.
Профессиональная этика – это наука о соблюдении моральных принципов и норм поведения при выполнении служебного долга.

Содержание

Анализ понятий: этика, профессиональная этика, педагогическая мораль.
Возникновение педагогической этики и её развитие как науки.
Задачи педагогической этики.
Принципы педагогической этики.

Работа содержит 1 файл

Профессиональная этика.doc

— 402.00 Кб (Скачать)
  • глубоких знаний и способностей донести информацию до объекта путем прямого или опосредованного контакта;
  • критического отношения к себе и корректного отношения к ученикам, их родителям, коллегам;
  • постоянной нацеленности на эффективность.

  Авторитетный  учитель - это личность, заслуживающая безусловного доверия. Понятие авторитетный учитель различимо своей сутью от понятия авторитарный учитель. Данное стремление проявляется во властности, склонности учителя к использованию недемократических методов воздействия на детей в форме приказов, распоряжений, указаний, наказаний и т.п. Авторитарность - это качество характера учителя, основанное на слепом, беспрекословном подчинении себе воли ученика. Авторитет учителя личностно окрашен. У некоторых учителей выражена непреклонная воля, социальная активность, они обладают темпераментом холерика. Как правило, такой тип учителей стремится все делать лично сам, подавляет активность детей. Нежелание пересмотреть некоторые из своих качеств, мешающие достижению эффективности в работе, дают простор проявлению диктатуры, авторитаризма в образовании.

7.2. Авторитет учителя, отражает в себе общие закономерности построения авторитетных отношений, но также очевидно, что он имеет свою специфику. Основаниями профессионального авторитета выступают деловые качества учителя и профессиональная его компетентность.

  К критериям, характеризующим уровни педагогического авторитета, следует отнести: демократизм учителя, его гуманизм, толерантность, оптимизм, социальную активность, эрудицию, мастерство, креативность. В качестве критериев авторитета необходимо учитывать и индивидуально-психологические характеристики личности. Существенными оказываются такие психологические свойства личности учителя, как восприятие и понимание им другого человека, его оценка и самооценка, установки, мнения, стереотипы поведения.

  Авторитет учителя - это нечто целое, а не фрагментарное. В зависимости от степени выраженности в характере учителя отдельных элементов структуры авторитета, различаем следующие уровни педагогического авторитета: низкий, необходимый, высокий. Необходимый уровень развития того или иного компонента авторитета педагога определяют ученики, их родители, члены педагогического сообщества, в глазах которых учитель приобретает авторитет в процессе совместной деятельности и общения. Это может быть учебная, трудовая или клубная деятельность. Для успешного решения разного рода педагогических задач допустим и разный уровень педагогического авторитета. Так, при обучении учитель часто занимает позицию «мы», используя и опираясь на взгляды уже признанных авторитетов. Для данной ситуации учеников вполне устроит педагог не самого высокого уровня авторитета. Однако для решения задачи поднятия нравственности учеников авторитет педагога должен быть высокого уровня. Реализация задач воспитания гармоничной, позитивной, преуспевающей личности   возможно учителями, пользующимися подлинным авторитетом. Подлинного авторитета можно добиться только при условии гуманности всех возможных отношений в современном педагогическом учреждении. Авторитет силы, административного толка не может обеспечить качества и эффективности учебно-воспитательной работы.

7.3. Моральный статус учителя обусловлен тем, что множество детских глаз, как рентгеном насквозь просвечивают и выявляют нравственную его сущность. У педагога, желающего достичь подлинного авторитета, нет другого выбора, кроме - проявления любви, открытости, искренности, сопереживания, оказания помощи детям. В противном случае учитель неизбежно утратит свое позитивное влияние. Секрет обладания подлинным авторитетом таится в проявлении человеколюбия и ответственности за судьбу своих подопечных. Ученик авансирует педагогу свое доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоком уровне нравственности учителя. Ныне образовался острый дефицит нравственности. Это привело к тому, что некоторые ученики начали отрицать простые духовные ценности. В этой ситуации этический профиль учителя является эффективным средством привития нравственного иммунитета детям. 

  Педагогическому авторитету отводится первостепенная роль в нравственном становлении личности ученика. Учителю недостаточно изложить своим питомцам моральные истины, которые он хочет укоренить в их сознании. Эффективность внутреннего принятия учащимися нравственных норм, выработанных коллективным сознанием, зависит от морального облика учителя, из чьих уст они исходят. Гуманизм учителя обнаруживается, прежде всего, в его способности любить и уважать уникальность каждого из детей, доверять их внутренним силам. Эффект человеческой притягательности личности учителя обнаруживается и в оказании помощи ученику, который может легко потеряться в мире соблазнов и ложных иллюзий, потерять себя, погубить свою жизнь.

  Учитель должен постоянно улучшать свой моральный облик, поддерживать «авторитетный» свой статус. Это значит: заниматься анализом взаимоотношений с учениками, их родителями, коллегами и другими людьми; критически осмысливать свое поведение; быть способным отказаться от негативных стереотипов и принять новое. Завоевание авторитета не должно стать самоцелью учителя. Он приобретает моральный смысл и ценность не тогда, когда используется как сила административного давления на детей, поддерживания внешнего порядка. Его ценность проявляется в том случае, когда он становится духовной, моральной силой. Прочный моральный статус учителя является средством укрепления сознательной дисциплины ученического и учительского коллективов. Моральный статус учителя определяется и социальной активностью педагога, его жизненной позицией.

  Следует отметить относительный характер морального статуса учителя. Так, к примеру, может оказаться, что педагог является лучшим из худших педагогических кадров. Или, известно, что молодые учителя отдают первенство своим опытным коллегам в плане проявления педагогического мастерства. Однако молодому учителю очень часто удается сразу же завоевать сердца учеников, так как он ближе им по умонастроению. Подлинный авторитет не легко завоевать, но легко его терять. Причины падения педагогического авторитета могут быть самыми разными. Перечислим лишь некоторые из них: консерватизм во взглядах, стереотипность мышления, неуважение к личности ученика, неумение признавать свои ошибки, нарушение педагогического такта, заигрывание с учениками, конфликт авторитетов и т. д.

  Падение педагогического авторитета из-за конфликта авторитетов может иметь самые разные негативные последствия для педагогического процесса в целом и для каждого члена ученического и учительского коллективов. Одной из причин может быть то, что учитель всецело поглощен некогда завоеванной славой и не замечает, как своим превосходством подавляет других учителей, лишает их самостоятельности суждений. Как правило, такого учителя не уважают.

  Моральный авторитет педагога зависит, прежде всего, от способности учителя оправдать ожидания детей.

7.4. Преодоление неуспеваемости - приоритетная задача практической и теоретической педагогики.

  В психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме неуспеваемости, вскрыты причины данного явления. А. М. Гельмонт предлагает соотнести причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех категорий неуспеваемости: 1 категория - глубокого и общего отставания, 2 категория - частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости, 3 категория - эпизодической неуспеваемости.

В качестве причин первой категории отмечены:

  • низкий уровень предшествующей подготовки ученика;
  • неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от учебного заведения, отсутствие заботы родителей);

недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие.

Для второй категории выявлены следующие причины:

  • недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности);
  • недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей.

Причинами третий категории названы:

  • недостатки преподавания, слабый текущий контроль со стороны учителей;
  • пропуски уроков, невнимательность ученика, нерегулярное выполнение им домашних заданий.

  Нас особенно интересует контингент учащихся, которые числятся среди тех, кто не успевает в учебе по причине недостатков преподавания, и в частности - из-за отсутствия авторитета учителя. Взаимосвязь проблем педагогического авторитета и успеваемости учащихся очевидна. Авторитет учителя является средством стимулирования познавательного интереса, предупреждения падения уровня успеваемости учащихся. Отсутствие же педагогического авторитета - фактор прямо пропорционального понижения эффективности образовательного процесса. Кризис авторитета учителя является важнейшим условием внешнего плана проблемы школьной неуспеваемости. Невыполнение домашнего задание может быть вызвано отрицательным отношением ученика к своему учителю-предметнику. Эта же причина может спровоцировать также прогулы уроков, поверхностное изучение программного учебного материала.

  Если  попытаться описать портрет ученика, неуспевающего в учебе по причине  отсутствия авторитета учителя, то, прежде всего, отметим наличие таких его качеств, как недисциплинированность, отсутствие интереса к предмету, преподаваемого данным педагогом, безразличие к качеству своих знаний и способностей в части данного предмета.

  Современной педагогикой накоплен значительный опыт преодоления школьной неуспеваемости, мотивом которой выступает отсутствие авторитета учителя. Необходимо осуществить нейтрализацию причины, т.е. поднять авторитет учителя. Основную роль играет желание учителя изменится в лучшую сторону, пересмотреть свою тактику и стратегию преподавания в плане поднятия интереса учащихся к своему предмету, построения отношений с учениками на основе гуманизма и демократизма.

   Задания для самостоятельной  работы:

  1. Существует категория учителей, которые разделяют мнение Я. А. Коменского, считавшего, что авторитет педагога достигается вызовом двух смешанных чувств у своих подопечных: чувства страха и чувства любви. Другая же часть учителей считает, что подлинный авторитет можно завоевать любовью к детям в сочетании с требовательностью. Эту точку зрения разделял А. С. Макаренко. Выскажите своё мнение на этот счёт. Аргументируйте свою позицию.
  2. Встречаются случаи, когда учитель высокопрофессионально проводит уроки, является знающим, эрудированным специалистом, однако не пользуется подлинным авторитетом у своих учеников. Каковы могут быть причины?
  3. Верно ли мнение, что чем выше требовательность к детям, тем выше авторитет учителя? Приведите доказательство правильности либо ошибочности данного утверждения.
  4. Нередки случаи, когда эрудированность учителя приобретает бюрократический характер. Приведите примеры такого рода ситуаций.
  5. Напишите эссе о взаимосвязи проблем педагогического авторитета и успеваемости учащихся.
 
 
 
 

Тема 8. Функции и роли учителя. Роль «культуртрегера». Феномены «ролевого конфликта», «двойных моральных стандартов».

   8.1. Анализ понятий «функция», «социальная  функция», «педагогическая функция». Многообразие функций педагога.

   8.2. Долг учителя – владение искусством  перевоплощения в многообразие  ролей. Феномены «ролевого конфликта», «двойных моральных стандартов».

   8.3. Типология учителей. Критерии её  классификации.

   8.1. Понятие «функция» произошло от «functio», что в переводе с латыни означает «исполнение».

   Вес функции делятся на:

  • явные, т.е. совпадающие с открыто провозглашаемыми целями и задачами социального института;
  • латентные, т.е. скрытые функции, обнаруживающие себя лишь с течением времени и, в большей или меньшей степени, отличающиеся от провозглашаемых намерений участников этой деятельности.

   Педагогическая  функция - это направление применения профессиональных знаний и способностей, предписанное педагогу. Эти направления являются следующими: воспитание, обучение, образование, развитие, формирование.

Многообразие  функций педагога заключается в:

  • обеспечении проектирования, планирования, диагностирования;
  • выполнении задач информационных, организационных, оценочных, контрольных, коррекционных, аналитических, управленческих.

  Современность предъявляет все более жесткие  и разносторонние требования к труду педагога. Они неизмеримо возрастают при неизбежном возникновении рынка молодых специалистов, развитии многоуровневого образования, внутригосударственной и международной аккредитации учебных заведений и специалистов. Труд преподавателя условно можно разделить на три составные части: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личностная ориентация. Каждый из перечисленных частей имеет свои специфические функции.

  Педагогическая  деятельность - это технология труда учителя. Такая деятельность решает задачи обучения и развития учащихся с помощью различно направленных действий. Она включает в себя пять компонентов: 1) гностический, 2) проектировочный, 3) конструктивный, 4) организационный, 5) коммуникативный. Так, гностический компонент решает задачу получения и накопления новых знаний о законах и механизмов функционирования педагогической системы. Проектировочный компонент - связан с проектированием целей преподавания учебной дисциплины и путей их достижения. Конструктивный компонент деятельности учителя включает активность педагога по отбору и композиционному построению содержания учебного предмета, форм и методов проведения уроков. Организационный - решает задачи реализации запланированного. Коммуникативный же компонент деятельности учителя нацелен на установление позитивных взаимоотношений между участниками педагогического процесса.

Информация о работе Профессиональная этика