Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:50, курс лекций
Диплом, дающий право преподавать, учить, воспитывать, формировать, переориентировать хрупкие души учеников обязывает соблюдать принципы этики и нормы морали, объективно вытекающие из сущности труда учителя.
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль как форма общественного сознания; как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека; как специфическое явление общественной жизни.
Профессиональная этика – это наука о соблюдении моральных принципов и норм поведения при выполнении служебного долга.
Анализ понятий: этика, профессиональная этика, педагогическая мораль.
Возникновение педагогической этики и её развитие как науки.
Задачи педагогической этики.
Принципы педагогической этики.
Педагогическое общение является климатом и атмосферой труда учителя.
В процессе реализации функций учительского труда решаются следующие группы задач:
1. Проектирование:
2. Конструирование:
• планирование содержания занятий с учетом межпредметных связей;
3. Организация:
4. Регулирование (социально - психологическое):
• оказание содействия саморегуляции психических состояний учащихся;
• оценка уровня развития групп делового сотрудничества.
Главной функцией учительской профессии является управление процессами обучения, образования, воспитания, развития и формирования учащихся. Это управление осуществляется в виде составления и реализации педагогических проектов (урок, классный час, викторина, олимпиада, родительское собрание, экскурсия, акт милосердия, экологическая экспедиция и т. д.). Выполняя функцию руководства педагогическим процессом, учитель выступает в роли менеджера, на которого возлагается более высокая степень и моральной ответственности.
Тьюторство как форма управления самостоятельной работой обучаемых ныне предстает одной из наиважнейших функций современного педагога. Она практикуется в учебных заведениях, где большое значение придается деятельности по индивидуальным планам и самостоятельной работе с источниками информации. Эта работа в форме самообразования является продолжением учебного процесса под руководством специалиста-практика, каким и является тьютор.
8.2. Роль в философии означает совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы.
В ролевом описании общество или любая социальная группа предстает в виде набора определенных социальных позиций: рабочий, учитель, ученик, гражданин, семьянин и др. Находясь в данной роли, личность обязана повиноваться социальному предписанию или ожиданиям общества, связанным с занимаемой социальной позицией личности. Выполняя социальный заказ, личность выбирает один из нескольких возможных вариантов исполнения социальной роли. К примеру, ответственного или безразличного учителя и т.п.
Ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные социальные роли оказываются плохо совместимыми.
Социальная педагогическая роль представляет собой аспект статуса учителя как нормативно регулируемое поведение в соответствии с его положением в обществе. Это положение диктует ему выполнение многообразия ролей: менеджера, тьютора, гида, ученого, исследователя, режиссера, актера, психолога, аналитика, предсказателя. Совокупность таких ролей называют ролевой системой. Долг учителя заключается во владении искусством перевоплощения в многообразие ролей в соответствии с целями воспитания. Следует отметить то обстоятельство, что сегодня происходит снижение роли преподавателя как единственного и непогрешимого носителя научных знаний и растет его роль как эксперта и консультанта, помогающего ученику ориентироваться в потоке научной информации.
Поскольку учитель выполняет несколько ролей, то возможна ситуация ролевой напряженности или ролевого конфликта. Ролевой конфликт может быть спровоцирован и как результат разрыва между теоретическими постулатами и их практическим воплощением, неустойчивостью моральных принципов, приводящих к конформизму поступков.
8.3. Попытки создать типологию учителей предпринимались неоднократно. Разные авторы строили ее, исходя из различных признаков. Так, В. Оствальд на основании скорости умственных реакций делил учителей на:
Следующий исследователь Г. Селе характеризует два типа педагогов:
Г. Селе также предложил перечень типов учителей, беря за основу характерные им роли при исполнении служебного долга: «коллекционер фактов»; «совершенствователь»; «классификатор»; «аналитик»; «синтетик»; «большой босс»; «торопыга»; «нарцисс»; «акула»; «хамелеон»; «засушенный в лаборатории»; «я всегда прав» и др.
Наиболее конструктивной представляется классификация, разработанная В. Н. Волгиным. По характеру стиля работы учителя делятся на: теоретиков, экспериментаторов, организаторов. Различаются учителя: открыватели, генераторы идей, классики, систематики. Организационные способности доминируют у учителей: коллективистов, если же такие способности не развиты, то учителя идентифицируют как индивидуалистов. Коммуникативный компонент преобладает у учителей: романтиков, жизнелюбов. У учителей-гуманитариев более выражены гностический и коммуникативный компоненты, тогда как у реалистов-предметников значительнее развит конструктивный, а у психологов - организационный компонент учительского труда.
Предлагается более обобщенная классификация, вытекающая из наиболее часто встречающихся типов учителей. Особенно это важно во избежание повторения ошибок навешивания «ярлыков» учителям, придумывания «кличек». Такая классификация также способствует выявлению наилучшей способности учителя к исполнению той или иной роли, входящей в ролевую педагогическую систему. В ролевой системе вычленяются такие наиболее общие типы:
Очевидно, что каждый специалист в идеале должен быть готовым к исполнению всех этих ролей в комплексе. От этого будет зависеть эффективность труда учителя, качество исполнения профессионального долга. Результативность педагогического воздействия на учащихся является зеркальным отражением способности учителя перевоплощаться в многообразие ролей, входящих в ролевую педагогическую систему.
Задания для самостоятельной работы:
|
|
Тема 9. Профессиональный потенциал педагога – основа дидактической деонтологии. Дидактогения – псевдопрофессионализм.
9.1.
Анализ понятий «
9.2.
Мастерство учителя –
9.3.
Дидактогения – уродливый
9.1. Профессиональный потенциал педагога означает совокупность объединённых в систему естественных и приобретённых качеств, определяющих способность учителя выполнять свои функциональные обязанности на должном уровне.
Профессиональный потенциал педагога трактуется и как возможность выполнения своих обязанностей по реализации нормативных требований в сочетании с индивидуальным пониманием сути учительского долга.
Общая
структура понятия «
Данная модель подчёркивает симбиоз врождённых потенциальных способностей и приобретённых компетенций в процессе профессиональной подготовки учителя. Так, схема содержит в себе соотношение элементов «ориентация на профессию» и «профессиональная ориентация». В этом случае обращено внимание на значимость естественной и приобретённой способности к профессии учителя.
Понятие
«педагогический
Профессия учителя в идеале предполагает разностороннее развитую личность. Однако она не исключает «синдром профессионального идиотизма», которым страдают лица, «чьи интересы ограничены главным образом сферой профессиональных знаний».
Понятие
«профессиональный идиотизм»
9.2. Учение о педагогическом мастерстве называется майэвтикой. Данный термин в переводе с греческого языка означает «повивальное искусство». Ещё древнегреческий философ Сократ называл учителей «акушерами мысли». Позднее эвристический метод познания мира стали называть сократовским, а затем – майэвтикой. Вскоре этим термином обозначили учение о педагогическом мастерстве.
Мастерство как понятие означает «глубокое понимание дела, сочетаемое с развитым умением осуществлять эффективные действия в каком-либо виде профессиональных или любительских занятий».