Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:50, курс лекций
Диплом, дающий право преподавать, учить, воспитывать, формировать, переориентировать хрупкие души учеников обязывает соблюдать принципы этики и нормы морали, объективно вытекающие из сущности труда учителя.
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль как форма общественного сознания; как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека; как специфическое явление общественной жизни.
Профессиональная этика – это наука о соблюдении моральных принципов и норм поведения при выполнении служебного долга.
Анализ понятий: этика, профессиональная этика, педагогическая мораль.
Возникновение педагогической этики и её развитие как науки.
Задачи педагогической этики.
Принципы педагогической этики.
Интимная зона -от 15 до 45 см
Личная или персональная зона - от 45 до 120 см
Официальная зона -от 120 до400 см
Публичная зона (аудиторная) - от 400 до 750 см.
Учительский труд требует активного проявления творческих способностей и системности мышления. Такова одна из внутренних особенностей педагогической деятельности. Другой особенностью является его постоянная нервно-психическая напряженность в связи с возложенной на него ответственностью за судьбу каждого из его подопечных, за морально-психологическое состояние ученического коллектива.
Во время выполнения учительского долга на протяжении длительного периода не исключена ситуация, при которой у педагога может возникнуть так называемый «синдром болезненного состояния». Поднимая вопрос о «синдроме болезненного состояния» учителя, важно обозначить его характерные симптомы:
Порой, не подозревая о наличии у себя данного синдрома или игнорируя его значимость и опасность, учитель допускает грубые просчеты при общении с учениками. Общение с учениками приобретает негативный характер. Это приводит к подрыву доверия учеников к своему педагогу.
Причины, порождающие «синдром болезненного состояния» могут быть различны:
Учителю, как и любой личности, свойственны человеческие слабости. Но, учитывая то, что ему доверены судьбы детей, он обязан справляться с ними. Учитель не должен позволять себе, чтоб в нем заговорил голос уязвленного самолюбия.
Задания для самостоятельной работы:
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
Тема 11. Долг учителя быть гуманистом. Эволюция гуманистических взглядов на воспитание в истории педагогической мысли.
11.1. Эволюция гуманизма как общего принципа мировоззрения.
11.2.
Гуманность – качество
11.3. Лжегуманизм в педагогике. Последствия имитации любви к детям.
11.1. «Гуманизм» рассматривается как система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой его достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости - нормой отношений между людьми.
В 60-х гг. XX в. в США возникло целое направление в современной теории и практике воспитания под названием гуманистическая педагогика. В центре внимания гуманистической педагогики находится личность как уникальная, целостная натура, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, к самоактуализации. Она, личность, открыта для восприятия всего нового, способна уважать чужой опыт, делать свой выбор в разнообразных жизненных ситуациях осознанно и ответственно. Достижение личностью такого уровня своего развития провозглашается гуманистической педагогикой главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традиционной педагогике.
Сущность гуманистической педагогики неоднозначно трактуется современными учеными. Несмотря на всю привлекательность и продуктивность концепции гуманистической педагогики, она пока не приобрела массового характера. В настоящее время гуманизм становится одним из ведущих принципов педагогической этики.
11.2. Гуманность - качество первостепенной значимости для личности педагога.
«Гуманность» (лат. «humanus» - человечный) означает человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. Данное качество представляется первостепенным по значимости для личности педагога. Его прямой долг заключается в формировании у учащихся гуманности. Процесс формирования гуманности у детей сопряжен со сложностями. Это под силу тому педагогу, который является носителем гуманистических воззрений и убеждений.
Гуманность - одна из ведущих нравственных ценностей, ее трудно измерить статистически. Мера гуманности учителя измеряется тем, сколько в нем самом доли гуманности; способен ли он создать предпосылки для самореализации личности ученика, раскрытия всех заложенных в нем природных задатков, его способностей к свободе, ответственности и творчеству. Однако установлено, что любовь к детям, естественность учителя, его способность сопереживать, сочувствовать ученику, прийти ему на помощь при необходимости стимулируют развитие детей, предупреждают нарушение дисциплины и негативное отношение к учебе. Отличительными признаками гуманности педагога также являются его ориентации на:
• смещение приоритетов обучения на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сущностных сил ребенка;
Гуманность учителя следует понимать и как его способность отказаться от авторитарных методов воздействия на учащихся; устанавливать позитивные взаимоотношения с учениками; осознать значимость личностно-ориентированной педагогики и реализовать ее идеи на деле.
Учитель обязан создать такие условия, в которых учащийся не может, не учится ниже своих возможностей, не может остаться безразличным к происходящему на уроках и вне уроков. Долг учителя - вызывать в детях желание и формировать потребность вести себя по жизни как гуманист. А значит, ученик будет способен:
• относиться к себе позитивно;
• любить и уважать людей, в частности, - своих родных, сверстников, учителей;
• открывать, что гуманность стоит проявлять, независимо от того, как себя ведут другие люди;
• сотрудничать с соучениками и учиться у них, открывая при этом их и свою уникальность;
• принимать участие в выборе того, что он сам хочет, и будет изучать;
• находить выход для своего творчества;
С
позиций учителя-гуманиста
Учителем-гуманистом может стать каждый из педагогов при условии, если он того желает и убежден в непогрешимости гуманистических идей.
11.3. Лжегуманизм - это принцип проявления в скрытой форме презрения и неуважения к людям; имитация человеколюбия и уважения к людям; маска педагога, скрывающая истинное лицо человека - ненавистника и себялюба.
В открытой форме псевдо- и лжегуманизм встречаются крайне редко. Но и скрытая его форма опасна своими последствиями, влияя на процесс образования и на души питомцев. К таким последствиям, прежде всего, относятся:
• опасность морально-психических расстройств учащихся;
• перехода на противоположную сторону доверия к учителям, к убеждениям;
Выявить источник антигуманизма - проблема не из легких. Критериями распознания антигуманизма служат: категоричность и непогрешимость суждений такого рода учителя, «поза лидера», отвергающего все авторитеты; неуважение к детям вплоть до оскорблений; разделение их на «своих» и «чужих». То же поведение наблюдается и к коллегам, родителям учеников.
Задания для самостоятельной работы:
Выявите свою педагогическую ориентацию с помощью нижеописанной анкеты, разработанной учителем-гуманистом К. Роджерсом:
Тема 12. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ И РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ.
ПРОБЛЕМА
ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ
УЧИТЕЛЕЙ, СПОСОБНЫХ
ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ В
ДУХЕ СВОБОДЫ
12.1. Новые
подходы к воспитанию личности
и развитию способностей. Педагогические
концепции, базирующиеся на
12.2. Воспитательные подходы, основанные на идеях ненасилия и толерантности.
12.3. Проблема
подготовки будущих учителей, способных
воспитывать детей в духе
12.1. На сегодняшний день различаем несколько подходов к педагогическому процессу. Во всех новых концепциях в той или иной степени наличествуют идеи осуществления воспитания в контексте культуры; создания открытых воспитательных систем; возврата воспитания в лоно семьи; поддержки и развития индивидуальности; гуманизации образования; поисков альтернативности и гибкости педагогических стратегий и тактик.
Один из таких подходов предлагает реализовывать воспитание, основываясь на общечеловеческих ценностях. Воспитание базируется на вечных ценностях. Земля воспринимается как общий дом всех живых существ; Отечество - уникальная родина каждого гражданина; Семья - родной очаг.
Другой подход предполагает осуществление воспитания в духе демократизма и гуманизма. Данный подход выдвигает на передний план взаимопонимание, взаимоуважение, сотрудничество. Учитель призван исполнять свой профессиональный долг, воспринимая личность ребенка как субъекта педагогического процесса, уникальное природное создание, защищая его права, помогая развиваться с учетом его реальных возможностей, способствуя тому, чтобы учение было ему в радость. Знания, усвоенные под принуждением - бесполезны. Данный подход ориентирует систему образования на реализацию идей эмоционального стимулирования и взаимного обучения.
Культуроведческий подход рассматривает воспитание как процесс овладения достоянием общечеловеческой культуры. Данное направление в педагогике зиждется на утверждении, что мир цивилизованного человека - это мир культуры. А усвоение ее продуктов станет наивысшим уровнем возможностей для личности. Сторонники данной теории предлагают окультуривать личность ученика. Последнему необходимо овладеть базовой ее частью, куда входит культура: знаний и творческих действий, чувств и общения.
В психолого-педагогической науке ведется разработка проблем развития культуры личности, что подчеркивает ее теоретическую и практическую важность для реального учебно-воспитательного процесса. Переход к многоуровневой системе образования предполагает новую педагогическую концепцию. В ее основе лежит идея целостности образа личности - выпускника педагогического университета, интефированного в культуру и способного сообразно ей к обустройству как собственной жизни, так и - своих учеников. Такому учителю должны быть присущи качества: свободомыслия, гуманности, креативности, ответственности.