Профессиональная этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:50, курс лекций

Описание работы

Диплом, дающий право преподавать, учить, воспитывать, формировать, переориентировать хрупкие души учеников обязывает соблюдать принципы этики и нормы морали, объективно вытекающие из сущности труда учителя.
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль как форма общественного сознания; как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека; как специфическое явление общественной жизни.
Профессиональная этика – это наука о соблюдении моральных принципов и норм поведения при выполнении служебного долга.

Содержание

Анализ понятий: этика, профессиональная этика, педагогическая мораль.
Возникновение педагогической этики и её развитие как науки.
Задачи педагогической этики.
Принципы педагогической этики.

Работа содержит 1 файл

Профессиональная этика.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

Интимная  зона -от 15 до 45 см       

Личная  или персональная зона - от 45 до 120 см

Официальная зона -от 120 до400 см 

Публичная зона (аудиторная) - от 400 до 750 см.

   Учительский труд требует активного проявления творческих способностей и системности мышления. Такова одна из внутренних особенностей педагогической деятельности. Другой особенностью является его постоянная нервно-психическая напряженность в связи с возложенной на него ответственностью за судьбу каждого из его подопечных, за морально-психологическое состояние ученического коллектива.

  Во  время выполнения учительского долга на протяжении длительного периода не исключена ситуация, при которой у педагога может возникнуть так называемый «синдром болезненного состояния». Поднимая вопрос о «синдроме болезненного состояния» учителя, важно обозначить его характерные симптомы:

  • ожидание неприятностей,
  • неуверенность в перспективе своего служебного положения,
  • ограниченность эмоционального диапазона, раздражительность,
  • нарушение сна.

  Порой, не подозревая о наличии у себя данного синдрома или игнорируя  его значимость и опасность, учитель  допускает грубые просчеты при общении  с учениками. Общение с учениками  приобретает негативный характер. Это приводит к подрыву доверия учеников к своему педагогу.

  Причины, порождающие «синдром болезненного состояния» могут быть различны:

  • отрицательный психологический настрой учителя на профессию,
  • слабая развитость морального и волевого компонентов сущности учителя.

Учителю, как и любой личности, свойственны человеческие слабости. Но, учитывая то, что ему доверены судьбы детей, он обязан справляться с ними. Учитель не должен позволять себе, чтоб в нем заговорил голос уязвленного самолюбия.

   Задания для самостоятельной работы:

  1. Каково практическое предназначение педагогического перцептивного общения? В чём состоит риск для учителя, если у него отсутствуют способности к такому типу общения?
  2. Каким образом можно усилить «эффект самопрезентации» в общении с учениками? Каковы положительные и отрицательные стороны данного эффекта?
  3. Что Вы предложите учителю в ситуации, когда раздражённость стала его личным качеством? Из предложенных вариантов выберите один или предложите свою стратегию:
    1. надо срочно менять профессию;
    2. ничего не предпринимать, раздражительность как сама пришла, так и уйдёт;
    3. попытаться понять причину раздражительности;
    4. заняться искоренением раздражительности путём самовоспитания уравновешенности;
    5. «пустить пар» во время общения с учениками или коллегами;
    6. свой вариант ответа.
 
 

     
    ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ 

Тема 11. Долг учителя быть гуманистом. Эволюция гуманистических  взглядов на воспитание в истории педагогической мысли.

   11.1. Эволюция гуманизма как общего принципа мировоззрения.

   11.2. Гуманность – качество первостепенной  значимости для личности педагога.

   11.3. Лжегуманизм в педагогике. Последствия  имитации любви к детям.

 11.1. «Гуманизм» рассматривается как система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой его достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости - нормой отношений между людьми.

   В 60-х гг. XX в. в США возникло целое направление в современной теории и практике воспитания под названием гуманистическая педагогика. В центре внимания гуманистической педагогики находится личность как уникальная, целостная натура, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, к самоактуализации. Она, личность, открыта для восприятия всего нового, способна уважать чужой опыт, делать свой выбор в разнообразных жизненных ситуациях осознанно и ответственно. Достижение личностью такого уровня своего развития провозглашается гуманистической педагогикой главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традиционной педагогике.

  Сущность  гуманистической педагогики неоднозначно трактуется современными учеными. Несмотря на всю привлекательность и продуктивность концепции гуманистической педагогики, она пока не приобрела массового характера. В настоящее время гуманизм становится одним из ведущих принципов педагогической этики.

11.2. Гуманность - качество первостепенной значимости для личности педагога.

  «Гуманность»  (лат. «humanus» - человечный) означает человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. Данное качество представляется первостепенным по значимости для личности педагога. Его прямой долг заключается в формировании у учащихся гуманности. Процесс формирования гуманности у детей сопряжен со сложностями. Это под силу тому педагогу, который является носителем гуманистических воззрений и убеждений.

  Гуманность - одна из ведущих нравственных ценностей, ее трудно измерить статистически. Мера гуманности учителя измеряется тем, сколько в нем самом доли гуманности; способен ли он создать предпосылки для самореализации личности ученика, раскрытия всех заложенных в нем природных задатков, его способностей к свободе, ответственности и творчеству. Однако установлено, что любовь к детям, естественность учителя, его способность сопереживать, сочувствовать ученику, прийти ему на помощь при необходимости стимулируют развитие детей, предупреждают нарушение дисциплины и негативное отношение к учебе. Отличительными признаками гуманности педагога также являются его ориентации на:

• смещение приоритетов обучения на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сущностных сил ребенка;

  • сосредоточение усилий на формировании свободной, мыслящей, самостоятельной, активной личности, способной к обоснованному выбору в различных педагогических и бытовых ситуациях;
  • обеспечение атмосферы комфорта и «психологической безопасности»;
  • улучшение состояния собственной гуманности.

  Гуманность  учителя следует понимать и как  его способность отказаться от авторитарных методов воздействия на учащихся; устанавливать позитивные взаимоотношения с учениками; осознать значимость личностно-ориентированной педагогики и реализовать ее идеи на деле.

  Учитель обязан создать такие условия, в которых учащийся не может, не учится ниже своих возможностей, не может остаться безразличным к происходящему на уроках и вне уроков. Долг учителя - вызывать в детях желание и формировать потребность вести себя по жизни как гуманист. А значит, ученик будет способен:

• относиться к себе позитивно;

• любить и уважать людей, в частности, - своих родных, сверстников, учителей;

• открывать, что гуманность стоит проявлять, независимо от того, как себя ведут другие люди; 

• сотрудничать с соучениками и учиться у них, открывая при этом их и свою уникальность;

• принимать  участие в выборе того, что он сам хочет, и будет изучать;

находить выход для своего творчества;

  • более экспрессивно выражать свои чувства;
  • развивать свои знания самостоятельно;
  • открывать, что для достижения успеха нужны усилия, трудолюбие и самодисциплина.

  С позиций учителя-гуманиста конечная цель воспитания состоит в превращении каждого ученика в полноправного субъекта педагогической деятельности.

  Учителем-гуманистом может стать каждый из педагогов  при условии, если он того желает и убежден в непогрешимости гуманистических идей.

11.3. Лжегуманизм - это принцип проявления в скрытой форме презрения и неуважения к людям; имитация человеколюбия и уважения к людям; маска педагога, скрывающая истинное лицо человека - ненавистника и себялюба.

  В открытой форме псевдо- и лжегуманизм встречаются крайне редко. Но и скрытая его форма опасна своими последствиями, влияя на процесс образования и на души питомцев. К таким последствиям, прежде всего, относятся:

• опасность морально-психических расстройств учащихся;

 •  перехода на противоположную  сторону доверия к учителям, к  убеждениям;

  • разочарование в жизненных ценностях;
  • опасность копирования детьми антигуманных поступков.

   Выявить источник антигуманизма - проблема не из легких. Критериями распознания антигуманизма служат: категоричность и непогрешимость суждений такого рода учителя, «поза лидера», отвергающего все авторитеты; неуважение к детям вплоть до оскорблений; разделение их на «своих» и «чужих». То же поведение наблюдается и к коллегам, родителям учеников.

   Задания для самостоятельной  работы:

   Выявите свою педагогическую ориентацию с помощью  нижеописанной анкеты, разработанной учителем-гуманистом К. Роджерсом:

  1. Сможешь ли ты позволить себе вторгнуться во внутренний мир растущей и развивающейся личности?
  2. Сможешь ли, не будучи судьёй и критиком, войти, увидеть и оценить этот мир?
  3. Сможешь ли позволить себе полную искренность с учениками, сможешь ли идти на риск открытых, экспрессивных взаимных отношений, в которых обе стороны чему-то научатся?
  4. Отважишься ли быть собой в интенсивных групповых отношениях с детьми?
  5. Сможешь ли открыть заинтересованность ребёнка и позволишь ему развиваться независимо от того, чем это закончится?
  6. Сможешь ли помочь ученикам сберечь одну из самых ценных способностей – заинтересованность собой и окружающим миром?
  7. Сможешь ли проявлять творчество в создании для детей благоприятных условий познания людей, опыта, книг, других источников, возбуждающих их интерес?
  8. Сможешь ли воспринять и поддержать сумасбродные и несовершенные мысли, сопровождающие творческое обучение, творческую деятельность? Сможешь ли воспринять неординарные мысли своих воспитанников?
  9. Сможешь ли помочь воспитанникам стать интегрированной целостностью с чувствами, проникающими в идеи; и идеями, проникающими в чувства; экспрессией, захватывающей личность?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 12. НОВЫЕ ПОДХОДЫ  К ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ И РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ.

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ, СПОСОБНЫХ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ В ДУХЕ СВОБОДЫ 

12.1. Новые  подходы к воспитанию личности  и развитию способностей. Педагогические  концепции, базирующиеся на приоритете  общечеловеческих ценностей и  как части их – культурологических.

12.2. Воспитательные  подходы, основанные на идеях  ненасилия и толерантности. 

12.3. Проблема  подготовки будущих учителей, способных  воспитывать детей в духе свободы.

  12.1. На сегодняшний день различаем несколько подходов к педагогическому процессу. Во всех новых концепциях в той или иной степени наличествуют идеи осуществления воспитания в контексте культуры; создания открытых воспитательных систем; возврата воспитания в лоно семьи; поддержки и развития индивидуальности; гуманизации образования; поисков альтернативности и гибкости педагогических стратегий и тактик.

  Один  из таких подходов предлагает реализовывать  воспитание, основываясь на общечеловеческих ценностях. Воспитание базируется на вечных ценностях. Земля воспринимается как общий дом всех живых существ; Отечество - уникальная родина каждого гражданина; Семья - родной очаг.

Другой  подход предполагает осуществление  воспитания в духе демократизма и гуманизма. Данный подход выдвигает на передний план взаимопонимание, взаимоуважение, сотрудничество. Учитель призван исполнять свой профессиональный долг, воспринимая личность ребенка как субъекта педагогического процесса, уникальное природное создание, защищая его права, помогая развиваться с учетом его реальных возможностей, способствуя тому, чтобы учение было ему в радость. Знания, усвоенные под принуждением - бесполезны. Данный подход ориентирует систему образования на реализацию идей эмоционального стимулирования и взаимного обучения.

  Культуроведческий подход рассматривает воспитание как процесс овладения достоянием общечеловеческой культуры. Данное направление в педагогике зиждется на утверждении, что мир цивилизованного человека - это мир культуры. А усвоение ее продуктов станет наивысшим уровнем возможностей для личности. Сторонники данной теории предлагают окультуривать личность ученика. Последнему необходимо овладеть базовой ее частью, куда входит культура: знаний и творческих действий, чувств и общения.

  В психолого-педагогической науке ведется  разработка проблем развития культуры личности, что подчеркивает ее теоретическую и практическую важность для реального учебно-воспитательного процесса. Переход к многоуровневой системе образования предполагает новую педагогическую концепцию. В ее основе лежит идея целостности образа личности - выпускника педагогического университета, интефированного в культуру и способного сообразно ей к обустройству как собственной жизни, так и - своих учеников. Такому учителю должны быть присущи качества: свободомыслия, гуманности, креативности, ответственности.

Информация о работе Профессиональная этика