Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:50, курс лекций
Диплом, дающий право преподавать, учить, воспитывать, формировать, переориентировать хрупкие души учеников обязывает соблюдать принципы этики и нормы морали, объективно вытекающие из сущности труда учителя.
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль как форма общественного сознания; как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека; как специфическое явление общественной жизни.
Профессиональная этика – это наука о соблюдении моральных принципов и норм поведения при выполнении служебного долга.
Анализ понятий: этика, профессиональная этика, педагогическая мораль.
Возникновение педагогической этики и её развитие как науки.
Задачи педагогической этики.
Принципы педагогической этики.
КАТЕГОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
Тема 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ. ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
3.1.
Профессиональный долг –
3.2.
Проблема подготовки кадров. Анализ
существующей системы
3.3. Механизм подготовки учителя к инновационной деятельности.
3.1. Педагогическая этика как наука рассматривает сущность основных ее категорий. К ним относятся такие понятия, как профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и достоинство, педагогический авторитет. Они имеют как теоретические, так и практические значения. От того, как определяются основные категории педагогической этики, во многом зависит характер обучения и воспитания, результаты учительского воздействия на учеников.
Одной
из важнейших категорий
Данные
этические обязанности
Если учитель по собственной инициативе начнет осуществлять намеченную программу действий, можно с уверенностью утверждать, что у него сформировано чувство профессионального долга.
Одним из требований педагогического долга является постоянное пополнение запаса собственных знаний, развитие своих профессиональных способностей. Особый разговор следует вести о возможных конфликтах возникающих между нормативным долгом и необходимостью его исполнения, о причинах, их порождающих. Случается, что учителя стремятся добросовестно выполнять свои функции. Но в силу разного рода обстоятельств результат их усилий оказывается неравноценным. Возникает конфликт между учителем и менеджером воспитательного учреждения. Менеджер не удовлетворен качеством работы учителя, хотя последний старался быть на уровне требований. Вопрос о возможных конфликтах, возникающих между долгом и желанием его исполнить, следует рассматривать, прежде всего, как проблему свободы и необходимости. Однако не менее важно обнаружить проблему соответствия личных качеств и способностей учителя с одной стороны и требований долга - с другой. А менеджер при том – далеко не воплощение долга.
Рассмотрим некоторые случаи проявления такого рода конфликтов, хотя они могут приобретать различную форму:
Педагогический долг как разновидность долга представляет собой совокупность требований, которые учитель обязан выполнить независимо от его желания.
3.2. Традиционная система обучения, ранее ориентированная на передачу опыта от старших к младшим, на «конечный результат», ныне исчерпала себя. В новой социальной и культурной среде, где происходит изменение характера общественных отношений, неизбежны изменения отношений между учителями и учениками. Эти отношения должны утратить характер принуждения и приобрести более естественную форму сотрудничества. Современный учитель должен ориентироваться не на передачу знаний, а на развитие способностей учащихся. Он должен переходить на отношения равного партнерства не только со своими подопечными, но и с коллегами.
Становление рыночных отношений, появление негосударственного, коллективного и частного секторов экономики, объективная необходимость интеграции экономики страны в мировую систему, предусматривающей экспорт и импорт технологий, привели к изменениям в системе профессионального образования. Эти обстоятельства способствовали внедрению многоуровневой и ступенчатой системы подготовки кадров.
3.3. Одним из недостатков подготовки кадров в сфере образования является то, что процесс становления будущего учителя не предлагает модели подготовки учителя к инновационной деятельности.
Само
понятие «инновация» впервые
появилось в исследованиях
Механизм подготовки учителя к инновационной деятельности невозможно представить себе без осмысления психологических барьеров, неизбежно возникающих тогда, когда нужно выйти за пределы привычных способов исполнения профессионального долга.
Различаем антиинновационный барьер, который обусловлен как индивидуальными особенностями учителя, так и спецификой педагогического коллектива, членом которого он является. Внешне этот барьер выступает в защитных высказываниях, которые часто отражают стереотипы, существующие в обществе относительно конкретных инноваций. Когда же начавшийся инновационный процесс все же переходит в нововведение, то для его остановки отработан набор следующих методов:
К
разряду психологических
► склонность к конформизму - пассивное принятие существующего порядка;
► боязнь оказаться «белой вороной», показаться глупым и смешным в своих начинаниях;
► страх показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии мнений других людей;
► боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем;
► личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие, характеризующееся заниженной самооценкой личности, боязнью открыто высказывать свои идеи;
► ригидность мышления, которую можно рассматривать, как свойство использовать приобретенные знания одновариантным способом.
Учителю необходимо осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, мешающих реализации инновационной деятельности. Добиться такого поведения очень непросто, ломка старых стереотипов вызывает тревогу и страх. Но стандартизация его поведения сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписания. В сознании накапливается все больше готовых моделей педагогического труда. Реалии жизни таковы, что без проявления инновационного поведения, то есть - без активного и систематического творчества будущему учителю не удастся добиться эффективности и успешности в педагогической деятельности.
Задания для самостоятельной работы:
Тема 4. Педагогическая справедливость. Проблема конфликтов в процессе педагогической деятельности.
4.1. Общие
и специфические черты понятия
справедливости в
4.2. Аспекты
оценивания педагогической
4.3. Проблемы педагогических конфликтов. Специфика их урегулирования.
4.4. Феномен
«присвоения ярлыков» ученикам.
Оценка данного явления.
4.1. Справедливость - одно из самых общих понятий морального сознания. Общее понятие справедливости отражает соответствие между ролью отдельных людей, групп, и их реальным положением, которое отвечает или нет прогрессивным идеалам общества.
По
отношению к отдельным людям
и коллективам понятие
4.2. Существует прямая связь между терминами «справедливость» и «добро». Нет добра без справедливости. В свою очередь добро, как условие достижения блага, есть справедливость. Но добро шире справедливости. Оно не знает меры. Добро дается без всяких условий. Справедливость измеряется, добро же - безмерно. Справедливость учителя проявляется в оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности.
Существует
понятие «справедливый педагог»
Иногда учитель позволяет себе строить отношения с учениками, опираясь на законы психологии аффекта. Такой учитель, по сути, не способен благотворно воздействовать на моральный облик ученика и перестает быть эффективным педагогом.
Последствия переживаний ученика по поводу несправедливости учителя, его «эмоциональной толстокожести» могут быть самыми негативными. Если учитель не будет учитывать потенциал каждого ученика, то оценка, выставленная учителем ученику, окажется антистимулирующей, а значит - несправедливой. Завышенная оценка способна развращать некоторых учеников, тогда как заниженная отметка может порождать чувство неполноценности, неуверенности у определенного контингента учащихся. Справедливость предполагает требовательность. Но всячески исключает чрезмерную строгость, раздраженность, грубость, повышенную тональность и др. Требовательность хороша тогда, когда она не имеет никаких признаков истерии. Выдающийся педагог Я. А. Коменский сравнивал воспитателя, применяющего грубый окрик как средство исправления ребенка, с музыкантом, который исправляет свой расстроенный инструмент кулаками вместо того, чтобы пустить в ход слух и осторожно настроить этот инструмент. Справедливость в педагогике также ничего общего не имеете вседозволенностью и игрой в человеколюбие. Ученики, которых «подкупает доброта» некоторых учителей, по истечению времени разочаровываются в них, расцениваются ими как проявление нетребовательности, а значит и несправедливости.
4.3. В психологии под конфликтом понимается отрицательное психическое состоянии двух или более людей, характеризующееся враждебностью, негативизмом в отношениях, вызванные несовместимостью восприятия, желаний, взглядов, интересов, потребностей или ценностей.
Сегодня на конфликт смотрят как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно. Между тем многие учителя отрицают конфликт как явление, свидетельствующее о некоторых просчетах-неудачах в их педагогической деятельности. Сейчас, как никогда, важно воспитывать у детей толерантное отношение к инакомыслящему собеседнику, формировать способность к сотрудничеству во имя общего блага. Для этого педагогам необходимо обладать способностями предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.
Педагогический конфликт - это форма социального взаимодействия между участниками педагогического процесса, которая характеризуется несовпадением взглядов, убеждений, жизненных позиций.
Существуют сигналы, предупреждающие зарождение педагогического конфликта. К ним относятся следующие признаки: