Профессиональная этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:50, курс лекций

Описание работы

Диплом, дающий право преподавать, учить, воспитывать, формировать, переориентировать хрупкие души учеников обязывает соблюдать принципы этики и нормы морали, объективно вытекающие из сущности труда учителя.
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль как форма общественного сознания; как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека; как специфическое явление общественной жизни.
Профессиональная этика – это наука о соблюдении моральных принципов и норм поведения при выполнении служебного долга.

Содержание

Анализ понятий: этика, профессиональная этика, педагогическая мораль.
Возникновение педагогической этики и её развитие как науки.
Задачи педагогической этики.
Принципы педагогической этики.

Работа содержит 1 файл

Профессиональная этика.doc

— 402.00 Кб (Скачать)
 
 
 

          КАТЕГОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

Тема 3.  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ. ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

   3.1. Профессиональный долг – важнейшая  категория педагогической этики. 

   3.2. Проблема подготовки кадров. Анализ  существующей системы подготовки  кадров.

   3.3. Механизм подготовки учителя  к инновационной деятельности.

  3.1. Педагогическая этика как наука рассматривает сущность основных ее категорий. К ним относятся такие понятия, как профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и достоинство, педагогический авторитет. Они имеют как теоретические, так и практические значения. От того, как определяются основные категории педагогической этики, во многом зависит характер обучения и воспитания, результаты учительского воздействия на учеников.

  Одной из важнейших категорий педагогической этики является «профессиональный долг». Данный термин представляет собой совокупность этических норм и принципов, предъявляемых к личности педагога относительно выполнения им своих профессиональных функций. К разряду основных этических функций педагога относятся:

  • выполнить определенные трудовые обязанности;
  • корректно строить свои взаимоотношения с учащимися,   их родителями, а также с коллегами по работе.

  Данные  этические обязанности возлагаются  на учителей социумом независимо оттого, желает учитель или нет принять на себя эти функции. Содержание профессионального долга всегда шире тех общих требований, которые предъявляются учителю социумом и конкретным педагогическим коллективом, членом которого он является.

  Если  учитель по собственной  инициативе начнет осуществлять намеченную программу действий, можно с уверенностью утверждать, что у него сформировано чувство профессионального долга.

  Одним из требований педагогического долга  является постоянное пополнение запаса собственных знаний, развитие своих профессиональных способностей. Особый разговор следует вести о возможных конфликтах возникающих между нормативным долгом и необходимостью его исполнения, о причинах, их порождающих. Случается, что учителя стремятся добросовестно выполнять свои функции. Но в силу разного рода обстоятельств результат их усилий оказывается неравноценным. Возникает конфликт между учителем и менеджером воспитательного учреждения. Менеджер не удовлетворен качеством работы учителя, хотя последний старался быть на уровне требований. Вопрос о возможных конфликтах, возникающих между долгом и желанием его исполнить, следует рассматривать, прежде всего, как проблему свободы и необходимости. Однако не менее важно обнаружить проблему соответствия личных качеств и способностей учителя с одной стороны и требований долга - с другой. А менеджер при том – далеко не воплощение долга.

  Рассмотрим  некоторые случаи проявления такого рода конфликтов, хотя они могут приобретать различную форму:

  • учитель осознает свой долг, но не желает его выполнять в силу личных соображений;
  • учитель осознает свой долг, понимает значимость и необходимость его исполнения, но у него недостаточно силы воли, настойчивости.

  Педагогический долг как разновидность долга представляет собой совокупность требований, которые учитель обязан выполнить независимо от его желания.

    3.2. Традиционная система обучения, ранее ориентированная на передачу опыта от  старших к младшим, на «конечный результат», ныне исчерпала себя. В новой социальной и культурной среде, где происходит изменение характера общественных отношений, неизбежны изменения отношений между учителями и учениками. Эти отношения должны утратить характер принуждения и приобрести более естественную форму сотрудничества. Современный учитель должен ориентироваться не на передачу знаний, а на развитие способностей учащихся. Он должен переходить на отношения равного партнерства не только со своими подопечными, но и с коллегами.

  Становление рыночных отношений, появление негосударственного, коллективного и частного секторов экономики, объективная необходимость интеграции экономики страны в мировую систему, предусматривающей экспорт и импорт технологий, привели к изменениям в системе профессионального образования. Эти обстоятельства способствовали внедрению многоуровневой и ступенчатой системы подготовки кадров.

3.3. Одним из недостатков подготовки кадров в сфере образования является то, что процесс становления будущего учителя не предлагает модели подготовки учителя к инновационной деятельности.

  Само  понятие «инновация» впервые  появилось в исследованиях культурологов 19 века, и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Сам термин «инновация» имеет латинское происхождение, что означает «обновление», «изменение».

  Механизм  подготовки учителя к инновационной  деятельности невозможно представить себе без осмысления психологических барьеров, неизбежно возникающих тогда, когда нужно выйти за пределы привычных способов исполнения профессионального долга.

  Различаем антиинновационный барьер, который обусловлен как индивидуальными особенностями учителя, так и спецификой педагогического коллектива, членом которого он является. Внешне этот барьер выступает в защитных высказываниях, которые часто отражают стереотипы, существующие в обществе относительно конкретных инноваций. Когда же начавшийся инновационный процесс все же переходит в нововведение, то для его остановки отработан набор следующих методов:

  • конкретизирующих документов, их цель не допустить широты распространения новшества;
  • кусочного внедрения - внедрение только одного из структурных элементов новшества;
  • вечного эксперимента - искусственная задержка в экспериментальном статусе;
  • отчетного внедрения - искажение подлинного внедрения;
  • параллельного внедрения - новшество сосуществует со старым.

   К разряду психологических барьеров относится и барьеры творчества:

►   склонность к конформизму - пассивное принятие существующего порядка;

► боязнь оказаться «белой вороной», показаться глупым и смешным в своих начинаниях;

► страх показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии мнений других людей;

► боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем;

► личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие, характеризующееся заниженной самооценкой личности, боязнью открыто высказывать свои идеи;

► ригидность мышления, которую можно рассматривать, как свойство использовать приобретенные знания одновариантным способом.

 Учителю необходимо осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, мешающих реализации инновационной деятельности. Добиться такого поведения очень непросто, ломка старых стереотипов вызывает тревогу и страх. Но стандартизация его поведения сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписания. В сознании накапливается все больше готовых моделей педагогического труда. Реалии жизни таковы, что без проявления инновационного поведения, то есть - без активного и систематического творчества будущему учителю не удастся добиться эффективности и успешности в педагогической деятельности.

   Задания для самостоятельной  работы:

    1. Посетить лицей и выявить уровни выполнения профессионального долга учителями.
    2. Проанализировать системы повышения профессионального уровня кадров наблюдаемого лицея и определить своё отношение к данной системе.
 
 
 
 
 

Тема 4. Педагогическая справедливость. Проблема конфликтов в процессе педагогической деятельности.

    4.1. Общие  и специфические черты понятия  справедливости в педагогической  этике. 

    4.2. Аспекты  оценивания педагогической деятельности  с помощью категории справедливости.

    4.3. Проблемы  педагогических конфликтов. Специфика  их урегулирования.

    4.4. Феномен  «присвоения ярлыков» ученикам. Оценка данного явления. 

   4.1. Справедливость - одно из самых общих понятий морального сознания. Общее понятие справедливости отражает соответствие между ролью отдельных людей, групп, и их реальным положением, которое отвечает или нет прогрессивным идеалам общества.

   По  отношению к отдельным людям  и коллективам понятие справедливости более конкретно. Справедливость в педагогической морали представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной зрелости (доброты, честности, принципиальности и т.д.).

   4.2. Существует прямая связь между терминами «справедливость» и «добро». Нет добра без справедливости. В свою очередь добро, как условие достижения блага, есть справедливость. Но добро шире справедливости. Оно не знает меры. Добро дается без всяких условий. Справедливость измеряется, добро же - безмерно. Справедливость учителя проявляется в оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности.

   Существует  понятие «справедливый педагог». Это лучшая похвала любому учителю и даже больше чем похвала, так как - это уважение и признание его ума и человечности, принципиальности и требовательности. В оценивании успехов каждого из учеников учитель обязан учесть то обстоятельство, что усилия детей в овладении знаниями неодинаковы. Ученики считают справедливым того учителя, который требователен ко всем. Значит ли это, что педагоги должны использовать одну и ту же методику в оценивании учеников? Справедливее было бы учесть динамику роста каждого учащегося в отдельности. Справедливый учитель во взаимодействии с детьми руководствуется принципом: ко всем одинаково и с каждого по-разному. Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Ничто так не тормозит нравственное развитие личности учащегося, как несправедливость учителя. Несправедливость, допущенная по отношению к ученикам со стороны педагога, может спровоцировать конфликт, ожесточенность школьника, направленную против педагога и учебного заведения.

   Иногда  учитель позволяет себе строить  отношения с учениками, опираясь на законы психологии аффекта. Такой учитель, по сути, не способен благотворно воздействовать на моральный облик ученика и перестает быть эффективным педагогом.

   Последствия переживаний ученика по поводу несправедливости учителя, его «эмоциональной толстокожести» могут быть самыми негативными. Если учитель не будет учитывать потенциал каждого ученика, то оценка, выставленная учителем ученику, окажется антистимулирующей, а значит - несправедливой. Завышенная оценка способна развращать некоторых учеников, тогда как заниженная отметка может порождать чувство неполноценности, неуверенности у определенного контингента учащихся. Справедливость предполагает требовательность. Но всячески исключает чрезмерную строгость, раздраженность, грубость, повышенную тональность и др. Требовательность хороша тогда, когда она не имеет никаких признаков истерии. Выдающийся педагог Я. А. Коменский сравнивал воспитателя, применяющего грубый окрик как средство исправления ребенка, с музыкантом, который исправляет свой расстроенный инструмент кулаками вместо того, чтобы пустить в ход слух и осторожно настроить этот инструмент. Справедливость в педагогике также ничего общего не имеете вседозволенностью и игрой в человеколюбие. Ученики, которых «подкупает доброта» некоторых учителей, по истечению времени разочаровываются в них, расцениваются ими как проявление нетребовательности, а значит и несправедливости.

   4.3. В психологии под конфликтом понимается отрицательное психическое состоянии двух или более людей, характеризующееся враждебностью, негативизмом в отношениях, вызванные несовместимостью восприятия, желаний, взглядов, интересов, потребностей или ценностей.

   Сегодня на конфликт смотрят как на весьма значимое явление в педагогике, которое  нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться  бесконфликтно. Между тем многие учителя отрицают конфликт как явление, свидетельствующее о некоторых просчетах-неудачах в их педагогической деятельности. Сейчас, как никогда, важно воспитывать у детей толерантное отношение к инакомыслящему собеседнику, формировать способность к сотрудничеству   во имя общего блага. Для этого педагогам необходимо обладать способностями предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.

   Педагогический  конфликт - это форма социального взаимодействия между участниками педагогического процесса, которая характеризуется несовпадением взглядов, убеждений, жизненных позиций.

   Существуют  сигналы, предупреждающие зарождение педагогического конфликта. К ним относятся следующие признаки:

  • кризис; в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу и участники учебно-воспитательного процесса становятся способными на крайности: в своем воображении или в действии;
  • недоразумение; это состояние вызывается тем, что какая-то педагогическая ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников педагогического процесса, что приводит к искажению восприятия своего собеседника;
  • инциденты; какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит;
  • напряжение; состояние, которое искажает восприятие другого участника воспитательного процесса его действий и поступков, в результате чего отношение к нему изменяются в другую сторону; присутствие непрерывного, душевного беспокойства;
  • дискомфорт; состояние фрустрации, которое трудно выразить словами; интуитивное ощущение страха, волнения.

Информация о работе Профессиональная этика