Профессиональная этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:50, курс лекций

Описание работы

Диплом, дающий право преподавать, учить, воспитывать, формировать, переориентировать хрупкие души учеников обязывает соблюдать принципы этики и нормы морали, объективно вытекающие из сущности труда учителя.
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль как форма общественного сознания; как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека; как специфическое явление общественной жизни.
Профессиональная этика – это наука о соблюдении моральных принципов и норм поведения при выполнении служебного долга.

Содержание

Анализ понятий: этика, профессиональная этика, педагогическая мораль.
Возникновение педагогической этики и её развитие как науки.
Задачи педагогической этики.
Принципы педагогической этики.

Работа содержит 1 файл

Профессиональная этика.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

  Мировоззрение учителя, его жизненная позиция  имеет огромное влияние на еще не окрепшие детские души. Учитель может быть эрудированным, достаточно хорошо знать свой предмет, но при этом быть свободным от общепринятой морали, глубоко безнравственным, в частности - лживым.

  Сильное впечатление на учеников может произвести учитель-демагог, кто применяет в педагогической деятельности полуправду. Его рассуждения или требования основаны на умышленном одностороннем осмысливании, истолковании действительности. Секрет психологического эффекта демагогического приема в том, что наличествует хотя бы приблизительная достоверность.

  Итак, правдивость как свойство личности педагога следует рассматривать в двух аспектах. В первом случае, правда учителя выполняет информативно-воспитательную функцию. Во втором случае, правдивость конкретного педагога является стимулом к подражанию для учащихся. В педагогической практике немало учителей с «двойным этическим стандартом».

   Задания для самостоятельной  работы:

  1. Составьте своё определение «совесть», основываясь на ознакомлении и анализе научных определений.
  2. Аргументируйте или опрвергните следующее высказывание Мижерикова В. А.: «Совесть как изначально нравственное побуждение является врождённой, но благодаря внешнему влиянию может развиваться или заглохнуть». / См.: Словарь - справочник по педагогике. М., 2004, с. 349.
  3. Проанализируйте следующие вопросы:
  4. Как относится к учителям, которые используют время аудиторных занятий в целях распространения своего вероисповедания?
  5. Как нужно действовать, если ситуация заставляет умалчивать установленные факты, а долг обязывает быть правдивым? Возможен ли выход из такой ситуации?
  6. При каких условиях учитель-демагог не сможет породить себе подобных?
 
 
 

Тема 6. Профессиональная честь и достоинство. Проблема поднятия престижа учительской профессии.

   6.1. Понятие чести как признание  обществом заслуг личности.

   6.2. Понятие достоинства как признание обществом права личности на уважение со стороны окружающих.

   6.3. Специфика чести и достоинства  в педагогической морали.

   6.4. Проблема нравственного идеала. Анализ понятий «идеальный учитель», «эффективный педагог».

   6.1. Понятие «честь» идентифицируется как:

  • хорошая, незапятнанная репутация; 
  • доброе имя;

   • целомудрие и непорочность;

     •  почет и уважение.

  В общее понятие чести включено отношение личности к самой себе, к коллективу, а также отношение к личности окружающих его людей, общества. Таким образом, в структуру понятия честь как элементы, его составляющие, входят:

      ♦ стремление личности поддержать  свою репутацию, престиж, доброе имя;

   ♦ забота личности об имидже коллектива, членом которого он является.

Различаем общую и частную чести.

  К первой категории причисляем честь: профессии, семьи, страны. К другому типу относим честь: учителя, родителя, гражданина.

  В цивилизованном обществе честь конкретной личности признается через призму его способности к партнерству, сотрудничеству с окружающими во имя достижения всеобщего блага.

  Так и в педагогике, если учитель оберегает  только личную честь и не дорожит  честью коллектива, общество не признает его заслуг. Хотя сам учитель может претендовать на признание его личной чести, но в данной ситуации его усилия не будут оправданы.

 6.2. Понятие «достоинство» определяется как «положительное качество, как совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе».

  Достоинство - это общественное признание права  личности на уважение со стороны окружающих людей, на независимость, осознание человеком этой независимости, неприятие всего того, что унижает его, обедняет как личность. Педагогическая этика, рассматривая вопрос о достоинстве учителя, анализирует и суть таких понятий, как честолюбие и тщеславие.

  Честолюбие - это отрицательное качество личности, оно обозначена как «жажда известности, почестей, стремление к почетному положению». Тщеславие расценено как «высокомерное стремление к славе, к почитанию». Оба - без реальных оснований.

  Честолюбивый  и тщеславный учитель любит не педагогику в себе, а себя в педагогике. Он любит славу и нарочито выставляет свои качества.

6.3. В педагогической морали понятия «честь» и «достоинство» специфичны по ряду причин, а именно:

♦ понятия «честь» и «достоинство» учителя   в педагогической этике выражают с одной стороны осознание учителем своей значимости и с другой стороны - общественное признание и уважение моральных заслуг и качеств учителя;

♦ честь и достоинство учителя оберегается законом, всем укладом жизни учебного заведения, системой нравственных его отношений.;

♦ понятия «честь» и «достоинство» выражают ту меру уважения, которой пользуется учитель не только в коллективе, но и среди учащихся, и их родителей.

  Профессиональный долг обязывает учителя заботиться не только о своей репутации, оберегать личностную честь, но и ответственно относиться к чести коллектива, членом которого он является.

  Представим  себе эффект педагогической ситуации, когда учитель превратно истолковывает функцию внесения собственного вклада в поднятие престижа своего коллектива. Палитра последствий может быть самой разной, обозначим лишь некоторые:

  • сознательное завышение оценок ученикам;
  • создание учителем видимости активной деятельности во время проверки вышестоящими органами управления учебным заведением, качества выполнения учителем своего профессионального долга;
  • организация воспитательных мероприятий ради самих мероприятий, то есть - сугубо для отчетности, «галочки».

  Такой способ личного вложения в дело поднятия личной чести и престижа своего коллектива, создает атмосферу круговой поруки и наносит огромный ущерб делу формирования этического сознания и соответствующего поведения у детей.

  Долг  учителя - уважать личное достоинство  ученика. Это важнейшее условие признания его собственного достоинства в среде подопечных. Профессиональный долг обязывает учителя формировать у детей чувство личной чести и собственного достоинства, укреплять уверенность учащихся в собственных силах на основе нацеленности на успех, на достижение более высоких результатов. Это требует от педагога проявления любви и уважения к ученикам в сочетании с доверием и разумной требовательностью.

 6.4. Идеальная личность – «очень хороший, отличный, соответствующий идеалу, возвышенный» человек. «Идеальный учитель» существует в виде абстрактного понятия. Данное словосочетание является вымышленным ориентиром. Понятие «идеальный учитель» используется для обозначения образца, предлагаемого будущим учителям для подражания. Овладеть качествами идеального учителя в полном наборе и с достаточной степенью их развития невозможно, всегда останется место для количественного изменения и повышения уровня моральных качеств в характере конкретного педагога.

  Эффективный учитель - это личность, позитивно мыслящая, преуспевающая, достигающая успеха на профессиональном поприще.

  Эффективный учитель гордится своей профессией. Это вовсе не призыв к тому, чтобы проявлять высокомерие и тщеславие. Если учитель гордиться той важной ролью, какую играет в жизни детей, он в состоянии формировать чувство гордости у своих подопечных. Это создает больше стимулов у детей добиваться успеха в учебе.

  Эффективный учитель отзывчив к нуждам своих  учеников. Он помнит, что дети не похожи друг на друга. Их различия существенны и учитель должен открывать потенциал каждого ученика по-разному. Такой подход учителя к ученику позволит преуспеть в учебе и в повседневной жизни.

  Эффективный учитель глубоко убежден в том, что ученик сможет лучше учиться при условии, если учителю удастся задействовать большее количество типов интеллекта. Мозг ребенка, привыкший работать на максимуме своих возможностей, запоминает и анализирует быстрей информацию; мозг, привыкший работать медленно, требует больших усилий, чтобы учиться.

  Эффективный учитель не оставляет ученика  наедине с трудностями, а служит наставником в его учебе и повседневной жизни. Он не расстраивается из-за того, что ребенок медленно учится. Это все равно, что сердиться на компьютер, функции которого ограничены. Эффективный учитель учитывает тот факт, что ученики часто забывают то, что слышали; обычно помнят то, что видели и почти никогда не забывают то, что делали.

  Эффективный учитель объективно оценивает возможности семьи ребенка, чтобы сотрудничество с ней было во благо ребенку. Выявляет влияние семейных факторов на способность и возможность ребенка учиться. Эффективный учитель относится к родителям ученика как партнерам.

  Эффективный учитель находит себе наставника, с которым и у которого учится. Многие учителя страдают от синдрома «закрытых дверей». Они любят работать в одиночку и неохотно идут на сотрудничество с коллегами. Очень редко пользуются возможностью наблюдать за работой других учителей. Такая изоляция приводит к застаиванию. Эффективный учитель нуждается в другом преподавателе, с которым он захочет сотрудничать, обмениваться опытом, и у которого всегда научиться чему-то новому. Сотрудничество с другими коллегами ведет к профессиональному росту.

  Эффективный учитель смело экспериментирует, умеет идти на просчитанный риск. Он понимает, что ошибки - это важная часть обучения, осознание этого  факта помогает ему воспринимать свои ошибки не как провалы, а как возможности роста. Он размышляет спокойно над тем, почему его стратегия провалилась, и что он должен изменить в ней, чтобы добиться поставленных целей. Эффективный учитель постоянно учится и развивает различные подходы к преподаванию.

   Итак, эффективный учитель это реально  существующая личность, которая по составу своих моральных качеств, является положительной моделью для подражания, тогда как идеальный учитель - это абстракция.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выявите  общие и специфические черты  понятий «честь» и «достоинство»  в педагогической этике.

2. Посетите  лицей и составьте портрет эффективного учителя на основе анализа применяемых им стратегий воспитания.

3. Составьте  свою «визитную карточку», записав в ней 10 ценностей (качеств), без которых невозможно считать учителя эффективным. Также занести в память создаваемой «карточки» 3 качества, которые, на ваш взгляд, считаются отрицательными.

4. Поразмышляйте  над понятием «идеальный учитель». Из предложенных ниже альтернатив выбрать правильный ответ. Идеальный учитель это:

    • учитель, ведущий процесс обучения на образцовом уровне,
    • личность, исповедующая определённые научные идеи,
    • учитель, стремящийся к высоким показателям в работе,
    • творец личности,
    • слуга истины, мудрости, добра, мира,
    • абстрактный образец.
 
 
 

   Тема 7. Педагогический авторитет. Кризис авторитета учителя.

   7.1. Анализ понятий «авторитет», «педагогический  авторитет», «авторитарность», «авторитаризм  в образовании».

   7.2. Специфика педагогического авторитета и формирования авторитетных отношений. Типология педагогического авторитета. Его уровни.

   7.3. Моральный статус педагога –  средство привития нравственного  иммунитета ученикам. Морально-психологическая  основа авторитета.

   7.4. Влияние педагогического авторитета на индивидуальную и коллективную успеваемость учащихся. Кризис авторитета учителя.

7.1. Слово «авторитет» произошло от латинского «auctoritas», что означает «власть, влияние». Традиционно понятие авторитета воспринимается как сила, значение, общее уважение. Как социальное явление авторитет охватывает не только право одного человека руководить другими, но и другие общественные отношения.

  Педагогический  авторитет идентифицируется как признанное значение, влияние учителя, заслуживающего безусловного доверия учеников. Данное определение представляет собой совокупность профессиональных свойств учителя, достигнувших высокого уровня влияния на своих коллег и учащихся как результат:

Информация о работе Профессиональная этика