Лекции по Конфликтологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:01, курс лекций

Описание работы

Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. О ее необходимости заговорили сразу же после обнародования некоторых данных, показывающих, что орудия уничтожения, используемые в конфликтной ситуации, эволюционизируют куда быстрее, чем возможность человека контролировать эту ситуацию. Выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии К.Лоренц пришел к такому выводу: "Есть все основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития". Однако мы не должны забывать, что конфликт есть нормальное жизненное явление. Не стоит принимать на веру миф о возможности всеобщей гармонии интересов. Стоит, пожалуй, лишь постараться, насколько это возможно, эффективнее использовать его внутреннюю силу, энергию. Этот курс лекций основан на обобщениях некоторых известных конфликтологических концепций, а также на собственных наблюдениях автора. В структуру учебника вошли положения, изложенные в трудах известных отечественных и зарубежных конфликтологов, с именами которых можно познакомиться в разделе "Рекомендуемая литература".

Работа содержит 1 файл

Лекции по Конфликтологии.doc

— 674.00 Кб (Скачать)

Несколько позже - в конце ХIХ века появились работы немецкого социолога Георга Зиммеля. Его «Социология» (1908) ознаменовала собой появление нового направления изучения конфликта - функциональной теории конфликта. Зиммель также предполагал универсальность изучаемого явления, предполагал, что полностью гармоничное объединение людей вообще не может существовать. Объясняется это тем, что конфликт служит своеобразным механизмом саморазвития общества, и не будь конфликта, социум оставался бы всегда на одной ступени развития. Структуры же, лишенные динамики, в условиях нашего мира нежизнеспособны.

Огромное значение имеют выводы Зиммеля о воздействии  конфликта на внутреннюю структуру  группы. Ученый первым обратил внимание на такие особенности: во время экстремальных ситуаций централизация группы усиливается вплоть до деспотии. Возникнув, такая централизованная структура стремится к выживанию и начинает искать нового противника. Порочный круг замыкается.

Проблема конфликта  пронизывает все три главные направления творчества выдающегося немецкого социолога Макса Вебера: социологию политики, социологию религии и социологию экономической жизни. При анализе властных отношений Вебера интересуют не столько причины и характер актов насилия, сколько механизмы согласия с властными полномочиями. Для современного общества, по Веберу, наиболее адекватны рациональная система права, согласие с властью, основанное на законе, наличие конституционных основ правопорядка и развитого гражданского самосознания. В центре понимания конфликта лежит противодействие материальных и идеальных интересов различных статусных групп.

В первой половине ХХ в. проблема конфликта в социологии развивалась в рамках системно-функциональной школы. Интенсивно развивались прикладные социологические исследования, велся поиск эффективных путей решения конфликтных ситуаций местного уровня. Однако уже в середине ХХ века  появились новые теории конфликта.

Структурный функционализм как направление исследования конфликта был сформулирован и обоснован Толкоттом (Талкоттом) Парсонсом (1902-1979) в работе "Структура социального действия", в которой конфликт рассматривается не как следствие а как причина дестабилизации общества, как социальная аномалия. Поэтому главной задачей становится поддержание бесконфликтного существования общества. Схема действия, основанная на рациональном понимании субъектом своих собственных интересов, представляется Парсону недостаточной. В состав исходных элементов социального действия - цели. Средства и условия действования - он вводит и понятие нормы, которая проистекает из веберовского понимания действия. Если субъект действия учитывает в своих намерениях и целях реакцию других, то само это учитывание становится своего рода нормативным требованием к формулировке целей.

В середине ХХ века теория позитивно-функционального конфликта стала основой книги Льюиса Козера "Функции социального конфликта" (1956),  в которой автор обосновал и положительную роль конфликта. По мнению Козера, борьба между группами способствует разряжению напряжения, выходу негативных эмоций, люди больше узнают друг друга, конфликт выполняет тестирующую функцию. Однако для этого конфликт должен быть управляем.

В конце 50-х годов  немецкий социолог Ральф Дарендорф обосновал новую теорию социального конфликта, которая распространилась под названием «конфликтная модель общества». Она зафиксирована в основном труде ученого - «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе». Дарендорф утверждал, что общество в каждый момент своего существования меняется на всех уровнях, поэтому любое общество испытывает и все виды разноуровневых конфликтов. Этот ученый рассматривал марксизм как одно из серьезнейших направлений в развитии наших представлений о действительности, и его теория подверглась влиянию последнего. В частности он взял за основу понимания классового конфликта марксовскую теорию превращения «класса-в-себе» в «класс-для-себя».

В начале 60-х  годов американский социолог Кеннет Боулдинг предпринял попытку создать универсальное учение о конфликте - «общую теорию конфликта». Первоначальную предпосылку появления конфликта он усматривал в природе человека, в его извечном стремлении к борьбе. Ученый выделил две модели конфликта - статическую и динамическую. Статическая модель подвергает анализу все стороны конфликта и отношения между ними. Динамическая модель рассматривает конфликт через изучение интересов сторон. Можно сказать. Что эта теория находится на стыке социологии и психологии.

В 1962 году появляется работа Н.Смелсера «Теория коллективного  поведения», в которой развиваюся некоторые мысли Парсонса (Смелсер, кстати, был другом и соавтором последнего). Здесь ученый рассматривает те формы коллективных действий, которые обычно рассматриваются как иррациональные. К их числу относятся разного рода возмущения, бунты, формы коллективного помешательства, паники. Коллективное поведение он определяет как «мобилизацию на основе некоторых убеждений, которые по-новому определяют социальное действие».

В дальнейшем наметилась тенденция интеграции различных  подходов к изучению конфликта. 

3. Политология

Собственно  конфликтологические теории в этой группе отсутствуют. Однако в области  изучения конфликтов сделано настолько  много, что не сказать ничего об этой отрасли знаний просто невозможно.

-теория политических групп, создателем которой считается Вильфредо Парето (1848-1923). Он выдвинул концепцию элиты. Как неодинаковы люди по их биологическим показателям, так неодинаковы и общества, социальные группы, среди которых есть более качественные, элитарные, занимающие лучшие места у кормушки. Борьба за звание элиты - суть социальных конфликтов. Круговорот элит обеспечивается именно такими конфликтами и способствует эволюции общества.

Свои представления  о конфликтах и их причинах дают Гоэтано Моска (один из отцов политологии),  Франц Оппенгеймер (немецкий историк) и другие. А вот французский социальный мыслитель Жорж Сорель (1847-1922) высказал предположение, что ход истории иррационален. Она вся состоит из неконтролируемых, спонтанных конфликтов, которые благо уже потому, что существуют.

В противовес ему  некоторые ученые (Дж.Блондел, Д.Истон, С.Липсет) попытались сформулировать теорию политической стабильности, найти те рычаги, которые способны поддерживать общество с состоянии покоя.

Становление конфликтологической  практики происходит в 70-е годы ХХ столетия. В этот пе6риод Горовиц и Бордман создают программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. Ч.Освуд разработал методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке  напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов.

Сегодня за рубежом  теория и практика конфликта растут большими темпами. В 1986 году Австралийская  ассоциация содействия ООН основала организацию по разрешению конфликтов как часть ее Программы Мира. Задача организации - разрабатывать и внедрять навыки по разрешению конфликта для их эффективного применения в личной жизни, на работе и в международных отношениях.

Сегодня западная конфликтология распространяет свое влияние и на Россию. Интернет позволяет познакомиться с последними конфликтологическими разработками ученых и практиков всех стран мира. Однако следует помнить: никогда нельзя пользоваться неадаптированными методиками. Конфликты разных этносов слишком специфичны.  Экспансия западной культуры иногда приводит к конфликтам разных уровней, а вовсе не способствует их решению. Феминизм, защищающий западных женщин от многих неприятностей, в мусульманских странах зачастую является причиной трагедий.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. КОНФЛИКТ КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ.

          ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И  ЗАДАЧИ КОНФЛИКТОЛОГИИ 

 

Вопросы: 1. Понятие конфликта;

2. Проблема эволюции  конфликта;

3. Конфликт как  тип трудной ситуации;

4. Объект и  предмет конфликтологии;

5. Цели и задачи конфликтологии. 

 

1. Понятие конфликта

Наиболее широкое  распространение получили два подхода  в понимании конфликта. При одном  из них конфликт определяется как  столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. При таком подходе  конфликты возможны и в неживой природе (вспомним античных философов).

Другой подход заключается в понимании конфликта  как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и  взглядов оппонентов или субъектов  взаимодействия. Круг участников конфликта ограничивается группой людей. Именно такое определение конфликта дает психологический словарь.

Мы возьмем  за основу следующее определение  конфликта:

под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих  в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Необходимыми  и достаточными условиями возникновения  конфликта являются наличие у  субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними.

Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их,  то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

Существует  три типа конфликтов: внутриличностные, социальные и зооконфликты. Мы будем  рассматривать первые два. В рамках социальных конфликтов выделяются межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями.

Разумеется, центральным  объектом журналистской конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром - межличностные.

Однако понимание  мотивов социальных конфликтов будет  затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике  и предшествуют конфликтному поведению.  

 

  1.  Проблема эволюции конфликта

Для того, чтобы разобраться в причинах того, почему в конфликтной ситуации мы поступаем так или иначе, необходимо иметь очень четкое представление о функционировании психики в момент конфликта. А для этого нужно представлять себе эволюцию конфликта.

Мы привыкли думать, что нашими поступками руководит сознание. И это отчасти так. Однако структура психики включает несколько уровней: бесознательное, подсознание, сознание и надсознание. Логично будет предположить, что чем более длительный период развития прошел каждый из этих отделов, тем более совершенен он с эволюционной точки зрения, тем более упорядочено  его  взаимодействие с другими уровнями.  Следовательно,  чем более древним является  образование,  тем  больше оснований считать,  что именно к нему, как к самому надежному, проверенному временем обратится человеческий организм  в  кризисной ситуации.

Давайте посмотрим, какое место в эволюции конфликта  занимает каждый из отделов психики.

Первоначальный  уровень психического отражения  является бессознательным. Он представлен, главным образом, инстинктами. К основным  инстинктам  можно  отнести инстинкт самосохранения (продления жизни), размножения (сохранения  вида)  и смерти (последний признается не всеми,  о нем можно спорить, поэтому мы будем учитывать его в последнюю очередь, хотя именно в конфликтах он проявляется с максимальной полнотой). Первые два инстинкта продиктованы мной в иерархической последовательности. То есть когда удовлетворяется первый (жизнедеятельность  человеческого  организма  вне опасности), начинает функционировать второй (появляется стремление к продлению рода).

Приблизительно 50 млн. лет назад у высших животных появился новый, более совершенный  уровень психического отражения - подсознание. Оно в основном представлено  эмоциями. Эмоции характеризуются большим разнообразием. Их можно разделить на два большие класса: положительные и отрицательные.

Сознание, свойственное человеку, возникло примерно 500 тыс. лет  назад. Это высший уровень психического отражения, возникший естественным эволюционным путем. Сознание присуще только человеку как общественно-историческому существу.

К надсознанию  мы относим психические образования, которые способен сформировать у  себя человек в результате длительных специальных, целенаправленных тренировок. Возникло оно примерно 5 тыс. лет назад (примеры).

Если представить  время  макроэволюции психики  в виде отрезка длиною в один метр,  то сознанию будет соответствовать 1мм., а подсознанию - 10 см. Время эволюции сознания в процессе развития жизни  на Земле составляет примерно 0.1%  времени эволюции бессознательного.  

Один из важнейших  выводов, вытекающих из сказанного выше, состоит в  том,  что  бессознательное  и  подсознание играют в повседневной жизни человека гораздо более  значительную  роль, чем  кажется.

В принятии решения о выборе того или иного варианта поведения участвуют все уровни психики. Но в стрессовых, конфликтных ситуациях регулирующая роль бессознательного и подсознания заметно возрастает.  Поэтому  при  анализе  конфликта мы будем учитывать их влияние. 

 

  1.  Конфликт как тип трудной ситуации

Если исходить из психологической сущности конфликта,  то он может  быть  рассмотрен как  один из типов трудных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности  человека и социальной группы.

Информация о работе Лекции по Конфликтологии