Лекции по Конфликтологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:01, курс лекций

Описание работы

Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. О ее необходимости заговорили сразу же после обнародования некоторых данных, показывающих, что орудия уничтожения, используемые в конфликтной ситуации, эволюционизируют куда быстрее, чем возможность человека контролировать эту ситуацию. Выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии К.Лоренц пришел к такому выводу: "Есть все основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития". Однако мы не должны забывать, что конфликт есть нормальное жизненное явление. Не стоит принимать на веру миф о возможности всеобщей гармонии интересов. Стоит, пожалуй, лишь постараться, насколько это возможно, эффективнее использовать его внутреннюю силу, энергию. Этот курс лекций основан на обобщениях некоторых известных конфликтологических концепций, а также на собственных наблюдениях автора. В структуру учебника вошли положения, изложенные в трудах известных отечественных и зарубежных конфликтологов, с именами которых можно познакомиться в разделе "Рекомендуемая литература".

Работа содержит 1 файл

Лекции по Конфликтологии.doc

— 674.00 Кб (Скачать)

     Осознание объективной проблемной ситуации - восприятие реальности как проблемной и понимание необходимости  предпринять какие-то действия.

     Попытки  сторон разрешить объективную  ситуацию неконфликтными способами (убеждением,  разъяснением, просьбами, информированием).

     Предконфликтная  ситуация -  ситуация  воспринимается  как наличие угрозы  безопасности,  общественным интересам одной  из сторон взаимодействия,  что  провоцирует конфликтное поведение.

Важно понять,  что угроза воспринимается не как  потенциальная, а как непосредственная.

     Открытый период часто называют собственно конфликтом.  Он включает следующие этапы:

     Инцидент -  первое столкновение сторон.  При значительной диспропорции сил конфликт может закончиться инцидентом.

     Эскалация (от лат.  scala - лестница) - резкая интенсификация борьбы оппонентов. Ее признаки:

     1) сужение  когнитивной  сферы  в поведении и деятельности, переход  к более примитивным способам  отражения.

     2) вытеснение адекватного восприятия  другого образом врага, акцентуация отрицательных качеств (как реальных, так и иллюзорных). Тревожные сигналы,  свидетельствующие о том,  что "образ врага" доминирует:

     * недоверие (все, что исходит  от врага, - либо плохо, либо, если  это разумно, преследует нечестные  цели);

     * возложение вины на врага (враг  ответственен за все возникшие  проблемы и виноват во всем);

     * негативное ожидание (все,  что  делает враг, он делает с единственной  целью - нанести вам вред);

    *отождествление  со злом (враг воплощает  противоположное тому, что вы есть и к чему стремитесь, он хочет уничтожить то, чем вы дорожите и поэтому должен быть сам уничтожен);

     * представление  "нулевой  суммы" (все, что выгодно врагу вредит  вам и наоборот);

     * деиндивидуализация  (всякий,  кто   принадлежит к данной группе, автоматически является врагом);

     * отказ  в  сочувствии (вы  не имеете ничего общего с  вашим врагом, никакая информация  не смоет побудить у вас  проявлять  к нему гуманные  чувства, руководствоваться этическими  критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно).

     3) рост эмоционального напряжения.  Возникает как реакция на рост  угрозы возможного ущерба;  снижение  управляемости противоположной  стороной; невозможность реализовать  свои интересы в желаемом объеме  в короткое время; сопротивление оппонента.

     4) переход  от  аргументов к  претензиям и личным выпадам.  Конфликт начинается обычно с  высказывания достаточно  разумных  аргументов. Но  аргументы  сопровождаются  яркой эмоциональной окраской. Оппонент,  как правило,  реагирует не на аргумент, а на окраску. Его ответ уже воспринимается не как контраргумент, а как оскорбление, угроза самооценке личности. Конфликт смещается с рационального плана на уровень эмоций.

     5) рост иерархического ранга нарушаемых  и защищаемых  интересов и их поляризация.  Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны,  в связи с чем эскалация конфликта моет  рассматриваться как процесс углубления противоречий. При эскалации интересы конфликтующих как бы разводятся на два противоположных полюса.

     6) применение насилия. Как правило,  агрессия связана с какой-либо  внутренней  компенсацией,  возмещением  ущерба.  Важно учитывать, что  на этом этапе значение имеет  не только реальная угроза, но  иногда  в значительной степени больше - угроза потенциальная.

    1. потеря первоначального предмета разногласий
  1. расширение границ конфликта (генерализация) -  переход к более глубоким противоречиям, увеличение потенциальных точек столкновения.

     9) может иметь место увеличение  числа участников.

     Если  вы захотите лучше представить  себе внешнюю  сторону конфликта,  рекомендую  вам воспользоваться  теорией "симметричного схимогенеза"  Г.Бейтсона.

     Если  же  вас  заинтересуют  внутренние  причины конфликта, обратитесь  к теории эволюционной эпистемологии Г.  Вольмера  и К.Лоренца. Эта теория проводит интересные параллели между поведением человека в конфликте и поведением человека  в  момент угрозы вообще,  такими  свойствами  человеческой  психики как, например, тяга к неизвестному. По мере обострения  конфликта, согласно этой теории,  человек проходит все стадии онтогенеза, но только в обратном порядке.

     Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Возрастает  значимость  собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность.

     Третий этап - начало эскалации. Силовое действие (не обязательно физическое воздействие, но и любое усилие) замещает бесполезные дискуссии.  Ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются  путем нажима и твердости вызвать перемену позиций оппонента,  но никто не готов добровольно  уступить.  Этот уровень психического реагирования, когда рассудочное поведение сменяется эмоциональным, соответствует возрасту 8-10 лет.

    Четвертый этап  - возраст 6-8 лет,  когда образ "другого" еще сохраняется,  но человек больше не  считается с мыслями, чувствами, положением  этого "другого".  В эмоциональной сфере доминирует черно-белый подход.  Все, что "не я" и  "не  мы"  - плохо и отвергается.

    На пятом этапе происходит абсолютизация негативной оценки оппонента и позитивной  - себя.  На карту ставятся "священные ценности", все высшие формы убеждений и высшие моральные обязательства. Оппонент  становится  абсолютным  врагом  и только врагом, обесценивается до состояния вещи  и  лишается  человеческих черт. Но параллельно с этим по отношению к другим людям человек продолжает вести себя как взрослый, что мешает неопытному наблюдателю понять суть происходящего.

В момент эскалации  конфликта человеком нередко  руководит агрессия - т.е. стремление принести вред или боль другому.

Выделяют два  типа агрессии - агрессию-самоцель (враждебная агрессия) и агрессию-инструмент для  достижения чего-либо (инструментальная агрессия. 

 

АГРЕССИЯ

 

 

 

ВРАЖДЕБНАЯ                                ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ

Спор о природе  агрессии велся с незапамятных времен и не утихает до сих пор. Что  такое агрессия. Ж.Ж.Руссо полагал, что это следствие искажения  человеческой природы. З.Фрейд говорил о естественности этого состояния и частично объяснял ее существованием инстинкта смерти  (Танатос), проявляющегося в прямом и сублимированном виде. Скорее всего, агрессия - это функция сложного взаимодействия между врожденными склонностями и усвоенными реакциями.

Следующий этап - сбалансированное противодействие -  стороны продолжают  противодействовать,  но интенсивность борьбы снижается.

     Завершение конфликта - переход к поиску решения проблемы.

Основные формы  завершения конфликта - разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

Послеконфликтный  период включает этапы - частичную и полную нормализацию отношений оппонентов.

     Частичная  нормализация наступает в случае, когда негативные эмоции  полностью не исчезли и сопровождается переживаниями, осмыслением произошедшего,  коррекцией  оценок  оппонента, чувством вины за свои действия во время конфликта.

     Полная  нормализация  отношений  наступает   при  осознании сторонами важности  дальнейшего конструктивного взаимодействия.

     Все  эти периоды и этапы могут   иметь  различную  длительность. Некоторые этапы могут опускаться  или занимать настолько незначительный  промежуток времени, что практически  отсутствует возможность различить  их.

     Р.  Валтон выделяет в конфликте этапы дифференциации и  интеграции сторон.   Последний  наступает  с  момента  осознания бессмысленности дальнейшей эскалации.

     Итак, конфликт  - это явление со сложной  структурой и динамикой, а поэтому  тактики его разрешения должны отличаться в зависимости от этапа, периода и их продолжительности.

Фаза  конфликта

Этап  конфликта

Возможности разрешения конфликта (%)

Начальная фаза

Возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации…

92%

эскалация

Начало открытого конфликтного взаимодействия

46%

Пик конфликта

Развитие открытого  конфликта

Менее 5%

Фаза спада

-

Около 20%


 

  

 

3.  Динамика различных видов конфликтов.

     Динамика  конфликтов может быть различной  в зависимости от типа конфликта  и его участников.  Так,  например,  большинство конфликтов по  вертикали  (78%)  завершается  в  течение трех месяцев, тогда как только 65%  конфликтов  между  госслужащими завершается в течение полугода.

     Существуют  и другие зависимости динамики  конфликтов.  Так в экстремальных   условиях  конфликты  развиваются  значительно быстрее и, следовательно, они гораздо скоротечнее.

     Интересна  также  зависимость длительности  конфликта и его результатов.

     Например, в  конфликтах  по  вертикали  руководитель обычно добивается  своих целей в случае их  скоротечности.  Чем продолжительнее конфликт, тем больше шансов у подчиненного.

     В  длительных конфликтах уменьшается  деловая и  увеличивается эмоциональная  составляющая.

     Динамика  частоты конфликтов зависит от  циклических  изменений характера  совместной деятельности в течение года.

     У  учащихся также существуют свои  колебания  уровня  конфликтности.  Он  повышается  в  первом  семестре, что объясняется сложностью  адаптации к жесткому режиму  учебы, и в период экзаменов.  Частота  конфликтов  увеличивается  приблизительно в 1.5 раза. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5.  Внутриличностные конфликты. 

 

Вопросы:   1. Общая характеристика внутриличностных конфликтов

2. Последствия внутриличностных конфликтов

        1. Условия разрешения внутриличностного конфликта.

 

 

  1.  Общая характеристика внутриличностных конфликтов

Я думаю, совершенно легко объясним тот факт, что исследование внутренних конфликтов у нас, да и  за рубежом. Ведется в основном в  рамках психологического направления. Мы подробно рассмотрим этот тип конфликтов, поскольку они сопровождают нас на протяжении всей жизни, а журналистам приходится не только переживать их, но еще и отражать, информировать о них население и формировать аттитьюды человека по поводу происходящего.

В рамках психоаналитического направления акцент делается на биопсихологической трактовке внутриличностного конфликта. У человека в состоянии конфликта происходит столкновение желаний (З.Фрейд). Часть личности отстаивает определенные желания, другая  отклоняет их. Постоянно спорят друг с другом такие структуры психики как Оно, Я и Сверх-я.

Оно – это  первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в  неосознанных желаниях и влечениях, которые реализуются в бессознательных  импульсах и реакциях.

Я – разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствие с требованиями реальной действительности.

Сверх-Я –  «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями. Которые общество предъявляет к личности.

Основные внутриличностные конфликты проистекают из-за расхождения  интересов Оно и Сверх-Я. Преодолеть их помогают механизмы сублимации, проекции, рационализации, вытеснения, регрессии и др. однако такие процессы протекают не всегда успешно.

В теории К.Г.Юнга внутриличностный конфликт - это регресс  в сферу бессознательного, проигрывание так называемого «родительского сценария». У К.Хорни внутриличностный конфликт рассматривается с двух позиций - как столкновение стремления к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других.

Информация о работе Лекции по Конфликтологии