Лекции по Конфликтологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:01, курс лекций

Описание работы

Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. О ее необходимости заговорили сразу же после обнародования некоторых данных, показывающих, что орудия уничтожения, используемые в конфликтной ситуации, эволюционизируют куда быстрее, чем возможность человека контролировать эту ситуацию. Выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии К.Лоренц пришел к такому выводу: "Есть все основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития". Однако мы не должны забывать, что конфликт есть нормальное жизненное явление. Не стоит принимать на веру миф о возможности всеобщей гармонии интересов. Стоит, пожалуй, лишь постараться, насколько это возможно, эффективнее использовать его внутреннюю силу, энергию. Этот курс лекций основан на обобщениях некоторых известных конфликтологических концепций, а также на собственных наблюдениях автора. В структуру учебника вошли положения, изложенные в трудах известных отечественных и зарубежных конфликтологов, с именами которых можно познакомиться в разделе "Рекомендуемая литература".

Работа содержит 1 файл

Лекции по Конфликтологии.doc

— 674.00 Кб (Скачать)

Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. О ее необходимости заговорили сразу же после обнародования некоторых данных, показывающих, что орудия уничтожения, используемые в конфликтной ситуации, эволюционизируют куда быстрее, чем возможность человека контролировать эту ситуацию. Выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии К.Лоренц пришел к такому выводу: "Есть все основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития". Однако мы не должны забывать, что конфликт есть нормальное жизненное явление. Не стоит принимать на веру миф о возможности всеобщей гармонии интересов. Стоит, пожалуй, лишь постараться, насколько это возможно, эффективнее использовать его внутреннюю силу, энергию. Этот курс лекций основан на обобщениях некоторых известных конфликтологических концепций, а также на собственных наблюдениях автора. В структуру учебника вошли положения, изложенные в трудах известных отечественных и зарубежных конфликтологов, с именами которых можно познакомиться в разделе "Рекомендуемая литература".


СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Конфликтология как наука

1. Отражение  конфликта в философии, религии,  искусстве, СМИ. 
2. История отечественной конфликтологии. 
3. Характеристика основных этапов развития зарубежной конфликтологии


 

 

Тема 2. Конфликт как основная категория  конфликтологии. Объект и предмет, цели и задачи конфликтологии

1. Понятие конфликта; 
2. Проблема эволюции конфликта; 
3. Конфликт как тип трудной ситуации; 
4. Объект и предмет конфликтологии; 
5. Цели и задачи конфликтологии.


 

 

Тема 3. Типология конфликтов. Причины возникновения и структура конфликтов

1.Основные виды  классификации конфликтов.  
2. Причины возникновения конфликтов.  
3. Теории механизмов возникновения конфликтов 
4. Структура конфликта.


 

 

Тема 4. Функции и динамика конфликтов

1. Функции конфликта.  
2. Периоды и этапы конфликта.  
3. Динамика различных видов конфликтов


Тема 5. Внутриличностные конфликты

1. Общая характеристика  внутриличностных конфликтов 
2. Последствия внутриличностных конфликтов 
3. Условия разрешения внутриличностного конфликта.


Лекция 6. Межличностные конфликты 

1. Межличностные  конфликты.  
2. Групповые конфликты. Понятие и классификация 
3. Межгрупповые конфликты 
4. Международные конфликты 
5. Конфликты по вертикали 
6. Инновационные конфликты  
7. Семейные конфликты


Тема 7. Основы предупреждения конфликта.

1. Прогнозирование  и профилактика конфликтов 
2. Технология предупреждения конфликтов 
3. Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов 
4. Компетентная оценка результатов деятельности как условие предупреждения конфликтов


Тема 8. Конструктивное разрешение конфликтов

1. Формы и  критерии завершения конфликтов 
2. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликта 
3. Логика, стратегии и способы разрешения конфликта 
4. Переговорный процесс при межличностном конфликте


Тема 9. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны.

1. Понятие о  медиации 
2. Результаты участия медиатора в разрешении конфликтов 
3. Этапы медиации


 

  

 

 

 Тема 1.   КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУКА 

 

Вопросы: 1. Отражение конфликта в философии, религии, искусстве, СМИ.

      2. История отечественной конфликтологии.

                           3. Характеристика основных этапов развития зарубежной конфликтологии.  

 

    1. Отражение конфликта в философии, религии, искусстве и СМИ

История обсуждения конфликта, попыток его анализа  и интерпретации исчисляется  тысячелетиями. Конфликт - постоянный спутник человека, по сути дела - лишь одна из форм внутривидовой и межвидовой борьбы за существование, один из механизмов естественного отбора, который заставляет нас полностью раскрыться в борьбе с оппонентом. Вспомним обычный семейный конфликт. Не кажется ли вам, что на определенном этапе мы забываем о  его  причинах, и желание победить в споре трансформируется в желание просто победить. Когда страсти накаляются, уже не важно, в чем причина спора - важно выиграть его. Но спор - цивилизованная форма конфликта,  далеко отошедшая уже от  поведения животных. А вот драки, выяснения отношений между группировками, вооруженные столкновения - это уже гораздо больше напоминает  животное "стая на стаю". И чем дальше в глубь времен мы посмотрим, тем в менее завуалированной форме предстанет перед нами это животное свойство человека, этот социологизированный, но, по сути, чисто биологический механизм. Логично поэтому заменить наше предположение о том, что конфликт - постоянный спутник человека, на предположение о том, что конфликт - постоянный спутник всего живого на земле. Однако первые обсуждения конфликтологических проблем стали возможны лишь на определенном этапе взросления человечества.

Из известных  сегодня материалов древнейшие исследования рассматриваемого вопроса относятся  к VII-VI вв. до н. э. Все мы знаем, что  конфликт лежит в основе построения  философской системы Китая, в которой провозглашается постоянное противоборство присущих материи положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон, приводящее, в свою очередь, к конфронтации их носителей. Но гораздо раньше - в древнейших законах хеттского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) содержатся уже десятки способов разрешения конфликтных ситуаций.

Позднее конфликтологические  вопросы обсуждались древнегреческими философами. В их взглядах по этой проблеме не наблюдалось единства. Некоторые считали, что конфликт органически присущ всем предметам и явлениям, а потому неизбежен и в силу этого - не может получить отрицательной или положительной оценки. Такого принципа придерживались Анаксимандр   (ок.  610 - 547 до н.э.), Гераклит (кон. 6 - нач. 5 вв. до н.э.). Последнему принадлежат следующие изречения:

«Следует  знать, что война всеобща, и правда борьба, и что все, что происходит, через борьбу и по необходимости»

«В  рождающемся соединяется, из расходящегося  – прекраснейшая гармония, и все  происходит через борьбу»

Отрицательно  оценивали  конфликты (в основном социальные, чаще - войны) философы Платон (ок. 428-348 до н.э.), Геродот (ок. 490-425 до н.э.). Последний полагал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру». Отрицательные мысли о войне высказывал Эпикур.

Цицерон же (106-43 до н.э.) в трактате «О государстве» предложил разделять насилие на «справедливое» и «несправедливое» и выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне».

Аврелий Августин Гиппонский Блаженный (345-430) в работе «О граде божьем» высказался вполне современно: «...Те, которые нарушают мир, не ненавидят его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал бы их желаниям». Тем самым философ определил, что решающим является не сам процесс конфликта, а цель. То есть гипотетически, в случае удовлетворения всех потребностей индивида, он не должен конфликтовать.

В Средние века Фома Аквинский (1225-1274) выдвинул тезис о необходимости «авторизованной компетенции», т.е. санкции государства для ведения войны. И все же насилие для него - всегда грех.

Очень содержательную попытку системного анализа конфликтов (преимущественно социальных) сделал Никколо Макиавелли (1469-1527) в трактате «Государь». Он считал конфликт универсальным признаком общества и объяснял это природной порочностью человека.

Эразм Роттердамский (1469-1536) справедливо, видимо, отмечал, что «война сладка для тех, кто ее не знает» и указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается и втягивает в свою орбиту все новые жертвы.

Мишель Монтень в своих опытах обращался к изучению внутриличностного конфликта и указывал на важность выхода накопившейся в процессе раздражения внутренней энергии, поскольку «страсти души изливаются на воображаемые предметы, когда ей не достает настоящих».

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) впервые представил анализ системы причин социальных конфликтов.

Томас Гоббс (1588-1679) в «Левиафане» обосновал концепцию «войны всех против всех» и считал, что главная причина конфликта заключается в присущем человеку чувстве конкуренции и желании как минимум равенства с остальными людьми. А это порождает соперничество, способное перерасти в открытый конфликт.

В Новое время Жан Жак Руссо (1712-1778) предложил хорошо известную вам теорию общественного договора, суть которой заключалась в предположении о том, что люди в состоянии договориться не предпринимать агрессивных действий друг против друга.

Конфликт как  многоуровневое социальное явление  был проанализирован в работе Адама Смита (1723-1790)  «Исследования о природе и причинах богатства народов». Естественно в этой работе рассматриваются социальные конфликты, причина которых, с точки зрения автора, кроется в классовой дискриминации.

Эммануил Кант (1724-1804) считал, что «состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние... Последнее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено».

Георг Гегель  (1770 - 1831) усматривал причину конфликта в социальной поляризации между накоплением богатства и привязанностью к труду в рамках класса.

Размышления о  конфликте содержатся в работах Фридриха Ницше. Его размышления о морали «Утренняя заря» проникнуты мыслью о том. Что конфликт свойственен человеку и всепроникающ, что, может быть, это одна из плодотворнейших сил сегодня. Однако в книге «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» философ представит нам другой идеал - своеобразный итог развития человеческого духа - сверхчеловека, перешагнувшего тяготение обычных человеческих пороков и вставшего над конфликтами. 

 

Но не только философы размышляли над проблемой  конфликта. Так или иначе, эта  тема запечатлелась в религиозных учениях. Рассмотрим некоторые из них.

Рассуждая о христианстве, сразу оговорюсь, что отношение к конфликтам в рамках этого религиозного учения противоречиво, а в некоторых аспектах вовсе неразрешимо.

Противоречивое  отношение к насилию содержат книги Ветхого и Нового заветов. С одной стороны проповедуется  ненасилие (подставь вторую щеку), с  другой в книге "Исход" мы встречаем определение Бога как "мужа брани". Воззвание же к богу приносит победу в сражениях.

     Контент-анализ  текста Библии, проведенный Анцуповым,  Калаевым и Шипиловым, показал,  что из 12407 понятий и категорий  1909 отражают проблему насилия  (15.39%). Наиболее часто употребляемая в группе "насилие" категория - это категория "наказание" и производные от нее (25.9%). Призывы убить, убивать составляют 20.8% группы "насилие", ненависть и злоба - 13.3%.

Среди категорий  группы "мир и согласие" наиболее часто употребляется группа слов со значением "помощь, поддержка" - 26%. Негативное отношение христианства к войнам - достаточно современное образование. Лишь в нашем веке официальная католическая церковь обратилась к идее отрицательного отношения к насилию, а в самое последнее время то же наблюдается и в православии. Причина такого противоречия кроется, очевидно, в истории этого религиозного учения. Вы знаете, что первоначально оно сформировалось как  религия рабов и должна была защищаться. Лишь позднее из гонимой властями секты она перешла в государственную религию Римской империи. Необходимость агрессии исчезла, но отголоски ее, выразившиеся в идее экспансии христианства, долго еще были слышны в Европе. Достаточно вспомнить крестовые походы ХI-ХIV вв.

Кроме того, не стоит забывать, что не все христиане поддерживают позиции официальной церкви. Существует множество организаций (различные братства, секты), которые подчас далеко не так миролюбивы, как мы привыкли себе представлять.

Позиция Ислама в вопросе о конфликтах также противоречива. С одной стороны, ненасилие проповедуется как идеал социальной жизни. С другой - приветствуется борьба за расширение геостратегического пространства ислама и даже борьба между единоверцами. В Коране читаем: "А если пожелал твой Господь, то Он сделал бы людей народом единым. А они не перестают разноголосить." Причина таких противоречий кроется в изначальной многовариантности, которая обусловлена волей Аллаха.

Буддизм и индуизм в том смысле более последовательны. Они не приемлют насилие.  В классическом буддизме нет даже такого понятия - зло (Сатана). Только в последнее время многочисленные войны побудили приверженцев буддизма заговорить о насилии. Однако в своих оценках они по-прежнему категоричны: необходимо жить в любви к ближнему,  ибо "никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но с отсутствием ненависти прекращается она". 

 

     Искусство  -  это "зеркало человеческой  души" и,  пусть не всегда  прямое, но зеркало человеческой  истории, также запечатлело и  конфликты, и отношение к ним. В образной  форме писали о нем поэты давно прошедших времен. А вот цитаты из нашего века:

Информация о работе Лекции по Конфликтологии