Лекции по Конфликтологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:01, курс лекций

Описание работы

Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. О ее необходимости заговорили сразу же после обнародования некоторых данных, показывающих, что орудия уничтожения, используемые в конфликтной ситуации, эволюционизируют куда быстрее, чем возможность человека контролировать эту ситуацию. Выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии К.Лоренц пришел к такому выводу: "Есть все основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития". Однако мы не должны забывать, что конфликт есть нормальное жизненное явление. Не стоит принимать на веру миф о возможности всеобщей гармонии интересов. Стоит, пожалуй, лишь постараться, насколько это возможно, эффективнее использовать его внутреннюю силу, энергию. Этот курс лекций основан на обобщениях некоторых известных конфликтологических концепций, а также на собственных наблюдениях автора. В структуру учебника вошли положения, изложенные в трудах известных отечественных и зарубежных конфликтологов, с именами которых можно познакомиться в разделе "Рекомендуемая литература".

Работа содержит 1 файл

Лекции по Конфликтологии.doc

— 674.00 Кб (Скачать)

Общие признаки трудной ситуации таковы:

-наличие трудности,   осознание  личностью  угрозы,  препятствия на пути реализации  каких-либо целей, мотивов;

-состояние психической   напряженности  как реакция  личности на трудность, преодоление  которой значимо для субъекта;

-заметное изменение   привычных  параметров  деятельности, поведения, общения, выход за рамки "обыкновенности".

Основные виды трудных ситуаций:

-ситуация деятельности,

-ситуация социального  взаимодействия

-ситуация внутриличностного  плана.

В зависимости  от того, как воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня:

1) трудности,  как  потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности,  проблемные ситуации взаимодействия и  внутренние затруднения);

2) трудность  как   непосредственная   угроза  (критические, аварийные ситуации деятельности, предконфликтные ситуации взаимодействия, внутриличностные конфликты);

3) трудности  как  реализующаяся  угроза (экстремальные,  в том числе и боевые,  ситуации,  конфликтные ситуации и внутриличностные кризисы).

В трудной  ситуации  деятельности  человеку  противостоит среда. В трудной ситуации взаимодействия человеку противостоит другой человек или группа. В трудной ситуации внутриличностного плана человек противодействует самому себе.

Разберем подробнее  все типы трудных ситуаций.

Проблемные  ситуации  деятельности отличаются новой задачей, которая решается в обычны обстоятельствах. Такие  ситуации требуют мобилизации  познавательных  способностей  человека  и эмоциональной  устойчивости.

Критические ситуации связаны с заметно меняющимися условиями, в которых протекает деятельность

Экстремальные ситуации представляют собой крайнее  проявление трудных ситуаций,  требуют  максимального напряжения психических  и физических сил человека для  выхода из них.

Проблемная  ситуация  взаимодействия характеризуется наличием противоречия и положительным или нейтральным отношением субъектов взаимодействия друг к другу. Межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая является основой поведения и общения.  Угроза  со стороны другого оценивается как потенциальная.

Предконфликтная ситуация   взаимодействия отличается  от проблемной более высокой степенью  психической  напряженности. Сторонами  или  одной  из  сторон  допущены  действия,  которые рассматриваются  оппонентом как нанесение морального или  физического ущерба.  Характеризуется началом формирования негативного отношения  к  другому,  готовностью   противодействовать. Высока вероятность перерастания в конфликт.

Для конфликтной  ситуации взаимодействия свойственно  противодействие в виде общения,  поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения  активности оппонента,  нанесения  ему  морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Преобладает мотивация "на себя". Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения.  В результате стресса все  ресурсы  индивида мобилизуются для достижения победы над оппонентом.

Внутриличностные  затруднения - относительно несложные  проблемы внутренней жизни человека.  Представляют собой психические состояния сомнения, нерешительности, ненайденного выхода, отсутствие решения проблемы.

Внутриличностные  конфликты - наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций. Острота протекания внутриличностного конфликта зависит  от восприятия личностью значимости трудной ситуации, ее психологической устойчивости.

Внутриличностные (жизненные) кризисы выступают как  особые относительно положительные  периоды жизни личности, характеризующиеся  заметными психологическими изменениями. Выделяют возрастные, невротические и травматические кризисы. Кроме того, внутриличностные кризисы подразделяются по деятельностному критерию (кризис операциональной стороны жизнедеятельности: «не знаю, как жить дальше»; кризис мотивационно-целевой стороны жизнедеятельности: «не знаю, для чего жить дальше»; кризис смысловой стороны: «не знаю, зачем вообще жить дальше»). Как правило, внутриличностные кризисы являются  своеобразными поворотными пунктами жизненного пути личности, сопровождаются перестройкой смысловых структур сознания личности, возможной переориентацией на новые ценности и цели.

Выделенные  типы трудных ситуаций редко возникают  в изолированном виде. Обычно они  как бы наслаиваются друг на друга.

Трудность ситуации в значительной степени определяется субъективной составляющей:

  • n   n   объективной угрозы может и не быть, а человек, ошибаясь, воспринимает ситуацию как трудную. Причиной может быть его неподготовленность, искаженное восприятие;
  • n   n    могут существовать реальные объективные факторы (угроза смерти, опасность аварии), но человек не знает об их существовании и не осознает ситуацию как трудную;
  • n   n    личность может осознавать трудность ситуации, но неоправданно считать ее не слишком трудной для себя;
  • n   n    ситуация может быть очень значима для личности, но, не находя  ее решения, человек может прибегнуть к психологической защите и уйти от ее реального веса.
  • n   n    ситуация может быть объективно сложной, но наличие знаний и опыта позволят преодолевать ее без особых трудностей.

Специфической реакцией личности на трудную ситуацию можно считать психическую напряженность, которая характеризуется активной перестройкой и интеграцией психических процессов в направлении доминирования мотивационных и эмоциональных компонентов.

В зависимости  от влияния напряженности на психические функции выделяют следующие ее формы:

  • n   n   перцептивную (возникающую при затруднении в восприятии);
  • n   n   интеллектуальную (человек затрудняется решить задачу);
  • n   n    эмоциональную (возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);
  • n   n   волевую (человек не может управлять собой);
  • n   n   мотивационную (связанную с борьбой мотивов).

Устойчивые  и неустойчивые люди ведут себя в  трудных ситуациях по-разному.

Мотив деятельности 

 

 

Цель, задачи 

Действия, ведущие к достижению цели 

Осознание трудности 

 

 

 

Негативная эмоциональная реакция  

Поиск способа преодоления трудности  

Спонтанные  поиски выхода

Понижение силы отрицательных эмоций 

 

Усугубление осознаваемых трудностей

Улучшение функционирования  

 

Возрастание силы негативных эмоций

Оптимизация уровня возбуждения 

 

Ухудшение функционирования

 

 

Понижение мотивации 

(или оборонительная  реакция)


 
Психологическая устойчивость - это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от:

  • n   n   типа нервной системы человека;
  • n   n    опыт человека, профессиональной подготовки;
  • n   n    навыков и умений поведения и деятельности;
  • n   n    уровня развития основных познавательных структур личности.

Среди компонентов  психологической устойчивости выделяют: эмоциональный, волевой, интеллектуальный (познавательный), мотивационный и  психомоторный. Психологическая устойчивость - это не просто их сумма, а интегративное образование.

Зависимость эффективности  деятельности в трудных ситуациях  от уровня психологической устойчивости и профессионального мастерства. С ростом трудности ситуации эффективность  деятельности все больше и больше начинает зависеть от психологической устойчивости, а не только от профессионального мастерства. 

 

  1. Объект и предмет конфликтологии

Объектом комплексного изучения конфликтологии являются конфликты  в целом, а предметом - общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию интересуют три типа конфликта: внутриличностные, зооконфликты и социальные конфликты. При всей важности вторых для общего понимания сущности конфликта, центральным объектом журналистской конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром - межличностные. Однако социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными, поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению. 

 

  1. Цели и задачи  журналистской конфликтологии

Основные цели:

  • n   n   исследование конфликтов, связанных с деятельностью журналиста;
  • n   n   организация системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов.

Наиболее актуальные на сегодняшний день задачи:

  • n   n   преодолеть крайне низкий уровень конфликтологических знаний в журналистской среде;
  • n   n   создать системную базу эмпирических знаний, включающую результаты ситуативного анализа реальных конфликтов в области журналистики;
  • n   n   разработать методики и технологии оценки опасности возникновения конфликтов в основных сферах жизнедеятельности журналиста.

 

  

 

 

 

Тема 3. Типология  конфликтов. 

Причины  возникновения  и структура конфликтов. 

 

 Вопросы:     1.Основные виды классификации конфликтов.

        1. Причины возникновения конфликтов.
        2. Теории механизмов возникновения конфликтов
        3. Структура конфликта.

 

 

1.Основные  виды классификации конфликтов

Классификация конфликтов необходима для того, чтобы  понять существенные причины конфликтов. Каждый вид конфликта имеет свои особенные причины и поэтому требует определенной тактики его разрешения или предупреждения.

В конфликте  всегда принимают участие несколько  сторон (не важно, отделы ли это психики  одного человека, или разные люди, или группы людей). Поэтому базисная классификация конфликта производится именно по характеру и особенностям участвующих в конфликте сторон. Поэтому базисная классификация конфликта выглядит следующим образом:  

 

 

ТИП 

Конфликты с участием человека

зооконфликты

 

социальные

 

Внутриличностные

 

интерапсихические

 

зоосоциальные

 

 

 

В 

 

И 

 

Д

Межличностные

Между «хочу» и  «хочу»

Между двумя  животными

Между личностью  и группой

Между «могу» и  «не могу»

Между малыми социальными группами

Между «хочу» и  «не могу»

Между животным и группой

Между средними социальными группами

Между «нужно»  и «нужно»

Между большими социальными группами

Между «хочу» и  «нужно»

Между группами животных

Межгосударственные

Между «нужно»  и «не могу»

Межкоалиционные


 

 

 

Кроме того, важнейшей  особенностью конфликта является характер потребности, за удовлетворение которой  борется человек. Вы, наверное, знакомы  с иерархией потребностей А.Маслоу. Согласно его теории, потребности  можно сгруппировать, выделить пять иерархически связанных уровней:

физиологические

в безопасности и защищенности

социальные

потребности в  уважении

потребности самовыражения.

В случае неудовлетворения любой из этих потребностей может  возникнуть конфликт. Если объединить некоторые группы потребностей и представить их в виде потребностей материальных, социальных и духовных, то классификация конфликтов будет иметь еще и следующий вид: 

Информация о работе Лекции по Конфликтологии