Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:01, курс лекций
Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. О ее необходимости заговорили сразу же после обнародования некоторых данных, показывающих, что орудия уничтожения, используемые в конфликтной ситуации, эволюционизируют куда быстрее, чем возможность человека контролировать эту ситуацию. Выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии К.Лоренц пришел к такому выводу: "Есть все основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития". Однако мы не должны забывать, что конфликт есть нормальное жизненное явление. Не стоит принимать на веру миф о возможности всеобщей гармонии интересов. Стоит, пожалуй, лишь постараться, насколько это возможно, эффективнее использовать его внутреннюю силу, энергию. Этот курс лекций основан на обобщениях некоторых известных конфликтологических концепций, а также на собственных наблюдениях автора. В структуру учебника вошли положения, изложенные в трудах известных отечественных и зарубежных конфликтологов, с именами которых можно познакомиться в разделе "Рекомендуемая литература".
Степень искажения конфликтной ситуации - не постоянная величина. Это могут быть незначительные отклонения, например, в кратковременных конфликтах. Однако исследования социально-перспективных процессов в трудных ситуациях взаимодействия показывают, что искажения в восприятии ситуации способны достигать значительных масштабов.
Рассмотрим, в чем состоит искажение конфликтной ситуации.
а) Искажение конфликтной ситуации целом. В конфликте искажено восприятие не только отдельных элементов конфликта, но и конфликтная ситуация в целом.
-Конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются, упускаются, не анализируются.
-Происходит
схематизация конфликтной
-Уменьшается
перспектива восприятия
-Восприятие
ситуации происходит в
-Происходит
фильтрация информации и
б) Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.
А. Собственная
мотивация. Как правило, себе
приписываются социально
Б. Мотивы оппонента. Оцениваются как подлые и низменные (стремление к карьеризму, обогащению, подсиживание старшего начальника, лесть и т.д.) Если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной очевидности фиксировать и мотивы положительной направленности, то возникают ошибки в оценке мотивов. "Да, - рассуждает участник конфликта, - оппонент в чем-то может быть и прав, но посмотрите, как он действует!". Далее следует подробный анализ противоречащих общепринятым нормам стремлений его оппонента.
в) Искажение восприятия действия, высказываний, поступков.
А. Собственная позиция. Обычно фиксируется нормативная обоснованность своей позиции, ее целесообразность.
-Целевая составляющая рассматривается в русле "Я прав, поэтому я должен победить!".
Операциональная составляющая может восприниматься в следующих вариантах:
я все делаю правильно;
я вынужден так делать;
по-другому в этой ситуации невозможно поступить;
он сам виноват, что мне приходится так действовать;
все так делают.
Б. Позиция оппонента. Рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно не подкрепленная. Поэтому единственно возможной целью оппонента, которая может быть признана и одобрена, является "он должен уступить, он должен проиграть".
Операциональная составляющая воспринимается в следующих интерпретациях:
это подлые поступки, это удары ниже пояса;
он делает только то, что мне во вред;
он намеренно так поступает.
г) Искажение восприятия личностных качеств.
А. Восприятие самого себя. Обычно выделяются положительные привлекательные черты. Они пропагандируются в среде окружающих, в том числе и в среде оппонента. Игнорируются и не принимаются замечания, упоминания о любых сомнительны и невыгодных качества личности. Акцентирование только положительного в самом себе позволяет выдвигать постулат "хорошие люди совершают хорошие поступки".
Б. Личность оппонента. Происходит усиление и гиперболизация отрицательных качеств. Игнорируется положительное.
Интересна оценка
устремлений
Таким образом, искажение восприятия личности оппонента проходит по формуле "образ врага" со всеми свойственными ему характеристиками, представляющими собой сочетание как истинных так и иллюзорных качеств. Признаки того, что в вашем сознании сформировался образ врага, признаки, которые должны насторожить вас и заставить усомниться в собственной объективности, таковы: недоверие, возложение вины на врага, негативное ожидание, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ оппоненту в сочувствии. Последние три свойства особенно показательны.
Пытаясь определить собственную степень искажения ситуации или искажение ее оппонентом, вы можете опираться на детерминанты, порождающие и усиливающие степень искажения конфликтной ситуации:
* Состояние
стресса обычно сужает и
упрощает восприятие.
* Высокий уровень негативных эмоций ведет к резкому
искажению
* Чем ниже уровень информированности участников друг о
друге, тем больше человек достраивает ее, опираясь на создан-
ный уже образ врага.
* Личности с низким когнитивным развитием оценивают ситу-
ацию поверхностно, их оценки носят крайний характер.
* Неумение предвидеть последствия приводит к искажению
ситуации в 85% конфликтов
* Увеличение
значимости мотивов и
ваемых в конфликте, приводит к увеличению искажения.
* Доминирование
в сознании оппонента "
ции среды" предопределяет ошибочное восприятие конфликта.
* Негативная
установка на оппонента,
доконфликтной фазе, способствует искажению.
* Ограниченность
во времени, ускоренное
Лекция 4. Функции и динамика конфликтов
Вопросы: 1. Функции конфликта.
2. Периоды и этапы конфликта.
3. Динамика различных видов конфликтов.
Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.
В конфликтах могут быть заинтересованы не сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие конфликт. Это необходимо учитывать, давая собственную оценку ситуации.
Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.
Конструктивные функции:
Деструктивные функции:
Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников. Как правило, после завершения конфликта настроение в целом ухудшается в 31 случае из 100 и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта.
Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов. По статистике большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликта.
Конфликт сопровождается
стрессом. При частых эмоционально
напряженных конфликтах резко
возрастает вероятность сердечно-
Конфликт формирует негативный образ другого - "образ врага" - который легко восстанавливается в случае возникновения даже незначительных осложнений отношений и нередко приводит к возникновению нового конфликта.
Если победа в конфликте одержана с помощью насилия, велика вероятность того, что впоследствии человек прибегнет в подобной ситуации к такому же способу решения проблемы без достаточных оснований.
Поражение в конфликте отрицательно влияет на Я-концепцию человека.
Таково влияние конфликта на непосредственных участников. Но конфликт оказывает воздействие не только на участвующие в нем стороны, но иногда и на макро- и микросреду. Степень влияния конфликта на группу прямопропорциональна степени связи сторон с окружением, в котором этот конфликт происходит, прямопропорциональна рангу участников, интенсивности противоборства.
Конструктивные функции:
*
Конфликт выступает как
*
Конфликт высвечивает нерешенны
*
Конфликт проявляет
* Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека.
* Конфликт может выполнять функцию сплочения группы (и даже целого народа).
*
В научных коллективах
*
Завершение конфликта часто
сопровождается повышением
Деструктивные функции:
Можно
сделать вывод: хорошего
2. Периоды и этапы в развитии конфликта
Любой
конфликт имеет временные
Начало конфликта характеризуется возникновением первых актов противодействия.
Конфликт
считается начавшимся в
случае совпадения трех
*
один участник сознательно и
активно действует в ущерб
другому участнику (как
* второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;
*
второй участник в связи
с этим предпринимает активные
действия по отношению к
Таким образом, народная мудрость, говорящая о том, что спорят всегда двое, вполне справедлива, и ответственность за конфликт несет не только инициатор.
Окончание конфликта - прекращение действий друг против друга.
В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы:
Латентный период (предконфликт) включает этапы:
Возникновение
объективной проблемной