Лекции по Конфликтологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:01, курс лекций

Описание работы

Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. О ее необходимости заговорили сразу же после обнародования некоторых данных, показывающих, что орудия уничтожения, используемые в конфликтной ситуации, эволюционизируют куда быстрее, чем возможность человека контролировать эту ситуацию. Выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии К.Лоренц пришел к такому выводу: "Есть все основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития". Однако мы не должны забывать, что конфликт есть нормальное жизненное явление. Не стоит принимать на веру миф о возможности всеобщей гармонии интересов. Стоит, пожалуй, лишь постараться, насколько это возможно, эффективнее использовать его внутреннюю силу, энергию. Этот курс лекций основан на обобщениях некоторых известных конфликтологических концепций, а также на собственных наблюдениях автора. В структуру учебника вошли положения, изложенные в трудах известных отечественных и зарубежных конфликтологов, с именами которых можно познакомиться в разделе "Рекомендуемая литература".

Работа содержит 1 файл

Лекции по Конфликтологии.doc

— 674.00 Кб (Скачать)

Степень искажения  конфликтной  ситуации  - не постоянная величина. Это могут быть незначительные отклонения,  например, в кратковременных   конфликтах.  Однако  исследования  социально-перспективных процессов в трудных ситуациях взаимодействия показывают, что   искажения  в  восприятии  ситуации  способны достигать значительных масштабов.

Рассмотрим, в  чем состоит искажение конфликтной ситуации.

а) Искажение  конфликтной  ситуации  целом. В конфликте искажено восприятие  не  только отдельных элементов конфликта, но и конфликтная ситуация в целом.

-Конфликтная  ситуация упрощается, сложные или  неясные моменты отбрасываются, упускаются, не анализируются.

-Происходит  схематизация конфликтной ситуации. Выделяются лишь некоторые основные  связи и отношения.

-Уменьшается  перспектива восприятия ситуации.  Предпочтение отдается принципу "здесь"  и  "теперь".  Последствия,  как правило, не просчитываются.

-Восприятие  ситуации происходит в полярных  оценках - "белое и черное". Полутона используются редко.

-Происходит  фильтрация информации и интерпретация   в  том русле, которое соответствует  предубеждениям.

б) Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.

 А. Собственная  мотивация. Как правило, себе  приписываются социально одобряемые  мотивы (борьба за восстановление  справедливости, защита   чести   и  достоинства,  защита  демократии, конституционного строя и т.д.) Собственные помыслы оцениваются как благородные,  цели  -  как возвышенные и поэтому достойные реализации. Оппонент закономерно приходит  к  выводу,  что  он прав.

 Б. Мотивы  оппонента.  Оцениваются как подлые  и  низменные (стремление к   карьеризму,  обогащению,  подсиживание старшего начальника, лесть и т.д.) Если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной  очевидности фиксировать и мотивы положительной направленности, то возникают ошибки в  оценке  мотивов.  "Да, - рассуждает участник конфликта, - оппонент в чем-то может быть и прав, но посмотрите, как он действует!". Далее следует подробный анализ  противоречащих  общепринятым  нормам стремлений его оппонента.

 в) Искажение восприятия действия, высказываний, поступков.

А. Собственная  позиция.  Обычно  фиксируется  нормативная обоснованность своей позиции, ее целесообразность.

-Целевая составляющая  рассматривается в  русле  "Я   прав, поэтому я должен победить!".

Операциональная составляющая может восприниматься в  следующих вариантах:

я все делаю  правильно;

я вынужден так  делать;

по-другому в  этой ситуации невозможно поступить;

он сам виноват, что мне приходится так действовать;

все так делают.

Б. Позиция оппонента.  Рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно не подкрепленная. Поэтому единственно возможной  целью  оппонента,  которая может быть признана и одобрена, является "он должен уступить,  он должен проиграть".

Операциональная составляющая  воспринимается  в  следующих интерпретациях:

это подлые поступки, это удары ниже пояса;

он делает только то, что мне во вред;

он намеренно  так поступает.

г) Искажение восприятия личностных качеств.

 А. Восприятие  самого себя.  Обычно выделяются  положительные привлекательные  черты.  Они пропагандируются  в среде окружающих, в том числе  и в среде оппонента. Игнорируются и не принимаются замечания,  упоминания о любых сомнительны и невыгодных качества личности.  Акцентирование только положительного в самом себе позволяет выдвигать постулат "хорошие люди совершают хорошие поступки".

Б. Личность оппонента. Происходит усиление и гиперболизация отрицательных качеств. Игнорируется положительное.

Интересна оценка устремлений противоборствующей  стороны. Исследования показали,  что  только  12%  участников конфликта  высказали мнение,  что противоположная  сторона была  готова  к сотрудничеству; 74% считали, что сами они стремились к сотрудничеству.

Таким образом,  искажение  восприятия  личности оппонента проходит по формуле "образ  врага" со всеми  свойственными  ему характеристиками, представляющими  собой сочетание как истинных так и иллюзорных качеств.  Признаки того, что в вашем сознании сформировался образ врага,  признаки,  которые должны насторожить вас и заставить усомниться в собственной объективности, таковы: недоверие, возложение вины на врага, негативное ожидание, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ оппоненту в сочувствии.  Последние три  свойства  особенно показательны.

Пытаясь определить собственную степень искажения  ситуации или искажение  ее  оппонентом, вы можете опираться на детерминанты, порождающие и усиливающие степень искажения конфликтной ситуации:

* Состояние  стресса обычно сужает и затрудняет  мышление,

упрощает восприятие.

* Высокий уровень   негативных  эмоций  ведет   к  резкому

искажению

* Чем ниже  уровень информированности  участников  друг  о

друге, тем больше человек достраивает ее,  опираясь на создан-

ный уже образ  врага.

* Личности с  низким когнитивным развитием  оценивают ситу-

ацию поверхностно, их оценки носят крайний характер.

* Неумение  предвидеть  последствия  приводит к искажению

ситуации в 85% конфликтов

* Увеличение  значимости мотивов и потребностей,  затраги-

ваемых в  конфликте, приводит к увеличению искажения.

* Доминирование  в сознании оппонента "агрессивной  концеп-

ции среды" предопределяет ошибочное восприятие конфликта.

* Негативная  установка  на оппонента, сформировавшаяся  в

доконфликтной фазе, способствует искажению.

* Ограниченность  во времени, ускоренное протекание  конфликта искажает восприятие. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 4.  Функции и динамика конфликтов 

 

    Вопросы:  1. Функции конфликта. 

2. Периоды и  этапы конфликта. 

3. Динамика различных  видов конфликтов. 

 

  1. Функции конфликта

Функции конфликта  имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную  роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может  быть  сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.

 В конфликтах  могут быть заинтересованы не  сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие конфликт. Это необходимо учитывать, давая собственную оценку ситуации.

Итак, по отношению  к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные  функции:

  • ·      ·      Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу  несовершенства  организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п. при разрешении конфликтов в более чем 65%  случаев удается полностью или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.
  • ·      ·      Конфликт позволяет  более  полно  оценить  индивидуально-психологические особенности людей,  участвующих в нем. Конфликт высвечивает ценностные ориентации человека,  относительную силу его  мотивов,  выявляет  психологическую  устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации.  Он способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке. Приблизительно в 10-15% конфликтных ситуаций взаимоотношения между  оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него.
  • ·      ·      Конфликт  позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие,  сопровождаемое  бурными эмоциями, снимает у человека  эмоциональную напряженность,   приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций. Одним из финальных ощущений конфликта может быть катарсис, т.е. выход накопившейся энергии, которая давила на человека длительное время.
  • ·      ·      Конфликт служит источником развития  личности,  межличностных отношений.   При  условии  конструктивного  разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту,  расширить сферу  и  способы взаимодействия с окружающими.  Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.
  • ·      ·      Конфликт  может улучшить  качество индивидуальной деятельности. После завершения конфликта по вертикали у руководителя качество  деятельности повышается в 28%  случаев, понижается в 17% случаев, качество деятельности подчиненного, напротив, чаще ухудшается.  Связано это, видимо, с тем, что руководитель в силу своего статуса чаще добивается своего.  Не конфликтуйте с начальством!
  • ·      ·      При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему.  Независимо от результата конфликта это происходит  в четыре раза  чаще  чем по отношению к оппоненту, отстаивающему сомнительные цели.
  • ·      ·      Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

Деструктивные функции:

Выраженное  негативное воздействие большинства  конфликтов на  психическое  состояние  участников.  Как правило, после  завершения конфликта настроение в  целом ухудшается в 31 случае из 100  и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта.

Неблагополучно  развивающиеся конфликты могут  сопровождаться психологическим и  физическим  насилием,  травмированием оппонентов. По  статистике  большинство  умышленных убийств совершается  в результате эскалации конфликта.

Конфликт  сопровождается  стрессом.  При частых эмоционально напряженных  конфликтах  резко  возрастает  вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических  нарушений функционирования желудочно-кишечного  тракта.

Конфликт  формирует  негативный  образ другого - "образ врага" - который легко восстанавливается в случае  возникновения даже  незначительных осложнений отношений и нередко приводит к возникновению нового конфликта.

Если победа в конфликте одержана с помощью  насилия, велика вероятность того,  что впоследствии человек  прибегнет  в подобной ситуации  к  такому  же  способу решения проблемы без достаточных оснований.

Поражение  в  конфликте отрицательно влияет на Я-концепцию  человека.

Таково влияние  конфликта на непосредственных участников. Но конфликт оказывает воздействие не только на участвующие в нем стороны, но иногда и на макро- и микросреду. Степень влияния конфликта на  группу  прямопропорциональна степени связи сторон с окружением,  в котором этот конфликт происходит, прямопропорциональна  рангу  участников,  интенсивности  противоборства.

Конструктивные  функции:

     * Конфликт выступает как средство  активизации социальной жизни  группы или общества (например, инновационный  конфликт).

     * Конфликт высвечивает нерешенные проблемы. Межличностные конфликты в  организациях  почти  в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности,  чем  отрицательно.

     * Конфликт проявляет общественное  мнение.

     * Конфликт иногда способствует  созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека.

     * Конфликт  может  выполнять   функцию сплочения группы (и даже  целого народа).

     * В  научных коллективах конфликты  создают интеллектуально-эмоциональную  напряженность, которая сопутствует  столкновению различных стратегий исследования, что способствует продуктивному поиску верного решения (В споре рождается истина).

     * Завершение  конфликта  часто   сопровождается повышением дисциплины  работников,  ускорением реагирования  сотрудников на замечания и пожелания друг друга, установлением более доброжелательной обстановки.

     Деструктивные  функции:

    • ·      ·      Конфликт  всегда  сопровождается  временным нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе
    • ·      ·      Если конфликт завершился принятием деструктивного решения, взаимоотношения в коллективе ухудшаются в 19-30% случаев.
    • ·      ·      Частые конфликты ведут к снижению  групповой сплоченности.
    • ·      ·      Иногда ухудшается качество совместной  деятельности  во время конфликта. Если конфликт не разрешился, а медленно затухает или перевес на стороне того,  кто,  с точки зрения группы, неправ, качество совместной деятельности снижается и после завершения конфликта.

     Можно  сделать вывод: хорошего понемножку. Конфликт должен быть не слишком частым и умело управляемым. Только в этом случае он приносит максимальную пользу. 

 

2. Периоды  и этапы в развитии конфликта

     Любой  конфликт имеет временные границы  - начало и окончание конфликта.

     Начало  конфликта  характеризуется   возникновением  первых актов противодействия.

     Конфликт  считается  начавшимся  в   случае совпадения трех условий:

     * один  участник  сознательно и  активно действует в ущерб  другому участнику (как физически,  так и морально, информационно);

     * второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

     * второй  участник  в связи   с этим предпринимает активные  действия по отношению к первому  участнику.

     Таким  образом, народная мудрость,  говорящая  о  том,  что спорят всегда  двое, вполне справедлива,  и ответственность  за конфликт несет не только  инициатор.

     Окончание  конфликта  -  прекращение  действий  друг против друга.

     В  динамике  конфликта  можно выделить следующие периоды и этапы:

     Латентный период (предконфликт) включает этапы:

     Возникновение  объективной проблемной ситуации - существует противоречие между  субъектами, но оно еще не осознано  и нет конфликтных действий.

Информация о работе Лекции по Конфликтологии