Лекции по Конфликтологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:01, курс лекций

Описание работы

Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. О ее необходимости заговорили сразу же после обнародования некоторых данных, показывающих, что орудия уничтожения, используемые в конфликтной ситуации, эволюционизируют куда быстрее, чем возможность человека контролировать эту ситуацию. Выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии К.Лоренц пришел к такому выводу: "Есть все основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития". Однако мы не должны забывать, что конфликт есть нормальное жизненное явление. Не стоит принимать на веру миф о возможности всеобщей гармонии интересов. Стоит, пожалуй, лишь постараться, насколько это возможно, эффективнее использовать его внутреннюю силу, энергию. Этот курс лекций основан на обобщениях некоторых известных конфликтологических концепций, а также на собственных наблюдениях автора. В структуру учебника вошли положения, изложенные в трудах известных отечественных и зарубежных конфликтологов, с именами которых можно познакомиться в разделе "Рекомендуемая литература".

Работа содержит 1 файл

Лекции по Конфликтологии.doc

— 674.00 Кб (Скачать)

Век мой, зверь  мой, кто сумеет

Заглянуть в  твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки 

 

О.Мандельштам, 1922 

 

Я устал от двадцатого века,

От его окровавленных  рек.

И не надо мне  прав человека,

Я давно уже  не человек 0. 

 

В.Соколов, 1989. 

 

Посмотрим, что  напишут поэты о веке ХХI. Р.Льюис  и Х.Райф открывают монографию "Игры и решения" словами: «Во всей  мировой литературе столкновение интересов было одной из главных тем; возможно, по вниманию, которое ей уделялось, с ней сравнима лишь тема Бога, любви и внутренней борьбы».

     И  это  действительно  так.  Курьезен, но показателен такой  факт: в 48-52 годах в журнале  "Театр"  шла  очень масштабная дискуссия о целесообразности  рассмотрения  конфликта в художественном произведении.  Результат дискуссии -  своеобразный лозунг - "Конфликту быть!"

Отразилась  проблема  конфликта  и в народном творчестве в форме многочисленных поговорок и фразеологизмов:  "Что за шум, а драки нет?", "Полно браниться, не пора ли мириться?", "Я тебе покажу кузькину мать!" В  русском  языке  с  интерпретацией конфликтных ситуаций  связано свыше 700 фразеологизмов.  Среди них 21.2%  имеют ключевое слово "согласие",  а 52.7% - "драка".

Последний факт  указывает  на то,  что в разрешении проблемных ситуаций наиболее эффективными до си пор считались методы  силового воздействия.  Это  отражено  и  в пословицах:  "Чем ругаться, лучше  собраться и  подраться",  "Больше  дерутся,  так смирнее живут"  и  т.п.  В 184 пословица прослеживается прямой призыв к драке:  "Горе горюй,  а руками воюй!", "Вот тебе раз, другой бабушка  даст!"  Несколько меньшее количество (157) содержит призыв к миру и согласию: "Замахнись, да не ударь", "Зла за зло не воздавай" и т.п.

Общий анализ русских  пословиц и поговорок позволил  установить, что  902  из  них  посвящены  проблеме "насилие - согласие". Приоритеты распределились так:24.1% - одобрение  насилия 29.6% - осуждение насилия 16.4% - призыв к насилию 9.1% - одобрение мира 4.5% - призыв к миру. В целом в 40.5%  пословиц и поговорок насилие одобряется, а в 43.2% одобряется согласие.

Опыт народа приблизительно одинаково оценивает  эффективность насилия и согласия в решении конфликта.

 Ну а теперь о средствах массовой информации.  Они реагируют на конфликты еще более оперативно, нежели искусство, наука, религия,  философия.  Более  того,  они не просто отражают конфликты, но и создают их,  влияют на процесс их развития,  а иногда и  прекращают  некоторые.

Бытует мнение (да так оно и есть на самом  деле), что все войны сегодня  выигрываются информационно. Вспомним хотя бы, как по-разному освещались события в Югославии нашими корреспондентами и СМИ стран НАТО.

В последние  десятилетия возросла роль СМИ как фактора, определяющего конфликтность людей. Ни для кого не секрет, что многочисленные атаки реклам (за свою жизнь среднестатистический американец видит более 7 млн. Рекламных роликов), политической и экономической пропаганды не всегда соблюдают "технику психологической безопасности". Иногда повышение конфликтности закладывается в стратегию материала. Иногда агитация, противоположная по содержанию, порождает конфликты мотивов ее слушателей, зрителей, читателей.

Очень красноречиво с этой точки зрения общероссийское социологическое исследование, которое демонстрирует чувства, испытываемые зрителями при просмотре, кажется, неконфликтных информационных телевизионных передач. Самые распространенные чувства – чувства тревоги, неуверенности.

Надо сказать, что воздействие СМИ на сознание человека и на повышение уровня конфликтности и тревожности общества было замечено давно. Но до сих пор программы, содержащие сцены насилия или описание трагических происшествий считаются более ценными с точки повышения рейтинга (и. кстати сказать, ошибочно!). Насилие превалирует в 8 из 10 передач. За 1 час на экране появляется 5-6 эпизодов насилия. Больше всего сцен насилия содержат мультфильмы: 18 сцен насилия в час! К 12 годам среднестатистический подросток успевает увидеть 100.00 сцен насилия, и не без любопытства.

Интересное  исследование провели Леонард Эрон и Роуэлл Гусман.

Сначала они  обнаружили стойкую зависимость  между просмотром сцен насилия по телевидению и агрессивным поведением восьмилетних мальчиков; по истечении примерно одиннадцати лет они заново вернулись к исследованию 211 молодых людей из числа своих бывших испытуемых и обнаружили: те из них, кто в детстве видел больше сцен насилия на телеэкране, стали более агрессивными и предпочитали силовую модель решения конфликтов. Результаты дальнейших многочисленных исследований показали, что связь между просмотром телепередач, содержащих сцены насилия, и последующей агрессией неоспорима. Более того, просмотр таких передач ведет не только к росту агрессивности у части зрителей, но и вызывает своего рода онемение чувствительности у людей, сталкивающихся с проявлением агрессии в повседневной жизни.

СМИ оказывают  мощное воздействие на формирование у всех людей установок, влияющих на их поведение в конфликтных  ситуациях; влияют на понимание и оценку конфликтов самими конфликтологами,  руководителями, политиками; помогают формировать у людей, начиная с детства, стереотипы  конструктивного поведения в проблемных ситуациях социального взаимодействия. Позже мы подробнее остановимся на роли СМИ в нарастании конфликтности общества и о функциях журналистики, связанных с решением этой проблемы. 

 

2. История отечественной конфликтологии

Первые отечественные  публикации, посвященные проблеме конфликта, появились в начале 20-х годов. В них проблема конфликта впервые выделяется как самостоятельная, в названиях работ появляется само понятие "конфликт" и его производные. Как самостоятельная наука конфликтология в России существует с начала 90-х годов. Первая работа в данной области была опубликована в 1924 году. Ее написали П.О. Гриффин и М.И.Могилевский. Она носила в большей степени социологический характер и была посвящена трудовым конфликтам.

По мнению А.Анцупова и А.Шипилова, в истории отечественной  конфликтологии можно выделить несколько периодов.

1 период - до 1924 года. В течение этого периода конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах, запечатленное в философии, религии, литературе, народном творчестве. В этот же период начинают накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, права, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

2 период - 1924-1990 годы. Период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук -  отраслей  конфликтологии. В  это  время  конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух наук (правоведение и социология),  а к концу периода - 11. Интенсивность исследования конфликта постоянно увеличивается.

 Второй период включает 4 этапа:

Первый этап - 1924-1934 гг.

Охватывает  первую  "волну" публикаций.  Появляются работы по проблеме конфликта  в правоведении, социологии, математике, социобиологии.

Второй этап - 1935-1948 гг.

 Характеризуется  практически полным отсутствием  публикаций. Это связано с Великой  отечественной войной и обстановкой  в стране в целом.

Третий этап - 1949-1972 гг.

Ежегодно публикуются  работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии,  педагогике, исторических и политических науках.

Четвертый этап - 1973-1989 гг.

Ежегодно публикуется  не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации.

3 период - 1990 год - настоящее время

Появляются  первые междисциплинарные  исследования,  конфликтология начинает выделяться в  самостоятельную науку, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций  (от 60 до 250),  создаются центры, группы по исследованию и урегулированию конфликтов.

 Итак, библиографический  поиск позволил выделить 11 отечественных  наук, занимающихся  изучением   конфликта: искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политология, правоведение, психология, социобиология, социология и философия. Ведущие позиции в исследовании конфликта занимает психология. С большим отрывом от нее идут социология, политические науки.  Доля других наук не превышает 7 %. Полученные данные показывают, что проблема конфликта носит ярко выраженный междисциплинарный характер. По теме конфликта, рассматриваемого с позиций различных наук, защищено 225 диссертаций, опубликовано около 300 книг.

 У нас  в стране сегодня существует  как минимум две серьезных  организации, спектр интересов  которых находится в области  изучения конфликтов - это Центр  конфликтологии, научно-экспертный  совет по конфликтологии при  Институте социологии РАН в  Москве и Исследовательский конфликтологический центр при Государственном университете С.- Пб, Ассоциация конфликтологов-миротворцев при МГУ. В Ростове-на-Дону недавно создана и зарегистрирована ассоциация конфликтологов - общественная организация «Роза мира». Издается журнал «Конфликт и консенсус».

 

  1. Характеристика основных этапов развития зарубежной конфликтологии

 

Как и в отечественной  конфликтологии, в зарубежной науке  основной вклад в развитие конфликтологических  знаний внесли психологи, социологи  и политологи.

Но существуют несколько обстоятельств, отличающих зарубежную (преимущественно западную) конфликтологию от отечественной. Во-первых, за рубежом теорию конфликта пробовали  создать еще в далеком теперь ХIХ веке. Во-вторых, зарубежная конфликтология представлена значительно более широким спектром подходов к изучаемой проблеме. Только в США конфликтами занимаются десятки исследовательских центров и кафедр в крупнейших университетах. С конца 60-х годов готовятся специалисты уровня бакалавра и магистра по конфликтологии. Издается несколько специализированных журналов. Но, пожалуй, самое главное отличие - западная конфликтология имеет преимущественно прикладной характер.

 

Однако вернемся к трем наукам, изучающим конфликты.

  1. 1. 1. Психология.

В рамках этой науки  условно выделяются два этапа: начало ХХ в. - 50-е гг.; конец 50-х гг. - наше время. В первой половине века конфликт не выделялся как самостоятельный объект изучения. В первой половине века конфликт не выделялся как самостоятельный объект изучения. Психологов интересовали причины и последствия этого явления. На рубеже 50-х - 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену.

Среди направлений  зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине ХХ в. выделяются:

психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, К.Г.Юнг);

социотропное (У. Мак-Дугалл, С.Сигеле и др.);

этологическое (К.Лоренц, Н.Тинберген);

теория групповой  динамики (К.Левин; Д.Креч, Л.Линдслей);

фрустрационно-агрессивное (Л.Берковитц, Д.Доллард, Н. Миллер);

поведенческое (А.Басс, А.Бандура, Р.Сирс);

социометрическое (Д.Морено, Г.Гурвич, Э.Дженигс, С.Додд);

Интеракционистское (Д.Мид, Т.Шибутани, Д.Шпигель).

В настоящее  время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся в следующих направлениях:

теоретико-игровое (М.Дойч);

теория организационных  систем (Р.Блейк, Дж. Мутон);

теория и  практика переговорного процесса (Р.Фишер, Д.Прюитт, Д.Рубин, У.Юри).

2. Социология

Первые попытки  создать  социологическую теорию совершенствования социальной системы, где бы обосновывалась роль конфликта, относятся ко второй половине ХIХ века. В этот период появилась работа английского социолога Герберта Спенсера «Основы социологии», где подчеркивалась мысль об универсальности самого явления.

Приблизительно  в это же время развивалась марксистская теория конфликта, основные тезисы которой заключались в следующем:

  • n   n   глубина конфликта между господствующим и подчиненным классом прямопропорциональна неравномерности распределения в системе дефицитных ресурсов;
  • n   n   вероятность сомнений подчиненных классов в справедливости распределения ресурсов тем более вероятна, чем выше порог осознания ими собственных интересов;
  • n   n   открытый конфликт между господствующим и подчиненным классом тем вероятнее, чем глубже осознание последним незаконности распределения ресурсов;
  • n   n   Поляризация противостоящих классов будет тем сильнее, чем более развита структура политического руководства, которая в свою очередь зависит от идеологической унификации членов коллектива;
  • n   n   Степень насильственности конфликта прямопропорциональна степени поляризации господствующих классов;
  • n   n   Уровень насильственности конфликта определяет уровень структурных изменений системы и степень перераспределения недостающих ресурсов.

Информация о работе Лекции по Конфликтологии