Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:01, курс лекций
Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. О ее необходимости заговорили сразу же после обнародования некоторых данных, показывающих, что орудия уничтожения, используемые в конфликтной ситуации, эволюционизируют куда быстрее, чем возможность человека контролировать эту ситуацию. Выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии К.Лоренц пришел к такому выводу: "Есть все основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития". Однако мы не должны забывать, что конфликт есть нормальное жизненное явление. Не стоит принимать на веру миф о возможности всеобщей гармонии интересов. Стоит, пожалуй, лишь постараться, насколько это возможно, эффективнее использовать его внутреннюю силу, энергию. Этот курс лекций основан на обобщениях некоторых известных конфликтологических концепций, а также на собственных наблюдениях автора. В структуру учебника вошли положения, изложенные в трудах известных отечественных и зарубежных конфликтологов, с именами которых можно познакомиться в разделе "Рекомендуемая литература".
Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки
О.Мандельштам, 1922
Я устал от двадцатого века,
От его окровавленных рек.
И не надо мне прав человека,
Я давно уже не человек 0.
В.Соколов, 1989.
Посмотрим, что напишут поэты о веке ХХI. Р.Льюис и Х.Райф открывают монографию "Игры и решения" словами: «Во всей мировой литературе столкновение интересов было одной из главных тем; возможно, по вниманию, которое ей уделялось, с ней сравнима лишь тема Бога, любви и внутренней борьбы».
И это действительно так. Курьезен, но показателен такой факт: в 48-52 годах в журнале "Театр" шла очень масштабная дискуссия о целесообразности рассмотрения конфликта в художественном произведении. Результат дискуссии - своеобразный лозунг - "Конфликту быть!"
Отразилась проблема конфликта и в народном творчестве в форме многочисленных поговорок и фразеологизмов: "Что за шум, а драки нет?", "Полно браниться, не пора ли мириться?", "Я тебе покажу кузькину мать!" В русском языке с интерпретацией конфликтных ситуаций связано свыше 700 фразеологизмов. Среди них 21.2% имеют ключевое слово "согласие", а 52.7% - "драка".
Последний факт указывает на то, что в разрешении проблемных ситуаций наиболее эффективными до си пор считались методы силового воздействия. Это отражено и в пословицах: "Чем ругаться, лучше собраться и подраться", "Больше дерутся, так смирнее живут" и т.п. В 184 пословица прослеживается прямой призыв к драке: "Горе горюй, а руками воюй!", "Вот тебе раз, другой бабушка даст!" Несколько меньшее количество (157) содержит призыв к миру и согласию: "Замахнись, да не ударь", "Зла за зло не воздавай" и т.п.
Общий анализ русских пословиц и поговорок позволил установить, что 902 из них посвящены проблеме "насилие - согласие". Приоритеты распределились так:24.1% - одобрение насилия 29.6% - осуждение насилия 16.4% - призыв к насилию 9.1% - одобрение мира 4.5% - призыв к миру. В целом в 40.5% пословиц и поговорок насилие одобряется, а в 43.2% одобряется согласие.
Опыт народа
приблизительно одинаково оценивает
эффективность насилия и
Ну а теперь о средствах массовой информации. Они реагируют на конфликты еще более оперативно, нежели искусство, наука, религия, философия. Более того, они не просто отражают конфликты, но и создают их, влияют на процесс их развития, а иногда и прекращают некоторые.
Бытует мнение (да так оно и есть на самом деле), что все войны сегодня выигрываются информационно. Вспомним хотя бы, как по-разному освещались события в Югославии нашими корреспондентами и СМИ стран НАТО.
В последние десятилетия возросла роль СМИ как фактора, определяющего конфликтность людей. Ни для кого не секрет, что многочисленные атаки реклам (за свою жизнь среднестатистический американец видит более 7 млн. Рекламных роликов), политической и экономической пропаганды не всегда соблюдают "технику психологической безопасности". Иногда повышение конфликтности закладывается в стратегию материала. Иногда агитация, противоположная по содержанию, порождает конфликты мотивов ее слушателей, зрителей, читателей.
Очень красноречиво с этой точки зрения общероссийское социологическое исследование, которое демонстрирует чувства, испытываемые зрителями при просмотре, кажется, неконфликтных информационных телевизионных передач. Самые распространенные чувства – чувства тревоги, неуверенности.
Надо сказать, что воздействие СМИ на сознание человека и на повышение уровня конфликтности и тревожности общества было замечено давно. Но до сих пор программы, содержащие сцены насилия или описание трагических происшествий считаются более ценными с точки повышения рейтинга (и. кстати сказать, ошибочно!). Насилие превалирует в 8 из 10 передач. За 1 час на экране появляется 5-6 эпизодов насилия. Больше всего сцен насилия содержат мультфильмы: 18 сцен насилия в час! К 12 годам среднестатистический подросток успевает увидеть 100.00 сцен насилия, и не без любопытства.
Интересное исследование провели Леонард Эрон и Роуэлл Гусман.
Сначала они
обнаружили стойкую зависимость
между просмотром сцен насилия по
телевидению и агрессивным
СМИ оказывают мощное воздействие на формирование у всех людей установок, влияющих на их поведение в конфликтных ситуациях; влияют на понимание и оценку конфликтов самими конфликтологами, руководителями, политиками; помогают формировать у людей, начиная с детства, стереотипы конструктивного поведения в проблемных ситуациях социального взаимодействия. Позже мы подробнее остановимся на роли СМИ в нарастании конфликтности общества и о функциях журналистики, связанных с решением этой проблемы.
2. История отечественной конфликтологии
Первые отечественные публикации, посвященные проблеме конфликта, появились в начале 20-х годов. В них проблема конфликта впервые выделяется как самостоятельная, в названиях работ появляется само понятие "конфликт" и его производные. Как самостоятельная наука конфликтология в России существует с начала 90-х годов. Первая работа в данной области была опубликована в 1924 году. Ее написали П.О. Гриффин и М.И.Могилевский. Она носила в большей степени социологический характер и была посвящена трудовым конфликтам.
По мнению А.Анцупова и А.Шипилова, в истории отечественной конфликтологии можно выделить несколько периодов.
1 период - до 1924 года. В течение этого периода конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах, запечатленное в философии, религии, литературе, народном творчестве. В этот же период начинают накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, права, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.
2 период - 1924-1990 годы. Период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук - отраслей конфликтологии. В это время конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух наук (правоведение и социология), а к концу периода - 11. Интенсивность исследования конфликта постоянно увеличивается.
Второй период включает 4 этапа:
Первый этап - 1924-1934 гг.
Охватывает первую "волну" публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, математике, социобиологии.
Второй этап - 1935-1948 гг.
Характеризуется
практически полным
Третий этап - 1949-1972 гг.
Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии, педагогике, исторических и политических науках.
Четвертый этап - 1973-1989 гг.
Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации.
3 период - 1990 год - настоящее время
Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций (от 60 до 250), создаются центры, группы по исследованию и урегулированию конфликтов.
Итак, библиографический поиск позволил выделить 11 отечественных наук, занимающихся изучением конфликта: искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политология, правоведение, психология, социобиология, социология и философия. Ведущие позиции в исследовании конфликта занимает психология. С большим отрывом от нее идут социология, политические науки. Доля других наук не превышает 7 %. Полученные данные показывают, что проблема конфликта носит ярко выраженный междисциплинарный характер. По теме конфликта, рассматриваемого с позиций различных наук, защищено 225 диссертаций, опубликовано около 300 книг.
У нас в стране сегодня существует как минимум две серьезных организации, спектр интересов которых находится в области изучения конфликтов - это Центр конфликтологии, научно-экспертный совет по конфликтологии при Институте социологии РАН в Москве и Исследовательский конфликтологический центр при Государственном университете С.- Пб, Ассоциация конфликтологов-миротворцев при МГУ. В Ростове-на-Дону недавно создана и зарегистрирована ассоциация конфликтологов - общественная организация «Роза мира». Издается журнал «Конфликт и консенсус».
Как и в отечественной конфликтологии, в зарубежной науке основной вклад в развитие конфликтологических знаний внесли психологи, социологи и политологи.
Но существуют несколько обстоятельств, отличающих зарубежную (преимущественно западную) конфликтологию от отечественной. Во-первых, за рубежом теорию конфликта пробовали создать еще в далеком теперь ХIХ веке. Во-вторых, зарубежная конфликтология представлена значительно более широким спектром подходов к изучаемой проблеме. Только в США конфликтами занимаются десятки исследовательских центров и кафедр в крупнейших университетах. С конца 60-х годов готовятся специалисты уровня бакалавра и магистра по конфликтологии. Издается несколько специализированных журналов. Но, пожалуй, самое главное отличие - западная конфликтология имеет преимущественно прикладной характер.
Однако вернемся к трем наукам, изучающим конфликты.
В рамках этой науки условно выделяются два этапа: начало ХХ в. - 50-е гг.; конец 50-х гг. - наше время. В первой половине века конфликт не выделялся как самостоятельный объект изучения. В первой половине века конфликт не выделялся как самостоятельный объект изучения. Психологов интересовали причины и последствия этого явления. На рубеже 50-х - 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену.
Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине ХХ в. выделяются:
психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, К.Г.Юнг);
социотропное (У. Мак-Дугалл, С.Сигеле и др.);
этологическое (К.Лоренц, Н.Тинберген);
теория групповой динамики (К.Левин; Д.Креч, Л.Линдслей);
фрустрационно-агрессивное (Л.Берковитц, Д.Доллард, Н. Миллер);
поведенческое (А.Басс, А.Бандура, Р.Сирс);
социометрическое (Д.Морено, Г.Гурвич, Э.Дженигс, С.Додд);
Интеракционистское (Д.Мид, Т.Шибутани, Д.Шпигель).
В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся в следующих направлениях:
теоретико-игровое (М.Дойч);
теория организационных систем (Р.Блейк, Дж. Мутон);
теория и практика переговорного процесса (Р.Фишер, Д.Прюитт, Д.Рубин, У.Юри).
2. Социология
Первые попытки создать социологическую теорию совершенствования социальной системы, где бы обосновывалась роль конфликта, относятся ко второй половине ХIХ века. В этот период появилась работа английского социолога Герберта Спенсера «Основы социологии», где подчеркивалась мысль об универсальности самого явления.
Приблизительно в это же время развивалась марксистская теория конфликта, основные тезисы которой заключались в следующем: