Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 05:30, курсовая работа
Проблемы инвестиционной активности несельскохозяйственных компаний в аграрном секторе, которые с конца 90-х гг. начинают самостоятельно заниматься сельским хозяйством, продолжают находиться в центре внимания многих российских ученых, которые пытаются объяснить мотивы этих процессов, проанализировать эффективность деятельности крупных несельскохозяйственных структур в аграрном секторе.
1 ВВЕДЕНИЕ 4
2 ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 6
2.1 Характеристика компаний, по которым проводилось обследование 6
3 МОТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ 9
3.1 Теоретические подходы к объяснению мотивации создания агрохолдингов 9
3.1.1 Вертикальная интеграция 10
3.1.2 Диверсификация бизнеса. 10
3.2 Причины инвестирования в сельское хозяйство по результатам обследования. 12
4 ОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 20
4.1 Земельные отношения 21
4.2 Производственная и инвестиционная и деятельность агрохолдингов 29
5 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АГРОХОЛДИНГОВ 36
6 СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЬНОСТИ АГРОХОЛДИНГОВ 41
7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 44
8 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 51
Накопленный опыт, связанный с деятельностью агрохолдингов показывает, что, как правило, компании приобретают убыточные и мало эффективные сельскохозяйственные предприятия. Этот вывод имеет очень важное значение. Во-первых, он говорит о том, что приобретая хозяйства и инвестируя в них, компании тем самым поднимают общий уровень эффективности сельского хозяйства. Во-вторых, это свидетельствует о том, что агрохолдинги не представляют собой чистые анклавы на данных территориях, а действуют в соответствии и при согласовании этих вопросом с региональной администрацией. Отсюда – возможность разработки и согласования совместных программ, которые бы устроили как региональные власти (программы поддержки аграрного сектора) и сельхозпроизводителей, так и соответствовали бы интересам частного бизнеса, то есть речь идет о достижении баланса интересов.
Первое,
что следует иметь в виду региональным
администрациям это создавать максимально
благоприятные условия для
Так
как банкротства
Первым и основным требованием потенциальных инвесторов будет четкость условий проведения процедур банкротства и торгов в ходе конкурсного производства. Для этого в Программе должны быть максимально ясно и детально прописаны все процедуры, разработаны подробные инструкции всем участвующим в процедурах органам власти.
Кроме того, эти условия должны быть широко освещены в средствах массовой информации, включая Интернет. Также широко должна распространяться информация о сельхозпредприятиях, в отношении которых начато конкурсное производство. При этом такая информация должна содержать не только сведения общего характера, но и данные о потенциальной производительности такого предприятия (например, его урожайность в лучшие годы, сведения о породном составе скота, бонитете почвы, образовательном уровне кадров и т.п.).
Еще одним условием привлекательности сельхозпредприятий для приобретения их целостным производственным комплексом будет наличие земли в конкурсной массе имущества, о чем уже говорилось выше.
Для потенциальных инвесторов также будет интересна информация об общей концепции регулирования АПК области и перспективах развития внутреннего продовольственного спроса.
Исследование показало, что несельскохозяйственные компании в большинстве своем стремились организовать крупное производство: размер земли в обработке у одной компании сильно колеблется от в размеров, соответствующих среднем традиционному сельхозпредприятию до размеров 30 подобных хозяйств. В значительно больших объемах чем средние районные нормы данные компании применяют удобрения, приобретают сельхозтехнику. Агрохолдиги осуществляют долгосрочные инвестиции, несут расходы по подготовке кадров специалистов. В то же время, несмотря на более высокую отдачу производственных факторов в этих компаниях, было бы преждевременным утверждать, что производство в агрохолдингах является высокого эффективным, как с точки зрения использования производственных факторов, так и организации производства и внутрифирменного управления (чрезмерный внутрифирменный контроль).
Эффективность работы агрохолдингов, скорее всего, в целом остается достаточно низкой. Например, генеральный директор одной из крупнейших российских групп компаний «Русагро» Вадим Мошкович в интервью журналу «Прямые инвестиции» отмечал, что «за три года компания «Русагро» инвестировала в сельское хозяйство 24 млн. долларов, тогда как прибыль от вложений за это время составила 32 тысячи долларов. Говорить о том, что сельское хозяйство рентабельно, просто» (2003,17)
Это связано, как с тем, что компании покупают убыточные хозяйства и в краткосрочном плане добиться роста эффективности достаточно трудно; требуется время (по оценкам, минимум 2-3 года), чтобы агрохолдинги повысили свою эффективность, так и отсутствием опыта работы в аграрном секторе. Как правило, сельскохозяйственные подразделения несельскохозяйственных компаний представляют собой жестко вертикально интегрированные в группу компаний структуры, практически лишенные самостоятельности в решении проблем сбыта, регулирования цен, покупки средства производства, распоряжения финансовыми ресурсами, а также даже при принятии управленческих решений. Не исключено, что столь жесткое внутри фирменная организация производства может быть как следствием отсутствия опыта в управлении в таком специфическом секторе экономики, каковым является сельское хозяйство, так и низкой культурой производства в сельхозпредприятиях, которые еще не научились работать в новых условиях, так и той средой, в которой работают агрохолдинги.
Из
этого следует вывод о том,
существует обширный спектр взаимных
интересов как у
Во-первых, речь может идти, например, разработке совместных программ, либо о привлечении агрохолдингов к участию в региональных программах профессиональной переподготовки и реабилитации занятых в сельском хозяйстве и расширения занятости. Качество рабочей силы в сельском хозяйстве остается очень низким: отсутствуют квалифицированные кадры, способные работать с современной техникой, способные работать в формате современно организованного производства. А уровень и качество жизни в селе являются мало привлекательными для молодых кадров дипломированных специалистов. В тоже время, результаты исследования показали, что агрохолдинги, главным образом, используют имеющуюся в сельской местности рабочую силу, неся расходы по подготовке и переподготовке имеющихся кадров. Из этого следует возможность софинансирования подобных программ и проектов.
Во-вторых, речь может идти о совместном участии в разработке и софинансировании совместных программ альтернативной занятости сельского населения. При закрытии сельхозпредприятий первой встающей проблемой является проблема сельской занятости. Практически во всех российских регионах неаграрная сельская занятость практически не развита, а это значит, что каждое сельхозпредприятие – это селообразующее предприятие и основной источник доходов местных жителей. Поэтому ликвидация сельхозпредприятия порождает необходимость параллельного решения проблемы занятости сельского населения, поиска источников доходов на соответствующей территории. В тоже время использование рабочей силы бывших хозяйств в агрохолдингах, которые предлагают сравнительно более высокие условия оплаты, приведет к росту доходов населения и увеличит спрос населения в сельской местности на услуги (парикмахерские, столовые, кафе, другие виды услуг).
В-третьих, решение проблем содержания и поддержания социальной инфраструктуры на территориях ликвидирующихся сельхозорганизаций также возможно на условиях софинансирования. Исследование показало, что агрохолдинги разрабатывают и осуществляют социальные программы (правда, в значительной степени ориентированные на работников компаний), инвестируя свои собственные средства. В подобные инвестициях возможно осуществлять на условиях софинансирования.
Наконец, обследование не подтвердило, что деятельность агрохолдингов создает высокий уровень социальной напряженности в сельской местности, и скрытое сопротивления со стороны местного населения, что отчасти опровергает уже успевший сложиться стереотип отношения к малоизученному явлению. Данные опроса выявили доброжелательно-нейтральное отношений сельского населения к деятельности холдингов. Это обстоятельство также следует иметь в виду как при разработке региональных программ привлечения инвестиций, так и социальных программ развития сельских территорий.