Вертикальная интеграция в продовольственном комплексе России (деятельность агрохолдингов)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 05:30, курсовая работа

Описание работы

Проблемы инвестиционной активности несельскохозяйственных компаний в аграрном секторе, которые с конца 90-х гг. начинают самостоятельно заниматься сельским хозяйством, продолжают находиться в центре внимания многих российских ученых, которые пытаются объяснить мотивы этих процессов, проанализировать эффективность деятельности крупных несельскохозяйственных структур в аграрном секторе.

Содержание

1 ВВЕДЕНИЕ 4
2 ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 6
2.1 Характеристика компаний, по которым проводилось обследование 6
3 МОТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ 9
3.1 Теоретические подходы к объяснению мотивации создания агрохолдингов 9
3.1.1 Вертикальная интеграция 10
3.1.2 Диверсификация бизнеса. 10
3.2 Причины инвестирования в сельское хозяйство по результатам обследования. 12
4 ОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 20
4.1 Земельные отношения 21
4.2 Производственная и инвестиционная и деятельность агрохолдингов 29
5 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АГРОХОЛДИНГОВ 36
6 СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЬНОСТИ АГРОХОЛДИНГОВ 41
7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 44
8 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 51

Работа содержит 3 файла

USAID-Hold.doc

— 848.00 Кб (Скачать)

    Вторым  по популярности способом организации  производства оказалось создание совместных предприятий. Это, на наш взгляд, объясняется  также относительной дешевизной этой процедуры. Совместное предприятие  создавалось на основании подписания договора о добровольном вступлении в компанию с соответствующей передачей пая в уставный капитал.

    В остальных случаях приобретение сельскохозяйственных предприятий  осуществлялось через их включение  в создание нового сельхозпредприятия. На вторичном рынке или у другого частного собственника сельхозпредприятия не приобретались, подобная практика, широко использовавшаяся применительно к несельскохозяйственным предприятиям, в сельском хозяйстве получившая распространение  еще не получила развития, что не исключает ее распространение в будущем.

    Рисунок 13.  Процедура покупки сельхозпредприятия, в % к общему числу ответов

    

Источник: данные опроса

    1. Производственная  и инвестиционная и деятельность агрохолдингов

    Вопрос  о характере использования средств  производства и об инвестиционной активности несельскохозяйственных компаний при организации собственного сельскохозяйственного производства имеет важное значение в нашем исследовании. Мы исходили из предположения о том, что, если компании не осуществляют инвестиций в аграрное производство, не применяют минеральных удобрений, либо объемы внесения удобрений ограничены, не закупают сельхозтехнику, используя старую технику хозяйств, не осуществляют долгосрочных инвестиций, в том числе инвестиций в человеческий фактор то такие компании, скорее всего, не собираются работать в аграрном секторе долгое время. Иными словами, намерение относительно долгосрочного присутствия в секторе проверяется, на наш взгляд, долгосрочным финансированием.

    Показательны  уже данные по внесению минеральных  удобрений компаниями, полученные из ответов на вопросы анкеты. Обращает на себя внимание, что практически у всех компаний объем внесения удобрений в несколько раз превышает средний показатель по Ростовской области: по области он составлял в среднем 37 кг на 1 га д.в; а средний показатель по данным компаний составлял 110 кг на 1 га (Рисунок 14).

    Рисунок 14 Внесение минеральных удобрений под культуры отдельными компаниями, в кг д.в./га

     * - по оси Х – представлены компании

Источник: данные опроса

    Была  отмечена положительная корреляция между объемами внесения удобрений  под культуры и объемом производства пшеницы (был выбран этот продукт, так как на его производстве специализировалась большая часть компаний); коэффициент корреляции = 0,378; в то же время наблюдалась слабая корреляция между себестоимостью производства и объемами внесения удобрений (коэфф.корр.= 0,167).

    Ответы  на вопрос о приобретении сельскохозяйственной техники компаниями для организации  производства показали, что в 71% случаев  компании приобретали новую сельскохозяйственную технику, при этом, число единиц приобретенной  сельхозтехники положительно коррелировало с размером сельхозугодий  в обработке (коэфф. корреляции = 0,602). Кроме того, положительная корреляция была отмечена между числом приобретаемой сельскохозяйственной техники и объемом производства зерна (коэф.корр. = 0,823).

    Одним из наиболее трудных вопросов, с которым сталкиваются несельскохозяйственные компании при организации сельхозпроизводства, оказался вопрос использования рабочей силы. Во многих исследованиях, выполненных в последние годы (см. 2002, 14; 2002, 15), отмечалось, что качество рабочей силы в сельском хозяйстве оказывается крайнее низким: отсутствуют квалифицированные кадры, способные работать с современной техникой и на современно организованном производстве. Уровень и качество жизни в деревни в настоящее время таковы, что молодые квалифицированные кадры не идут работать в сельское хозяйство. Повсеместное распространение воровства, пьянства, недобросовестное выполнение своих трудовых обязанностей, резко снижают результаты производства. С другой стороны, найм внешней рабочей силы, квалифицированных кадров оказывается делом дорогостоящим. Ведь работодатели одновременно должны решать и социальные проблемы обустройства  специалистов в деревне, что также требует очень больших затрат. И наконец, при привлечении внешней рабочей силы существует опасность обострения социальных конфликтов в сельской местности, поскольку привлечение внешней рабочей силы означает одновременное высвобождение из производства ранее занятой рабочей силы, а следовательно рост безработицы, усиление маргинализации традиционных занятых в сельхозпроизводстве.

    По  данным анкетного опроса, основная часть компаний делает ставку (во всяком случае на момент проведения опроса) на имеющуюся в месте организации  сельскохозяйственного производства рабочую силу. Это подтверждают данные о том, что от 50 до 100% используемой компаниями в сельском хозяйстве рабочей силы являлись одновременно владельцами полученных компаниями в пользование земельных паев. Кроме того, на прямой вопрос об использовании внешней рабочей силы только в 14% случаев компании ответили положительно; при этом они также основную часть потребности в рабочей силы покрывали за счет  местных кадров.

    Таким образом, компании-респонденты сделали  свой выбор в пользу имеющейся  в месте организации производства рабочей силы. Скорее всего, в настоящее время это наименее затратный и рисковый способ использования данного производственного фактора. В тоже время, потребность в квалифицированной, а также добросовестной рабочей силе сохраняется. Для решения этой проблемы компании ориентировались на повышение квалификации и мотивации труда занятых на их производстве. Более половины компаний (64%), отвечавших на вопросы анкеты, инвестировало в подготовку и привлечение кадров для сельхозпроизводства. К основным формам подготовки кадров для производства относились обучение специалистов на краткосрочных курсах, оплата обучения учащихся в вузах, специальная программа тестирования для отбора трудолюбивых и дисциплинированных работников; в качестве повышения мотивации к работе в агрохолдингах использовалось предоставление жилья и других социальных льгот.

    Рисунок 15. Формы инвестирования в подготовку и привлечение кадров для работы в холдингах, в % к общему числу ответов 

      

    * - программа отбора трудолюбивых  и дисциплинированных работников

Источник: данные опроса

    Вопрос  о долгосрочных инвестициях компаний (вложения в строительство и реконструкцию зданий и сооружений) показал, что в период с 1999 по 2001 гг. основная часть компаний - 79% осуществляла инвестиции в реконструкцию зданий и сооружений. Это косвенно свидетельствует об их долгосрочных намерениях работать в сельском хозяйстве. В 21% случаев компании отметили, что они не осуществляли долгосрочных инвестиции в указанный в анкете временной интервал. Поскольку основная часть компаний, давших отрицательный ответ, была образована до 1999 г., мы позволим себе предположить, что, скорее всего, капитальные инвестиции были сделаны ими ранее 1999 г. – отсюда отрицательный ответ на вопрос анкеты. В пользу нашего предположения косвенно также может говорить намерение этих компаний в будущем расширять площади земель в обработке. Хотя, с другой стороны, по результатам опроса, компании, которые не осуществляли долгосрочных инвестиций, также и не приобретали сельскохозяйственную технику, что может означать нежелание осуществлять крупные инвестиции в производство.

    В целом, данные опроса свидетельствуют о том, что компании увеличили использование факторов производства – удобрений, закупку сельхозтехники для производства, осуществляют долгосрочные инвестиции, заинтересованы в привлечении квалифицированных кадров работников и финансируют программы по привлечению специалистов.

    Однако  рост использования производственных факторов в процессе производства еще  не дает представления об эффективности  их использования. Для ответа на последний  вопрос нами было построено несколько  парных регрессий, выполненных по анкетным данным. Хотя данные опроса и охватывают один временной период(кросс-секторных анализ), поскольку набор и объемы используемых компаниями факторов производства существенно различались, то и их воздействие на результаты производства оказывались разными, что делает интересным результат.

    В качестве зависимой переменной Y был взят объем производства компаниями пшеницы (в тыс. тонн). Выбор продукта был обусловлен тем, что компании-респонденты были, как правило, многопрофильными, но практически все они кроме одной, (она была исключена из выборки) производили пшеницу. В качестве независимых переменных последовательно брались данные о производственных факторах: Land - размеры сельхозземель в обработке (тыс. га); Fertil – объемы внесения удобрений под культуры (в кг на га); PAYPR – стоимость аренды земельного пая – в рублях за гектар из расчета, что средний пай в Ростовской области составлял около 12 га; COST – себестоимость производства пшеницы в рублях за 1 тонну; использование сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственном производстве AGROMASH – в единицах.

    При этом, мы делаем ряд допущений: первое допущение - что вся приобретаемая  сельхозтехника использовалась внутри компаний для собственного сельхозпроизводства  и компании не предоставляли услуг, связанных с использованием техники, на сторону. Это допущение основано на том, что не было обнаружено корреляционной связи между количеством приобретаемой компаниями сельхозтехники и предоставлением ими услуг другим сельхозпредприятиям, связанных с использованием техники. Ряд компаний действительно предоставлял сельхозтехнику на условиях финансового лизинга – 7% ответов, на условиях оперативного лизинга – 21% ответов, и услуг по обработке земли – 36% ответов. Но зависимости между этими видами услуг, которые предоставляли компании, и приобретением новой сельхозтехники, не обнаружено. Это позволяет предположить, что обновление парка сельхозтехники осуществляется компаниями исключительно для собственных нужд, а внешние услуги по использованию техники носят, скорее всего, эпизодических характер.

    Второе  допущение – у нас отсутствовали  данные по размеру посевных площадей под пшеницей, для целей исследования было решено, что под пшеницей было занято в среднем 75% земли. Мы исходили из того, что земли под подсолнечником, если они использовались, (по постановлению главы администрации области) не могут составлять более 20-25% в структуре севооборота отдельных компаний.

    Для парных регрессий были взяты логарифмические  значения как зависимой и так  и независимой переменных.

    Расчет  парных регрессий позволили получить только три значимые регрессии, которые  приведены в (Таблица 2).

    Таблица 2 Результаты парных регрессия, выполненных по данным анкеты (N=13)

Объем производства (пшеницы)

LNWHEATPR

Приобретено сельхозтехники

LNAGRMASH

LNWHEATPR =1.9235+0.479 LNAGRMASH

(Р=0,0143)

(t=2.906)

R2=0.430

  Площадь земли  в обработке

LNLAND

LNWHEATPR =1.2569+0.691LNLAND

(Р=0,0601)

(t=2.095)

R2=0.285

  Себестоимость производства

LNCOST

LNWHEATPR = 0.118 + 1.21*LNCOST

(Р=0,036)

(t=2.416)

R2=0.368

Источник: данные исследования

    Попытаемся  сделать некоторые выводы, полученные из парных регрессий. Во-первых, во всех случаях достаточно низкий коэффициент  детерминации говорит о более  значимом влиянии других факторов на результаты производства. Это заключение справедливо, но небольшое число наблюдений не позволило построить регрессионную зависимость от нескольких переменных.

    Следующий вывод говорит о том, что на результат производства в данной группе агрохолдингов оказали влияние только три фактора (см. данные Таблица 2), тогда как такие факторы, как внесение удобрений под культуры, а также стоимость земли в аренде оказались незначимыми. Незначимой оказалась и зависимость размера земли в обработке от стоимости аренды земли. Это подтверждает данные о низких ставках аренды земли, и то, что для компаний расходы по аренде земли не являются лимитирующим фактором при решении вопроса о расширении земли в обороте.

    Отдача  от использования в производстве такого фактора как сельскохозяйственная техника оказала значимое влияние  на результат производства, хотя эластичность производства по данному параметру оказалась небольшой e=0,48. Отдача такого фактора как земля в производстве имела более высокую эластичность e=0.69. Из этого можно заключить, что в компаниях отдача от использования более экстенсивного фактора оказывается выше, по сравнению с использованием интенсивных факторов. Из этого следует, что либо имеет место недоиспользование сельскохозяйственной техники, либо техника используется не достаточно эффективно. В тоже время исследование рынков факторов производства, проводимое в настоящее время в лаборатории аграрной политики, показало, что, как правило, в крупных сельхозпредприятиях имеется избыток сельскохозяйственной техники, то есть сельскохозяйственная техника не является лимитирующим производственным фактором.  Правда, это заключение делалось в целом, по крупным сельхозпредприятиям, а не по сельхозпредприятиям, в составе агрохолдингов, мы же изначально предполагаем, что в агрохолдингах сельскохозяйственная техника используется более эффективно. Полученные коэффициенты регрессии не дает основания делать подобное заключение. Зависимость производства от стоимостного показателя, каковыми являются удельные издержки, дает высокий показатель эластичности e=1.21, что говорит о более высоком приросте производства при увеличении издержек на один процент, то есть свидетельствует, о более высокой отдаче совокупности производственных факторов. Мы можем сделать осторожный вывод о достаточно более высокой эффективности производства в этих конкретных агрохолдингах. Не исключено, однако, что более высокая отдача факторов могла быть связана с улучшением управления в данных компаниях. То есть, более чем пропорциональный рост производства был вызван улучшением менеджмента, а увеличением использования факторов производства.

Интегр_в_агрокомп_РФ_только_текст.doc

— 588.00 Кб (Скачать)

Минусы и плюсы вертикальной интеграции.doc

— 93.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Вертикальная интеграция в продовольственном комплексе России (деятельность агрохолдингов)