Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Орловской области на современном этапе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в экономической жизни региона.
Основными задачами являются:
Рассмотреть территориальные и отраслевые особенности малого предпринимательства и его значения для экономики страны и региона;
Провести анализ состояния малого бизнеса на примере Орловской области;
Рассмотреть возможные варианты стратегии и тактики маркетинга малого бизнеса;
Рассмотреть инфраструктуру, направления и формы поддержки малого предпринимательства на примере Орловской области областях.
Введение 2
1. Значение малого предпринимательства в реформировании экономики страны и региона. 4
Исторические аспекты развития малого предпринимательства в современной России 5
Отраслевые особенности малого предпринимательства 10
Территориальные особенности малого предпринимательства. 20
Значение малого предпринимательства в экономике страны 25
2. Анализ современного состояния малого бизнеса в регионе. 29
3. Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства. 38
4. Стратегия и тактика маркетинга в малом бизнесе. 47
Планирование маркетинговой деятельности 49
5. Направления и формы поддержки малых предприятий. 56
Финансово-кредитная поддержка 59
Нормативно-правовая поддержка 65
Имущественная поддержка 69
Информационная поддержка 70
Заключение 73
Список использованной литературы 76
В
нашем регионе среди
-
предварительная экспертиза проектов
нормативных актов местного
- разработка нормативно-правого акта, устанавливающего порядок конкурсного отбора организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и осуществляющих поддержку в области подготовки и переподготовки кадров;
- разработка нормативно-правого акта, устанавливающего порядок субсидирования субъектам малого и среднего предпринимательства затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченных в кредитных организациях;
- разработка нормативно - правого акта, устанавливающего порядок конкурсного отбора проектов некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства города Орла;
-
разработка нормативно-правого
Следующая важная форма поддержки малого и среднего предпринимательства - имущественная поддержка. Имущественная поддержка - одна из самых реальных мер помощи малому и среднему бизнесу. Статья 18 Закона № 209-ФЗ «Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства» гласит о том, что «оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям… осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению».
К методам имущественной поддержки относятся: предоставление на конкурсной основе в аренду и приобретение в установленном порядке нежилых помещений и земельных участков; передача малому предприятию оборудования и технологии в лизинг через соответствующую лизинговую компанию; создание бизнес-инкубаторов и технопарков. Более подробно о биснес-инкубаторе и технопарке в Орловском регионе было описано в Главе 3 настоящей курсовой работы.
Правительством был принят федеральный закон, предоставляющий преимущественное право выкупа помещений для малых и средних предприятий – арендаторов. В 73 регионах в развитие данного Федерального закона приняты законы, установившие предельные значения по площади и сроку рассрочки оплаты приобретаемого имущества. В Орловском регионе увеличен с 3 до 5 лет срок выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также увеличена площадь выкупаемого имущества до 2000 кв.м. Начато формирование региональных и муниципальных перечней имущества для предоставления в аренду. Помещения, включенные в такой перечень, будут предоставляться на долгосрочной основе и по льготной ставке аренды.36
Одной из важнейших составляющих имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства является развитие лизинга. По договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести у продавца в собственность указанное лизингополучателем имущество и предоставить его последнему за плату во временное владение и пользование. Отношения сторон в данном случае регулируются статьями 665 и 666 Гражданского Кодекса РФ и Федеральным законом от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ.
Поддержка
малого бизнеса - это не только законодательное
сопровождение бизнеса, финансовая
и имущественная помощь, но и информационная
поддержка. И в этой связи наибольший
интерес вызывают такие проблемы, как
соотношение государственных и частных
информуслуг, проблемы платности и бесплатности
информации для бизнеса, проблемы контента
в сфере информационной поддержки предпринимательства.
Статья 19 Закона № 209-ФЗ «Информационная
поддержка субъектов малого и среднего
предпринимательства» гласит о том, что
« оказание информационной поддержки
субъектам малого и среднего предпринимательства
и организациям, образующим инфраструктуру
поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства, осуществляется
органами государственной власти и органами
местного самоуправления в виде создания
федеральных, региональных и муниципальных
информационных систем и информационно-
Малому бизнесу, который превращается в очень серьезный сектор экономики, очень необходима предметная, достоверная, доступная и системная информации. Обеспечение всесторонней информационной поддержки должно стать ядром государственной политики по развитию малого и среднего бизнеса. Она должна быть организована так, чтобы предприниматели получали достоверную, системную информацию, в реальном масштабе времени. В существующие и уже действующие законы, например, часто вносятся поправки, но предприниматели об этом или не знают, или узнают через большой промежуток времени. Это наносит ущерб их бизнесу.
Инструменты и методы информационной поддержки малого предпринимательства постоянно меняются. Все в большей степени это связывается с Интернетом и реализуется через Интернет - с использованием его технологических возможностей. В Российской Федерации существует немало интернет-порталов поддержки предпринимательства: портал правовой поддержки предпринимателя (www.businesspravo.ru) , портал инвестиционной поддержки предпринимательской деятельности (www.investmarket.ru), информационный портал поддержки участия малого бизнеса в государственном заказе (www.statetenders.ru), Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса (www.ra.siora.ru). Беда в том, что далеко не все знают о существующих информресурсах и умеют ими пользоваться. Особенно не хватает у нас информации об информации. Сегодня надо подумать о том, как продвигать те информресурсы, которые есть, чтобы о них узнало как можно больше пользователей.
Но также важным фрагментом
информационного обеспечения
В нашем регионе предусмотрено предоставление услуг субъектам малого предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства по подготовке бизнес-планов и иной необходимой документации для заключения кредитных договоров, договоров лизинга и т.д. Предполагается выделить по 500 тыс. рублей ежегодно.
Предусмотрено оказание услуг по подготовке и переподготовкой кадров, проведение семинаров, направленных на повышение профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально-незащищенным группам населения, подготовка их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства. Из городского бюджета на это будет выделено с 2009 по 2011 год 600 тыс. рублей.
И все же необходимо отметить, что информационная, консультационная поддержка малого и среднего предпринимательства на уровне городов и районов области также не получила достаточного развития.
Итак, отметим, что проблема информационного обеспечения, как самостоятельного вида обеспечения бизнеса, действительно сложна и многомерна. Информационное обеспечение важно как инструмент, как средство ведения собственно бизнеса и снижения его издержек. Главная ставка и главное ожидание от новых технологий - снижение издержек на бизнес, обеспечение устойчивого положения компаний в условиях острой конкуренции.
Общая цель развития экономики, в том числе и малого бизнеса, - это создание нормальных условий для жизнедеятельности населения. В условиях кризиса российской экономики значение малых предприятий возрастает в силу того, что они призваны значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья; приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов, ускорить развитие конкуренции, оптимизировать размещение производительных сил.
В данной курсовой работе мы охарактеризовали малое предпринимательство в России, выделили отраслевые и территориальные особенности малого предпринимательства, обозначили основные его преимущества и недостатки, изучили вопросы поддержки и развития малого и среднего бизнеса в условиях финансового кризиса, рассмотрели существующие направления и формы по его поддержке. Малый бизнес обладает рядом преимуществ в социально-экономическом плане. Современная экономика характеризуется сочетанием крупных корпораций и большим количеством предприятий малого бизнеса, которые играют значительную роль в функционировании всей системы.
Вопросы развития малого предпринимательства, создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малых компаний освещены в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» N 209-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Во второй главе курсовой работы мы подробно рассмотрели малое и среднее предпринимательство в Орловском регионе, а именно следующие показатели: количество зарегистрированных малых предприятий; оборот и основные сферы деятельности малых предприятий. Отметили, что почти половина предприятий занята торговлей. Цель руководства области - мотивировать малый бизнес на организацию собственного производства с учетом задач инновационного развития. А это - прямой путь к расширению мощностей предприятий, то есть к созданию устойчивого среднего бизнеса.
Как показали проведенные в данной курсовой работе исследования, достигнутый к настоящему времени уровень развития малого бизнеса в Орловской области недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса и предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников доходов за счет предпринимательской деятельности у экономически активного населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней. Поэтому региональная политика по развитию малого предпринимательства должна формироваться исходя из цели активизации роли малого предпринимательства в решении задач социально-экономического развития и совершенствования структуры региональной экономики (рост количества субъектов малого предпринимательства, численности занятых, доли малых предприятий в валовом региональном продукте, прогрессивные сдвиги в отраслевой структуре).
. Всё это не позволило Орловской области войти в число регионов-лидеров по уровню развития малого предпринимательства38.
Необходима дифференциация мер государственной поддержки для начинающих предпринимателей и действующих малых предприятий. Для первой категории особое значение имеют проблемы профессиональной подготовки, микрофинансирования, административных барьеров, связанных с регистрацией и лицензированием, внешних консультационных услуг, производственных помещений, которые должны решаться с помощью мер государственной поддержки. Действующие субъекты малого предпринимательства нуждаются в привлечении инвестиционных и финансовых ресурсов на рынке, доступе к поставкам продукции для государственных нужд, лизинге оборудования, установлении долгосрочных субподрядных отношений с крупными предприятиями, информации о рынках и технологиях, обучении персонала, устранении препятствий в межрегиональном обмене .
В предстоящее десятилетие региональные органы власти должны продемонстрировать заинтересованность в использовании потенциала малого предпринимательства для решения стратегических задач социально-экономических преобразований в соответствии с основными региональными интересами и создать условия, обеспечивающие устойчивый рост и структурное совершенствование этого сектора экономики, повышение его эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.
Информация о работе Отраслевые и региональные особенности функционирования малых предприятий