Отраслевые и региональные особенности функционирования малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Орловской области на современном этапе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в экономической жизни региона.

Основными задачами являются:

Рассмотреть территориальные и отраслевые особенности малого предпринимательства и его значения для экономики страны и региона;
Провести анализ состояния малого бизнеса на примере Орловской области;
Рассмотреть возможные варианты стратегии и тактики маркетинга малого бизнеса;
Рассмотреть инфраструктуру, направления и формы поддержки малого предпринимательства на примере Орловской области областях.

Содержание

Введение 2
1. Значение малого предпринимательства в реформировании экономики страны и региона. 4
Исторические аспекты развития малого предпринимательства в современной России 5
Отраслевые особенности малого предпринимательства 10
Территориальные особенности малого предпринимательства. 20
Значение малого предпринимательства в экономике страны 25
2. Анализ современного состояния малого бизнеса в регионе. 29
3. Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства. 38
4. Стратегия и тактика маркетинга в малом бизнесе. 47
Планирование маркетинговой деятельности 49
5. Направления и формы поддержки малых предприятий. 56
Финансово-кредитная поддержка 59
Нормативно-правовая поддержка 65
Имущественная поддержка 69
Информационная поддержка 70
Заключение 73
Список использованной литературы 76

Работа содержит 1 файл

Kursovik_1.doc

— 762.50 Кб (Скачать)

     Имеются и другие формы государственной поддержки малого предпринимательства: обеспечение госзаказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемые в отсталых областях со слаборазвитой промышленностью, и другие.13

     Развитие малых предпринимательских форм происходит сейчас в посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капитальных вложений – торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой – монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.14

     В 80-х гг. ХХ века к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., 1993 г., в 1995 г. Последние изменения были приняты 24 июля 2007 года. В этот день был принят Федеральный закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ (с изменениями от 18 октября 2007г., 22, 23 июля 2008 г.). К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

     1) для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

     2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

     а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

     б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек;

     3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.15

Территориальные особенности малого предпринимательства.

    Для экономики в целом деятельность малых предприятий является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

    По  мнению зарубежных экономистов, стабильность рыночной системы обеспечивается уже  тогда, когда 20-30% граждан страны имеют  собственное дело. В развитых странах малый бизнес составляет основу среднего класса – влиятельной общественной страты, объединяющей 60-80% населения.

    Особенно  важны малые предприятия для  регионов, так как, работая в основном на местных рынках, они способствуют решению целого ряда социально-экономических проблем, прежде всего занятости и увеличения доходов населения. Кроме того, и это немаловажно, они создают более благоприятные условия для регулирования региональной экономики, так как в большей степени зависимы от региональных и местных администраций, чем крупные и средние предприятия.

    Поэтому рассмотрение региональных особенностей развития малого предпринимательства  в России на сегодняшний день представляется актуальным.

    В каждом регионе предпринимательство  развивается по-своему, в зависимости от физико-географической структуры, экономической составляющей, политико-административной структуры, этнической, социокультурной, правовой и политической составляющих региона.

    Основные  факторы, которые определяют региональную специфику развития малого бизнеса в России, связаны с социальными, экономическими и экологическими проблемами.

    Первую  группу факторов составляют:

    – демографические (естественный прирост  населения, старение, смертность, миграция, перенаселенность, наличие беженцев и переселенцев, социально-психологический микроклимат, национальный состав мигрантов, половозрастные особенности);

    – национально-этнические (условия выживания, социальная обеспеченность и защищенность традиций, особенности исторически  сложившегося уклада жизни);

    – социальные (уровень развития социальной инфраструктуры, курортно-рекреационного хозяйства, возможности для отдыха, мобильность населения, условия  жизни, условия для переподготовки кадров, смены профессии и повышения  квалификации);

    – продовольственное обеспечение (возможности местного производства, наличие свежих продуктов, сезонный или постоянный характер поставки продуктов, нормы потребления продуктов, темпы удорожания жизни, уровень развития аграрного сектора);

    – особенности расселения (наличие  крупных, средних и малых городов, удобных транспортных связей, уровень развития инфраструктуры, характер освоения региона, степень интенсивности взаимоотношений между населенными пунктами, преимущественные факторы размещения промышленных, сельскохозяйственных и других объектов);

    – уровень развития сферы государственного и регионального социального  регулирования.

    Наряду  со многими проблемами, проблема безработицы, именно та, в решении которой малое  предпринимательство может играть важную роль. Среди мер по борьбе с безработицей нужно предусматривать меры по стимулированию притока в регионы частных отечественных и иностранных инвестиций, расширению программы переобучения работников, в том числе с привлечением различных школ бизнеса, а также по формированию рынка жилья, как условия перемещения рабочей силы из регионов с высоким уровнем безработицы.

    Важной  предпосылкой развития предпринимательства  в регионах России является здоровый социально-психологический климат и соответствие мотивационных установок  формирующемуся рынку труда. Все это находится в прямой зависимости от формы производственной деятельности, ведомственной политики, движения кадров, степени криминализации, уровня профессиональных качеств, уровня развития потребностей, отношения к инновациям, желания осваивать новые профессии и специальности и т.д.

    Второй  блок факторов, которые влияют на специфику  регионального развития предпринимательства  в России, связан с решением экономических  вопросов. В частности, на укрепление экономического федерализма и создание условий для развития частного сектора должна быть направлена государственная политика по формированию новой территориальной организации хозяйства России (включая региональные союзы, ассоциации предпринимателей). В настоящее время принципиально меняются принципы специализации районов в территориальном разделении труда: вместо достижения максимального общегосударственного эффекта все шире используется критерий удовлетворения рыночного спроса и конкурентоспособности предприятий различных регионов.

    В этих условиях преимущество получают районы с развитой инфраструктурой, расположенные рядом с устойчивыми рынками сбыта, которые имеют квалифицированные кадры,- Центральный, Северо-Западный, Поволжский, Волго-Вятский и Уральский экономический регионы. В то же время сокращается численность конкурентоспособных предприятий в северных и восточных районах. Здесь рентабельными и конкурентоспособными остаются в основном добывающие отрасли и энергоемкие производства, связанные с переработкой минерального сырья и леса.

    Третья  группа факторов, которые оказывают влияние на территориальное развитие предпринимательства, связана с воздействием экологических условий на воспроизводство природных ресурсов, поддержание нормативного экологического состояния на процессы предпринимательства. Сырьевая направленность развития экспорта обусловила нарушения, например, в зоне Севера, эколого-экономического равновесия. Так, в районах нефтегазодобычи и лесоперерабатывающих комплексов наибольшему экологическому ущербу подвергаются поверхностные воды и земли. При буровых работах распространены случаи значительной вырубки леса, при технологических и аварийных выбросах нефти – загрязнение территории мазутом. Все это, естественно, далеко неположительным образом влияет на природные ресурсы и сокращает территории, на которых ведется хозяйственная деятельность и живут малые народы.

    Определенные  ограничения имеет предпринимательская  деятельность в районах, которые  пострадали от аварии на Чернобыльской  АЭС и от других стихийных бедствий. В таких регионах необходимо ограничивать вывоз леса, сельскохозяйственной продукции, строительных материалов, при этом контролировать их пригодность для использования в хозяйственной деятельности. Предпринимателей нужно ориентировать на производство экологически чистой продукции, различных приборов, которые позволяли бы контролировать степень загрязнения окружающей среды, медицинских приборов контроля за состоянием здоровья населения, на производство приборов для очистки территории воды и т.п.

    Привлекая предпринимателей к хозяйственной деятельности в лесном комплексе, необходимо имеет в виду следующие приоритетные направления:

    · В Европейской зоне России – увеличение в лесном фонде доли хвойных пород, применение рациональных способов рубок, вовлечение в хозяйственный оборот непродуктивных площадей, организация лесосеменного дела на селекционной основе, применение удобрений.

    · В районах Сибири и Дальнего Востока  – ускорение исследовательских  и восстановительных работ в  лесном массиве; ликвидация диспропорций между рубкой и восстановлением леса. Участие отечественных и иностранных предпринимателей в освоении минерально-сырьевого комплекса России невозможно без учета специфических особенностей регионов, в которых они расположены, и без строгого соблюдения договорных отношений, где должны найти отражение основные требования и ограничения хозяйственной деятельности, а также территориальных органов власти. Кроме того, необходимо учитывать возможности инвесторов при разработке как федеральных, так и региональных программ освоения месторождений полезных ископаемых, особенно тех, в которых требуется привлекать технологии, отсутствующие в России.

    Несмотря  на трудности, малое предпринимательство  в России развивается. Но пока сравнение  наших показателей с зарубежными  говорит только о том, что малый бизнес в России лишь в начале долгого пути.

    Шесть малых и средних предприятий  приходится в России на 1 тыс. жителей. В странах ЕС этот показатель достигает 45, в Японии – 49,6, в США – 74.2. Всего  же на сегодняшний день в РФ зарегистрировано 880 тыс. малых предприятий. Более 50% работает в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, около 25% - в Москве. Слабо развит малый бизнес в Дальневосточном (4,8%), Уральском (6,7) и Южном (9,7) округах. 46% российских малых предприятий функционирует в торговле и общественном питании, около 14 – в строительстве, столько же в промышленности.

Значение  малого предпринимательства  в экономике страны

    Малый бизнес может развиваться в любой  сфере и в любом регионе  России, если у человека есть желание  работать, заниматься своим делом, особенно, в том случае, когда он использует те природные ресурсы, которые есть в наличии в том или ином регионе. Большинство людей из-за трудностей нашей российской действительности живут за счет сбора, продажи ягод, грибов, плетения корзин, сбора и продажи урожая со своих садово-приусадебных участков и т.д. То есть берут то, что на поверхности. И таким образом, становятся представителями малого бизнеса. Возможно, что и незаметно для себя.

Информация о работе Отраслевые и региональные особенности функционирования малых предприятий