Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Орловской области на современном этапе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в экономической жизни региона.
Основными задачами являются:
Рассмотреть территориальные и отраслевые особенности малого предпринимательства и его значения для экономики страны и региона;
Провести анализ состояния малого бизнеса на примере Орловской области;
Рассмотреть возможные варианты стратегии и тактики маркетинга малого бизнеса;
Рассмотреть инфраструктуру, направления и формы поддержки малого предпринимательства на примере Орловской области областях.
Введение 2
1. Значение малого предпринимательства в реформировании экономики страны и региона. 4
Исторические аспекты развития малого предпринимательства в современной России 5
Отраслевые особенности малого предпринимательства 10
Территориальные особенности малого предпринимательства. 20
Значение малого предпринимательства в экономике страны 25
2. Анализ современного состояния малого бизнеса в регионе. 29
3. Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства. 38
4. Стратегия и тактика маркетинга в малом бизнесе. 47
Планирование маркетинговой деятельности 49
5. Направления и формы поддержки малых предприятий. 56
Финансово-кредитная поддержка 59
Нормативно-правовая поддержка 65
Имущественная поддержка 69
Информационная поддержка 70
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Имеются и другие формы государственной поддержки малого предпринимательства: обеспечение госзаказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемые в отсталых областях со слаборазвитой промышленностью, и другие.13
Развитие малых предпринимательских форм происходит сейчас в посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капитальных вложений – торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой – монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.14
В 80-х гг. ХХ века к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., 1993 г., в 1995 г. Последние изменения были приняты 24 июля 2007 года. В этот день был принят Федеральный закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ (с изменениями от 18 октября 2007г., 22, 23 июля 2008 г.). К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.15
Для экономики в целом деятельность малых предприятий является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
По мнению зарубежных экономистов, стабильность рыночной системы обеспечивается уже тогда, когда 20-30% граждан страны имеют собственное дело. В развитых странах малый бизнес составляет основу среднего класса – влиятельной общественной страты, объединяющей 60-80% населения.
Особенно важны малые предприятия для регионов, так как, работая в основном на местных рынках, они способствуют решению целого ряда социально-экономических проблем, прежде всего занятости и увеличения доходов населения. Кроме того, и это немаловажно, они создают более благоприятные условия для регулирования региональной экономики, так как в большей степени зависимы от региональных и местных администраций, чем крупные и средние предприятия.
Поэтому рассмотрение региональных особенностей развития малого предпринимательства в России на сегодняшний день представляется актуальным.
В каждом регионе предпринимательство развивается по-своему, в зависимости от физико-географической структуры, экономической составляющей, политико-административной структуры, этнической, социокультурной, правовой и политической составляющих региона.
Основные факторы, которые определяют региональную специфику развития малого бизнеса в России, связаны с социальными, экономическими и экологическими проблемами.
Первую группу факторов составляют:
– демографические (естественный прирост населения, старение, смертность, миграция, перенаселенность, наличие беженцев и переселенцев, социально-психологический микроклимат, национальный состав мигрантов, половозрастные особенности);
– национально-этнические (условия выживания, социальная обеспеченность и защищенность традиций, особенности исторически сложившегося уклада жизни);
– социальные (уровень развития социальной инфраструктуры, курортно-рекреационного хозяйства, возможности для отдыха, мобильность населения, условия жизни, условия для переподготовки кадров, смены профессии и повышения квалификации);
– продовольственное обеспечение (возможности местного производства, наличие свежих продуктов, сезонный или постоянный характер поставки продуктов, нормы потребления продуктов, темпы удорожания жизни, уровень развития аграрного сектора);
– особенности расселения (наличие крупных, средних и малых городов, удобных транспортных связей, уровень развития инфраструктуры, характер освоения региона, степень интенсивности взаимоотношений между населенными пунктами, преимущественные факторы размещения промышленных, сельскохозяйственных и других объектов);
– уровень развития сферы государственного и регионального социального регулирования.
Наряду
со многими проблемами, проблема безработицы,
именно та, в решении которой малое
предпринимательство может
Важной
предпосылкой развития предпринимательства
в регионах России является здоровый
социально-психологический
Второй блок факторов, которые влияют на специфику регионального развития предпринимательства в России, связан с решением экономических вопросов. В частности, на укрепление экономического федерализма и создание условий для развития частного сектора должна быть направлена государственная политика по формированию новой территориальной организации хозяйства России (включая региональные союзы, ассоциации предпринимателей). В настоящее время принципиально меняются принципы специализации районов в территориальном разделении труда: вместо достижения максимального общегосударственного эффекта все шире используется критерий удовлетворения рыночного спроса и конкурентоспособности предприятий различных регионов.
В этих условиях преимущество получают районы с развитой инфраструктурой, расположенные рядом с устойчивыми рынками сбыта, которые имеют квалифицированные кадры,- Центральный, Северо-Западный, Поволжский, Волго-Вятский и Уральский экономический регионы. В то же время сокращается численность конкурентоспособных предприятий в северных и восточных районах. Здесь рентабельными и конкурентоспособными остаются в основном добывающие отрасли и энергоемкие производства, связанные с переработкой минерального сырья и леса.
Третья группа факторов, которые оказывают влияние на территориальное развитие предпринимательства, связана с воздействием экологических условий на воспроизводство природных ресурсов, поддержание нормативного экологического состояния на процессы предпринимательства. Сырьевая направленность развития экспорта обусловила нарушения, например, в зоне Севера, эколого-экономического равновесия. Так, в районах нефтегазодобычи и лесоперерабатывающих комплексов наибольшему экологическому ущербу подвергаются поверхностные воды и земли. При буровых работах распространены случаи значительной вырубки леса, при технологических и аварийных выбросах нефти – загрязнение территории мазутом. Все это, естественно, далеко неположительным образом влияет на природные ресурсы и сокращает территории, на которых ведется хозяйственная деятельность и живут малые народы.
Определенные
ограничения имеет
Привлекая предпринимателей к хозяйственной деятельности в лесном комплексе, необходимо имеет в виду следующие приоритетные направления:
· В Европейской зоне России – увеличение в лесном фонде доли хвойных пород, применение рациональных способов рубок, вовлечение в хозяйственный оборот непродуктивных площадей, организация лесосеменного дела на селекционной основе, применение удобрений.
· В районах Сибири и Дальнего Востока – ускорение исследовательских и восстановительных работ в лесном массиве; ликвидация диспропорций между рубкой и восстановлением леса. Участие отечественных и иностранных предпринимателей в освоении минерально-сырьевого комплекса России невозможно без учета специфических особенностей регионов, в которых они расположены, и без строгого соблюдения договорных отношений, где должны найти отражение основные требования и ограничения хозяйственной деятельности, а также территориальных органов власти. Кроме того, необходимо учитывать возможности инвесторов при разработке как федеральных, так и региональных программ освоения месторождений полезных ископаемых, особенно тех, в которых требуется привлекать технологии, отсутствующие в России.
Несмотря
на трудности, малое предпринимательство
в России развивается. Но пока сравнение
наших показателей с
Шесть малых и средних предприятий приходится в России на 1 тыс. жителей. В странах ЕС этот показатель достигает 45, в Японии – 49,6, в США – 74.2. Всего же на сегодняшний день в РФ зарегистрировано 880 тыс. малых предприятий. Более 50% работает в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, около 25% - в Москве. Слабо развит малый бизнес в Дальневосточном (4,8%), Уральском (6,7) и Южном (9,7) округах. 46% российских малых предприятий функционирует в торговле и общественном питании, около 14 – в строительстве, столько же в промышленности.
Малый бизнес может развиваться в любой сфере и в любом регионе России, если у человека есть желание работать, заниматься своим делом, особенно, в том случае, когда он использует те природные ресурсы, которые есть в наличии в том или ином регионе. Большинство людей из-за трудностей нашей российской действительности живут за счет сбора, продажи ягод, грибов, плетения корзин, сбора и продажи урожая со своих садово-приусадебных участков и т.д. То есть берут то, что на поверхности. И таким образом, становятся представителями малого бизнеса. Возможно, что и незаметно для себя.
Информация о работе Отраслевые и региональные особенности функционирования малых предприятий