Отраслевые и региональные особенности функционирования малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Орловской области на современном этапе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в экономической жизни региона.

Основными задачами являются:

Рассмотреть территориальные и отраслевые особенности малого предпринимательства и его значения для экономики страны и региона;
Провести анализ состояния малого бизнеса на примере Орловской области;
Рассмотреть возможные варианты стратегии и тактики маркетинга малого бизнеса;
Рассмотреть инфраструктуру, направления и формы поддержки малого предпринимательства на примере Орловской области областях.

Содержание

Введение 2
1. Значение малого предпринимательства в реформировании экономики страны и региона. 4
Исторические аспекты развития малого предпринимательства в современной России 5
Отраслевые особенности малого предпринимательства 10
Территориальные особенности малого предпринимательства. 20
Значение малого предпринимательства в экономике страны 25
2. Анализ современного состояния малого бизнеса в регионе. 29
3. Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства. 38
4. Стратегия и тактика маркетинга в малом бизнесе. 47
Планирование маркетинговой деятельности 49
5. Направления и формы поддержки малых предприятий. 56
Финансово-кредитная поддержка 59
Нормативно-правовая поддержка 65
Имущественная поддержка 69
Информационная поддержка 70
Заключение 73
Список использованной литературы 76

Работа содержит 1 файл

Kursovik_1.doc

— 762.50 Кб (Скачать)

    Миссия  Орловской торгово-промышленной палаты состоит в содействии развитию экономики региона и внешнеэкономических связей через поддержку предпринимательства. С этой целью палата осуществляет функции, направленные на формирование современной рыночной инфраструктуры и возрождение традиций Российской деловой культуры. Неотъемлемой частью деятельности ОТПП являются связи с общественностью и органами государственного управления.

    При ОТПП действует «Орелэкспоцентр», создан Третейский суд, сформированы экспертная, информационно-аналитическая, рекламная и PR службы для оказания предприятиям и предпринимателям необходимых им услуг. Члены палаты пользуются льготами при обслуживании, имеют другие корпоративные преимущества. Сложились партнерские отношения с экономическими департаментами областной администрации. Подписаны соглашения о сотрудничестве с администрацией города Орла, Орловской таможней, рядом территориальных ТПП, включая палаты Украины, Белоруссии и Таджикистана, открыто представительство палаты в Германии. ОТПП – член Ассоциации ТПП Центрального Черноземья и Союза ТПП в Центральном федеральном округе.

    Палатой поэтапно осуществляется крупный инвестиционный проект создания Делового информационно-аналитического центра. Он занимается организацией бизнес-миссий, презентаций товаров и услуг, проведением семинаров, сбором и обработкой маркетинговой информации, оснащен оборудованием для записи аудио, видео и текстовых материалов на компакт-диски, их тиражирования. Постоянно поддерживается и актуализируется сайт палаты в Интернет «Бизнес-энциклопедия Орловской области». Ежегодно проводится творческий конкурс среди орловских журналистов, специализирующихся в экономической тематике.

    Палата  является официальным представителем в Орловской области международной  системы штрихового кодирования ЮНИСКАН, тесно сотрудничает с ведущими предприятиями и организациями системы ТПП РФ. Развитие информационного обеспечения товарных рынков, выставочно-ярмарочной и рекламной деятельности происходит в тесной взаимосвязи, как между собой, так и с оказанием экспертных услуг в сфере ВЭД, содействием развитию системы дополнительного делового образования, представительскими полномочиями.

    Структура палаты обеспечивает участие всех членов в управлении ее деятельностью. Таким  образом, палата – динамично развивающийся субъект рыночных отношений, является одновременно и важнейшим институтом гражданского общества. В этой формуле залог ее открытости, партнерского потенциала и саморазвития. 

5. Орловское областное отделение ОПОРЫ РОССИИ

Общероссийская  общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» создана предпринимателями 18 сентября 2002 года (Свидетельство о регистрации общественного объединения Министерством юстиции РФ № 1027746001909 от 10 ноября 2002 года).

Основная цель деятельности ОПОРЫ РОССИИ — содействие консолидации предпринимателей и иных граждан для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации, обеспечивающих эффективное развитие экономики.

Основные  задачи ОПОРЫ РОССИИ

  • защита прав и интересов предпринимателей в их спорах с властью и бюрократическим аппаратом;
  • борьба с коррупцией;
  • введение в практику доступных схем кредитования малого и среднего бизнеса;
  • становление российского среднего класса;
  • поддержка престижа предпринимательской деятельности;
  • создание канала «обратной связи» в отношениях бизнеса и власти.
 

     Значительная часть организаций инфраструктуры оказывает услуги предпринимателям бесплатно. Подавляющее большинство бесплатных услуг - это различного рода информационная и консультационная помощь. Поддержку на льготных условиях оказывает небольшое количество организаций (14,3 %). 23Это консультационная поддержка в области налогообложения, услуги в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, содействия малому бизнесу в организации выставочной деятельности, а также небольшой пласт финансовой поддержки, оказываемый фондами и специальными структурами кредитования малого бизнеса

      Поддержка его со стороны государства должна носить стабильный и комплексный характер, охватывать законодательные, финансовые и организационные меры от федерального и муниципального уровня. Государственные органы должны проводить политику в области развития и поддержки малого предпринимательства, направляя при этом свои усилия на создание и развитие целостной региональной и муниципальной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Стратегия и тактика  маркетинга в малом  бизнесе.

 

    Субъекты  хозяйствования в малом бизнесе  должны постоянно ориентироваться на покупателя и знать ответы на вопросы: что, сколько, какого качества, из чего, где и когда должно быть произведено? Это означает, что малые предпринимательские структуры особенно ограничены по количественным, качественным, пространственным и временным параметрам. Поэтому существует большое многообразие типов маркетинга.

    Маркетинг конверсионный — разновидность  маркетинга. Его характерные черты  — создание и формирование спроса при наличии благоприятных условий  для предложения товаров и  услуг. Целью маркетинга конверсионного является разработка плана мероприятий по преодолению негативного отношения отдельных категорий граждан и предприятий к данному товару и вовлечению их в круг потенциальных потребителей. При этом особенно важна целенаправленная рекламная деятельность, организация разветвленной и доступной сети сервисного обслуживания и ремонта.

    Маркетинг-"микс" (комплекс маркетинга) — набор маркетинговых средств, через которые предприятие стремится воздействовать на спрос, на товар, им производимый. К числу таких средств относят: товар, цену, место и условия продажи, рекламу и стимулирование. Применительно к каждому из указанных элементов маркетинг-"микс" означает:

    • ориентацию на потребителя, изучение его  спроса;

    • формирование ассортимента продукции  и услуг, исходя из потребностей потребителей;

    • гибкую политику ценообразования, удовлетворяющую  всех участников товародвижения, вплоть до конечного потребителя;

    • обеспечение выбора наиболее доступных  и удобных каналов закупок  и продаж;

    • использование различных мер стимулирования и поощрения продавцов и посредников за реализацию, а потребителей — за приобретение продукции данной фирмы. Ремаркетинг необходим тогда, когда начинается падение спроса. В данном случае служба маркетинга находит варианты предотвращения падения престижа товаров на рынке.

    Маркетинг поддерживающий — вид маркетинговой  деятельности предприятия, позволяющий  сохранить достаточный уровень  спроса на товары и услуги в период соответствия спроса предложению как  по объему, так и по структуре. Целью поддерживающего маркетинга является обеспечение сбалансированности спроса и предложения за счет постоянного внимания к тем факторам, которые могут изменить спрос.

    Маркетинг развивающийся — вид маркетинговой  деятельности предприятия по предотвращению потенциального спроса на товары или услуги и реально осуществляемый в условиях, когда у фирмы нет еще конкретного товара, призванного удовлетворять намечаемую потребность.

    Целью развивающегося маркетинга является ориентация маркетинговых усилий на развитие спроса в нужном направлении. Синхромаркетинг используется в тех случаях, когда в силу, например, сезонного потребления ряда товаров возникает необходимость принятия дополнительных мер для стабилизации сбыта и сведения к минимуму колебаний спроса.

    Маркетинг стимулирующий — разновидность маркетинга, направленного, прежде всего, на формирование и стимулирование спроса. Возможны три сферы использования стимулирующего маркетинга:

    · когда потребитель считает, что  данный товар не представляет для  него никакого интереса;

    · когда для товара неправильно  выбран регион продажи; когда потребитель  и рынок не подготовлены к появлению  нового товара.

Планирование  маркетинговой деятельности

    Планирование  маркетинга — это процесс, характеризующий осуществление выбора между несколькими вариантами альтернативных планов.

    К основным задачам планирования маркетинга малых форм хозяйствования относятся:

    • координация усилий деятельности внутрихозяйственных  подразделений фирмы:

    • определение ожидаемого развития факторов внешней среды и готовность к реакции на ее изменение;

    • сведение к минимуму нерациональных действий персонала фирмы при  возникновении непредвиденных ситуаций;

    • обеспечение эффективного взаимодействия между исполнителями.

    При этом различают стратегическое и  тактическое планирование.

    Стратегическое  планирование маркетинга направлено на достижение целей с ориентацией  на эффективное использование материальных, трудовых, финансовых и других средств  предприятия. Разрабатывается стратегическая маркетинговая программа на обозримую перспективу (3-5лет). Программа постоянно корректируется с учетом меняющейся рыночной ситуации. Американская компания "Бостон консалтинг групп" предлагает четыре вида стратегического планирования малых фирм . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 4. Основные виды стратегии малой фирмы

Продукт малой фирмы Подобный продукту крупной фирмы Оригинальный
Форма существования малой фирмы   стратегия
Независящая от крупной фирмы (суверенитет) «Ложный гриб»  стратегия копирования «Премудрый  пескарь» стратегия оптимального размера
Зависящая от крупной фирмы (симбиоз) Стратегия использования  преимуществ крупных фирм «Жалящая пчела» Стратегия участия в продукте крупной фирмы
 

    При выборе малой фирмой стратегии «ложный гриб» упор делается на копирование продукции крупной компании. Налаживаются два варианта ее выпуска:

    • оригинальный, запатентованный вариант - марочный продукт крупного предприятия;

    • копии, подделки под оригинальный товар, выпускаемые малыми фирмами.

    Малые фирмы удешевляют товар за счет отсутствия у них издержек на научно-исследовательские разработки, которые несут крупные компании, выпускающие оригинал.

    Однако  со снижением цены может значительно  снизиться качество копий по сравнению  с марочной продукцией.

    Стратегию оптимального размера «премудрый пескарь» применяют малые субъекты хозяйствования в тех отраслях, где крупное производство неэффективно.

    Прибыль здесь невелика по масштабам крупной  фирмы, а расходы на заработную плату  высокие.

    Если  предпринимательская структура  малого бизнеса придерживается стратегии  оптимального размера, то возможности, ее роста ограничены: малые размеры, которые способствуют ее выживанию в конкурентной борьбе с крупными предприятиями, служат препятствием и к расширению деятельности данного субъекта хозяйствования.

    Множество малых фирм, как жалящие пчелы, заставляют крупные компании «вертеться», избавляясь от мелкого неэффективного производства, что снижает общие издержки крупных предприятий. Для малой фирмы отдельный мелкий элемент хозяйствования — это конечный продукт, а не промежуточный, как для мелкого подразделения крупной компании. Однако субъект малого бизнеса, избравший подобную стратегию, может оказаться в полной зависимости от крупного предприятия. Избежать данной ситуации можно с помощью тактики ограничения доли оборота, приходящегося на одну крупную фирму.

Информация о работе Отраслевые и региональные особенности функционирования малых предприятий