Отраслевые и региональные особенности функционирования малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Орловской области на современном этапе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в экономической жизни региона.

Основными задачами являются:

Рассмотреть территориальные и отраслевые особенности малого предпринимательства и его значения для экономики страны и региона;
Провести анализ состояния малого бизнеса на примере Орловской области;
Рассмотреть возможные варианты стратегии и тактики маркетинга малого бизнеса;
Рассмотреть инфраструктуру, направления и формы поддержки малого предпринимательства на примере Орловской области областях.

Содержание

Введение 2
1. Значение малого предпринимательства в реформировании экономики страны и региона. 4
Исторические аспекты развития малого предпринимательства в современной России 5
Отраслевые особенности малого предпринимательства 10
Территориальные особенности малого предпринимательства. 20
Значение малого предпринимательства в экономике страны 25
2. Анализ современного состояния малого бизнеса в регионе. 29
3. Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства. 38
4. Стратегия и тактика маркетинга в малом бизнесе. 47
Планирование маркетинговой деятельности 49
5. Направления и формы поддержки малых предприятий. 56
Финансово-кредитная поддержка 59
Нормативно-правовая поддержка 65
Имущественная поддержка 69
Информационная поддержка 70
Заключение 73
Список использованной литературы 76

Работа содержит 1 файл

Kursovik_1.doc

— 762.50 Кб (Скачать)

1) Малые предприятия, включая микропредприятия с досчетом на сельскохозяйственные микропредприятия. 

      В городе Орле сформировались целые отрасли муниципальной экономики, в которых малые предприятия осуществляют выпуск основной части продукции. Отраслевая структура малых предприятий в 2007 году свидетельствовала о том, что основное их количество сосредоточено в сфере торговли (49%), сфере материального производства работает 26% малых предприятий и в сфере услуг  (20%). В то же время в Орловской области наблюдалась хорошая динамика развития предпринимательства в производственных секторах экономики, что свидетельствовало о качественном перераспределении приоритетов развития малого бизнеса. Для наглядности данные по отраслевой структуре малых предприятий представлены в виде диаграммы 1. 

 

 

      Малое предпринимательство в строительстве занимает 11,6%  от общего числа малых предприятий. Но тем не менее на сегодняшний день в муниципальном строительстве 97% компаний – малые. Заработная плата в этом секторе экономике составила 10050,9 руб. Данными организациями произведено работ и услуг на 3025,6 млн. руб.

      Малые предприятия с основным видом  деятельности «обрабатывающие производства» занимают 23,4% от общего количества малых предприятий, что составляет ~ 50% от всех предприятий занятых в муниципальном промышленном производстве. Зарплата в расчете на одного работника по итогам 2008 года сложилась в размере 8622,4 руб., что на 25,1% больше, чем в 2007 году. Малые предприятия обрабатывающих производств отгрузили за 2008 год товаров, выполнили работ и услуг собственными силами на 4348,3 млн. руб.

      На  малых предприятиях в сельском хозяйстве  занято 16% от общего числа занятых  в этом виде экономической деятельности. Несомненно, для сельскохозяйственного региона, каковым является Орловская область, это низкий показатель. Отгружено за 2008 год товаров, выполнено работ и услуг собственными силами малых предприятий сельского хозяйства на 1179,8 млн. руб.

      Основным  видом деятельности предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридического лица, в настоящее время является торгово-закупочная деятельность. Почти 100% предприятий в сфере муниципальной торговли – малые.  В обороте общественного питания доля малых предприятий - 60%.

      В объеме платных услуг, оказанных населению, малые предприятия занимают 32%, ими реализовано услуг на 4 034,3 млн. руб., в том числе бытовых – на 1196,5 млн. руб. (83,1% - доля в общем объеме). Доля субъектов малого предпринимательства с видом экономической деятельности «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» составила 16,2% от общего количества субъектов малого бизнеса. Данными предприятиями выполнено работ и оказано услуг собственными силами на 1 715,5 млн. руб., что в 1,3 раза выше уровня 2007 года. Субъектами малого предпринимательства за 12 месяцев 2008 года использовано 1265,8 млн. руб. инвестиций в основной капитал, что в 1,5 раз больше, чем в 2007 году.                     

      В рамках антикризисных мероприятий  была проведена корректировка региональной программы занятости населения, которая предусматривает создание шести тысяч дополнительных рабочих мест на предприятиях малого и среднего бизнеса. Сегодня, в условиях кризиса очень востребована в нашем регионе такая форма организации своего дела, как сельскохозяйственный потребительский кооператив. В Орловской области в течение трех лет реализуется программа развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые начали создаваться достаточно давно, но государственную поддержку стали получать с 2006 года - со времени реализации национального проекта развития АПК. Тогда поддержка впервые была предложена личным подсобным хозяйствам, фермерам, кооперативам. Люди получили возможность взять кредиты. Но, взяв эти кредиты, они столкнулись с проблемой сбыта продукции. И для решения этой проблемы было инициировано создание кооперативов. Сегодня потребкооперативы созданы практически во всех районах области. В 2006 году их было 36, сейчас – более 80. При этом 40 из них работают очень эффективно. «Сейчас очень важно установить контакт с населением, разъяснить людям, что создание и государственная поддержка кооперативов будут продолжаться, невзирая на кризис. Ведь кооператив - это очень хорошая форма хозяйствования, объединяющая сельских тружеников и помогающая выживать в трудные времена».21

      Подводя итоги, следует отметить, что за прошедшие годы малый бизнес развился, сформировался как класс и занял свою достойную нишу в экономике области. Удельный вес налоговых поступлений от субъектов малого и среднего бизнеса в общем объеме собираемых налогов составляет 25%. Малый бизнес и микропредприятия дают порядка 10% Валового регионального продукта, а вместе со средними эта доля приближается к четверти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства.

     Малое предпринимательство в  Орловской  области  играет  важнейшую роль в формировании рыночной экономики.

     Вместе  с тем,  малое  предпринимательство  сталкивается  с  серьезными трудностями, которые препятствуют его дальнейшему росту.

     Поддержка малого предпринимательства со стороны государства должна носить стабильный и комплексный характер, охватывать законодательные, финансовые и организационные меры от федерального до муниципального уровня.

     Одним из основных направлений для развития малого и среднего бизнеса в Орловской области  является создание целостной региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

     Инфраструктура  поддержки малого предпринимательства -  это совокупность государственных, негосударственных общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих  регулирование деятельности предприятий, оказывающих  образовательные, консалтинговые и  другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.

     Общественно, что предоставление гражданам области  юридического права создавать малые  предприятия и располагать определенными  льготами, защита соответствующих прав собственности являются необходимыми, но далеко недостаточными условиями для широкого развертывания предпринимательства, особенно направленного на производство продукции и оказание услуг. Желаемого результата не удается достичь без развитой сети инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Любой начинающий предприниматель после регистрации своего предприятия должен иметь возможность получить кредит (для приобретения оборудования, сырья и материалов) и застраховать его, получить информацию о потенциальных партнерах и рынках сбыта изделий, повысить свою квалификацию, обучить рабочих новым профессиям, организовать реализацию своих изделий в стане и за рубежом. Сегодня почти каждый пункт перечисленных насущных потребностей представляется для новоиспеченного делового человека неосуществимым. Решению этих проблем и должна способствовать развитая инфраструктура государственной поддержки предпринимательства.

      В законе 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» встречается термин «инфраструктура», однако в законодательстве нет определения данного понятия. В литературе под инфраструктурой понимаются разнообразные организации, оказывающие поддержку предприятиям малого бизнеса. Такие организации могут быть разделены на три группы:

      1)  государственные — специализированные комитеты областных и муниципальных администраций, городские центры занятости, городские и областные фонды поддержки предпринимательства и пр.;

      2) некоммерческие — партнерства, ассоциации, союзы предпринимателей, специализированные фонды поддержки, организованные донорскими международными организациями, региональные торгово-промышленные палаты, технопарки, бизнес-инкубаторы и пр.;

      3)  коммерческие — лизинговые, консалтинговые, маркетинговые компании, информационно-аналитические центры, банки.

      Соответственно, услуги, предоставляемые этими организациями, в зависимости от условий их предоставления, делятся следующим образом:

      — бесплатные;

      — платные с льготными условиями  для субъектов малого предпринимательства (МП);

      — платные на общих основаниях (т. е. условия получения услуги одинаковые как для субъектов МП, так и для прочих хозяйствующих субъектов).

      В Орловской области к инфраструктуре органов поддержки малого предпринимательства относят:22

   1. Бизнес-инкубаторы

    Студенческий  бизнес-инкубатор при Автономной Некоммерческой Организации «Технологическая площадка «Центр инновационных предприятий»

      Основные  задачи и направления деятельности:

    • создание условий для коммерциализации научных разработок студентов, аспирантов и молодых ученых вузов, предоставление дополнительных возможностей студентам и аспирантам для участия в проведении НИОКР, направленных на создание продукции и технологий для наукоемкого бизнеса с целью генерации новой волны предпринимателей в области наукоемких технологий. 
    • привлечение студентов и аспирантов к процессу создания, разработки и реализации наукоемкой продукции или технологий. 
    • обучение студентов, аспирантов и молодых ученых вузов управлению малым инновационным предприятием. 
    • предоставление комплексных консультационных и информационных услуг в форме дополнительного образования по вопросам законодательства Российской Федерации и международного права, предпринимательства, научно-технической экспертизы, инновационной деятельности, защите промышленной и интеллектуальной собственности, авторских прав и охраны коммерческой тайны, налогообложения, кредитования, инвестиций. 
    • организация конкурсов на размещение научно-технических проектов. 
    • разработка учебно-методической документации по вопросам инновационного бизнеса. 
    • содействие созданию и развитию малых предприятий в научно-технической сфере. 
    • помощь в организации прохождения стажировок студентов и аспирантов на предприятиях научно-технической сферы, в том числе за рубежом. 
    • проведение конференций, выставок, семинаров по организационным, экономическим и правовым вопросам предпринимательства в научно-технической сфере, в том числе с международным участием.
    • осуществление оперативного взаимодействия с областной и городской Администрациями, Фондом развития и поддержки малого предпринимательства Орловской области, другими российскими и международными фондами и программами. 
    • содействие формированию фондов поддержки научно-технического предпринимательства. 
    • содействие привлечению инвестиций для исследований и разработок, проектов и программ студентов, аспирантов и молодых ученых, обеспечивающих внедрение инноваций. 
    • подготовка к проведению независимой экспертизы проектов и продукции, созданной студентами, аспирантами и молодыми учеными.
    • маркетинговая экспертно-исследовательская деятельность (сбор коммерческой информации о состоянии товарных и иных рынков и их конъюнктуре, прогнозирование тенденций их развития); подготовка экономических обзоров и разработка соответствующих рекомендаций; оказание маркетинговых услуг проектам, размещенным с СБИ. 
    • обучение и переподготовка предпринимателей в научно-технической сфере.  

2.     Технопарк

      Научно-технологический парк «Орел-Технопарк»

     Целью создания ООО "Орел-Технопарк" является необходимость практического внедрения инновационных исследований и разработок, аккумулированных в научно-исследовательских заведениях Орловской области.

     Структура ООО "Орел-Технопарк" включает в  себя

    • Консалтинговый центр
    • Инвестиционный центр
    • Научно-исследовательский центр
    • Обучающий центр
    • Сервисные центры
    • Региональный центр логистики и маркетинга
    • Региональный центр качества

3. Управление занятости населения Орловской области

   Служба занятости совместно с органами исполнительной власти, местного самоуправления осуществляет разработку и обеспечивает реализацию государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей области.

   Основные  направления деятельности:

   участие в разработке территориальной программы  содействия занятости населения  на основе прогнозов рынка труда, экономического и социального развития;

   определение основных направлений развития и  совершенствования профессиональной ориентации, профессионального обучения и психологической поддержки  безработных граждан и незанятого населения области;

   организация работы по содействию занятости населения  в городах и районах области, реализация целевых программ по содействию занятости граждан, особо нуждающихся  в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

   осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению службы занятости, а так же оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании 

4. Торгово-промышленная палата Орловской области

    Орловская торгово-промышленная палата (ОТПП) – негосударственная некоммерческая организация, объединяющая предприятия и предпринимателей Орловской области на основе принципов добровольности, равноправия ее членов и самоуправления. Торгово-промышленные палаты всего мира выступают гарантами надежности деловых отношений. С этой же целью, в октябре 1992 года, на пике рыночных перемен в стране, была создана и ОТПП, являющаяся неотъемлемой частью системы ТПП РФ.

Информация о работе Отраслевые и региональные особенности функционирования малых предприятий