Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Орловской области на современном этапе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в экономической жизни региона.
Основными задачами являются:
Рассмотреть территориальные и отраслевые особенности малого предпринимательства и его значения для экономики страны и региона;
Провести анализ состояния малого бизнеса на примере Орловской области;
Рассмотреть возможные варианты стратегии и тактики маркетинга малого бизнеса;
Рассмотреть инфраструктуру, направления и формы поддержки малого предпринимательства на примере Орловской области областях.
Введение 2
1. Значение малого предпринимательства в реформировании экономики страны и региона. 4
Исторические аспекты развития малого предпринимательства в современной России 5
Отраслевые особенности малого предпринимательства 10
Территориальные особенности малого предпринимательства. 20
Значение малого предпринимательства в экономике страны 25
2. Анализ современного состояния малого бизнеса в регионе. 29
3. Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства. 38
4. Стратегия и тактика маркетинга в малом бизнесе. 47
Планирование маркетинговой деятельности 49
5. Направления и формы поддержки малых предприятий. 56
Финансово-кредитная поддержка 59
Нормативно-правовая поддержка 65
Имущественная поддержка 69
Информационная поддержка 70
Заключение 73
Список использованной литературы 76
— размер средств бюджета самого региона, направляемых на государственную поддержку малого предпринимательства;
— прирост объемов товаров (работ, услуг), производимых на территории региона субъектами малого предпринимательства, в том числе производимых на экспорт и в научно-техническом секторе;
— прирост численности субъектов малого предпринимательства и работников, которые заняты в этой сфере экономики.24
Основными
принципами финансово-кредитной поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства
со стороны государства и
1)
заявительный порядок
2) доступность поддержки для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
3)
равный доступ к участию в
федеральных, региональных и
4) открытость процедуры оказания поддержки: от подачи заявки и ее рассмотрения до окончания целевого использования финансово-кредитных средств;
5)
оценка эффективности
С введением в действие Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» возросла роль финансово-кредитной политики как инструмента государственного управления развитием малого и среднего предпринимательства.
В настоящее время внебюджетными источниками финансирования прямо или косвенно выступают: гарантийные фонды; средства на инвестиции, получаемые в ходе поставки импортного оборудования; на реализацию проектов с последующей передачей оборудования в лизинг; инвестиционные средства на основе предоставления отечественным производителям товарного кредита субъектам малого предпринимательства под гарантию Федерального фонда; средства от выпуска ценных бумаг (векселя, облигации).
Внебюджетным источником финансирования малого промышленного бизнеса, помимо коммерческих банков, явилось частное или спонсорское финансирование. Также одним из вариантов решения проблемы финансирования могут стать создаваемые малыми предприятиями кредитные кооперативы или кредитные союзы.
На прошедшем 22 апреля 2009 г. в Москве Всероссийском форуме по малому и среднему предпринимательству было заявлено, что в 2009 г. на поддержку малого и среднего предпринимательства через систему государственных банков будет направлено порядка 100 млрд руб. 25
В целевой программе «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2009 - 2011 гг.» сказано: «За период реализации предыдущих региональных программ развития и поддержки малого предпринимательства в области разработаны соответствующие рыночным условиям механизмы финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, в том числе и на возвратной основе за счет средств федерального и областного бюджетов, сформированы необходимые для этого структуры. Это позволило значительно расширить возможности малых предприятий по привлечению финансовых ресурсов, а также создать условия для дальнейшего наращивания финансовых средств, предназначенных для этих целей».26
Финансовое
обеспечение Программы
Программа предусматривает перечень мероприятий, финансирование которых составляет в общем объеме 196,85 млн. рублей, в том числе: из областного бюджета – 49,13 млн. рублей (уточняется ежегодно законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год), из федерального бюджета (прогноз) планируется получить 147,72 млн. рублей (таблица 5).
Таблица 5
Объемы финансирования Программы
млн. рублей
Годы | Областной
бюджет |
Федеральный
бюджет
(прогноз) |
ВСЕГО |
2009-2011 гг. | 49,13 | 147,72 | 196,85 |
В том числе: | |||
2009г. | 13,13 | 41,72 | 54,85 |
2010г. | 16,50 | 50,00 | 66,50 |
2011г. | 19,50 | 56,00 | 75,50 |
Департамент экономики Орловской области объявляет конкурс на получение государственной поддержки из областного бюджета в виде грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в размере до 300 тыс. рублей по нескольким номинациям (по направлениям хозяйственной деятельности).
Гранты
предоставляются прошедшим
Также
Департамент экономики
Микрофинансирование как вид финансовой поддержки направлен на частичное решение проблем, связанных с ухудшением ситуации с предоставлением кредитов коммерческими банками. Орловская область выиграла конкурс, проводимый министерством экономического развития на 43,01 млн. рублей на развитие микрофинансирования в соответствие с постановлением №31 МЭР, Орловская область выделяет 10,75 млн. руб. Итого получается сумма в 53,76 млн. руб. 25 июня в конкурсе было выиграно более 12 млн рублей на предоставление грантов начинающим предпринимателям. Около 3 млн. рублей выделит Областной бюджет.27
В области создан Орловский Региональный фонд развития и микрофинансирования малого предпринимательства. 36 орловчан получили кредиты на сумму более 14 млн. рублей. На сегодняшний день фонд выдает займы на сумму до 1 мил., работает с новичками, которые только планируют отрыть собственный бизнес. В дальнейшем Фонд планирует ввод и других видов поддержки. 28
Финансовый кризис требует повышения роли институтов государственного регулирования в размещении и реализации государственных заказов на поставки различных товаров, работ и услуг для различных государственных нужд. Динамика закупок для государственных нужд начиная с 2009 г. растет, постепенно расширяя партнерские контрактные отношения с малым бизнесом. По имеющимся данным, объем закупок с 2001 г. по 2007 г. вырос более чем в 8 раз и составил 42,6% доходной части федерального бюджета и 9,3% ВВП.29 В текущем году в Орле по итогам проведения конкурсных процедур с субъектами малого предпринимательства было заключено более 1000 муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд, что составляет 98 % от общего количества заказов.
На практике участие малых предприятий в качестве поставщиков в государственных закупках на условиях, предусмотренных в нормативных актах, затруднено рядом причин.30Во-первых, несоблюдение установленных для малых предприятий квот участия в государственных закупках. Главным критерием конкурсного отбора является минимальная цена предложения, а ценовой конкуренции предприятия малого бизнеса выдержать не могут. Во-вторых, малым предприятиям не по силам принять риск несвоевременной оплаты поставленной по контрактам продукции, что при слабой финансовой дисциплине государственных заказчиков случается нередко.
Итак, финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Система государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса нацелена на параллельное решение двух основных задач:
1) оказание непосредственной финансовой поддержки хозяйствующим субъектам (малым и средним предприятиям);
2)
стимулирование развития
На
сегодняшний день в Российской Федерации
приняты и действуют ряд
Финансовые
ограничения (выручка) отнесения к
каждой из указанных категорий
В Федеральном законе № 209-ФЗ определена цель по формированию нормативных правовых механизмов и институтов, обеспечивающих создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечению конкурентоспособности МСП, развитию субъектов среднего предпринимательства как основы конкурентной среды, увеличению общего числа действующих субъектов малого предпринимательства, доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте, налоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Также, в Федеральном законе № 209-ФЗ закреплены основные принципы по разграничению полномочий органов власти разных уровней по развитию малого и среднего предпринимательства, обеспечен равный доступ субъектов малого предпринимательства к государственной поддержке, и создан механизм учета мнения представителей предпринимателей при принятии нормативных актов. Органам государственной власти и органам местного самоуправления законом предписано оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства за счет обеспечения деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП: технопарки, центры коммерциализации технологий, технико-внедренческие и научно-производственные зоны.34
Помимо указанного документа существуют и другие нормативные акты о поддержке малых предприятий, но рамки курсовой работы не позволяют подробно остановиться на них.
Сегодня в Орловской области принят областной закон от 10 апреля 2009 г. N 888-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Орловской области»,35 состоящий из 11 статей, определяющих нормативно-правовое регулирование, цели и принципы осуществления государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства, полномочия органов власти, основные положения, связанные с принятием программ развития субъектов бизнеса. Областная государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Областная целевая программа «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2009-2011 гг.» является логическим продолжением предыдущей программы, в рамках выполнения которой удалось оптимизировать нормативно-правовую базу, улучшить финансово-кредитную и имущественную поддержку, значительно активизировать работу по сокращению административных барьеров, улучшить информационное обеспечение предпринимательства.
Информация о работе Отраслевые и региональные особенности функционирования малых предприятий