Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Орловской области на современном этапе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в экономической жизни региона.
Основными задачами являются:
Рассмотреть территориальные и отраслевые особенности малого предпринимательства и его значения для экономики страны и региона;
Провести анализ состояния малого бизнеса на примере Орловской области;
Рассмотреть возможные варианты стратегии и тактики маркетинга малого бизнеса;
Рассмотреть инфраструктуру, направления и формы поддержки малого предпринимательства на примере Орловской области областях.
Введение 2
1. Значение малого предпринимательства в реформировании экономики страны и региона. 4
Исторические аспекты развития малого предпринимательства в современной России 5
Отраслевые особенности малого предпринимательства 10
Территориальные особенности малого предпринимательства. 20
Значение малого предпринимательства в экономике страны 25
2. Анализ современного состояния малого бизнеса в регионе. 29
3. Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства. 38
4. Стратегия и тактика маркетинга в малом бизнесе. 47
Планирование маркетинговой деятельности 49
5. Направления и формы поддержки малых предприятий. 56
Финансово-кредитная поддержка 59
Нормативно-правовая поддержка 65
Имущественная поддержка 69
Информационная поддержка 70
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Содержание
В становлении и развитии социально-ориентированной рыночной экономики немаловажная роль отводится малому бизнесу. Малый бизнес или малое предпринимательство является существенной составляющей и массовой субъектной базой цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемым элементом присущего ему конкурентного механизма.
Предпринимательский характер
В условиях современного
В
настоящее время почти треть
трудоспособного населения
Таким образом, малый бизнес превращается в значительное социально-экономическое и политическое явление, оказывающее многообразное и возрастающее воздействие на все стороны жизни российского общества.
Целью данной курсовой работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Орловской области на современном этапе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в экономической жизни региона.
Основными задачами являются:
Объектом
исследования данной работы является
малое предпринимательство и что делается
органами власти субъектов Российской
Федерации для его развития.
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов экономики, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового внутреннего продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.
Как явствует из самого определения, малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.
Становление и развитие предпринимательской деятельности в России связано с коренным преобразованием сложившихся социально-экономических отношений на пути к рынку, формированию нового элитного социального слоя – предпринимателей, грамотных и образованных людей, вооруженных новейшими теоретическими знаниями и научными методами в области экономического и социального управления предприятием.
Практически полное уничтожение слоя российских предпринимателей в результате семидесятилетней политики советского государства стало для России трагедией, лишившей ее уникальных тружеников, которые по своему культурному, психологическому складу отличались от западных бизнесменов. Корни социально-психологического портрета российского предпринимателя можно искать в истории его происхождения.
Новейшая история предпринимательства в России начинается с «перестройки», под которой подразумевался отход от административно-командной системы хозяйствования, от идеи о социальном равенстве и распределении дохода под лозунгом «от каждого по способностям, каждому по потребностям» и переход преимущественно к экономическим методам управления производством. Именно с этого момента начинается осмысление эффективности рыночной экономики. В основе функционирования экономической системы должны лежать частная собственность, свободное предпринимательство и конкуренция. Эффективные рыночные институты возникают в обществе, которое имеет встроенные стимулы к созданию и закреплению эффективных прав собственности. Полнота человеческого существования экономически обеспечивается собственностью, как институтом свободного индивидуального выбора связанной с ним ответственностью. Наличие частной собственности и конкурентных рынков является фундаментальным постулатом, аксиомой высокоэффективной рыночной экономики.
Первый этап наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х ХХ века и начале 1990 г. Выделение множества льгот, в том числе за счет средств госбюджета, относительно благоприятное положение дел в экономике в целом обусловили «золотой век» для малого предпринимательства в данный период. Происходило очень быстрое накопление капиталов в отраслях, производящих дефицитные товары широкого потребления и бытовых услуг, в розничной торговле, общественном питании и т.д.
Второй этап – (1992 – 1995 гг.) – начало шоковой терапии.
Этот этап характеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических проблем малого предпринимательства и самыми высокими темпами роста числа малых предприятий. В общей отраслевой структуре малого предпринимательства в 1992 г. произошло заметное уменьшение доли малых предприятий в сфере материального производства, промышленности, строительстве. Одновременно происходило увеличение доли малых предприятий, занятых в торговле и общественном питании (до 17,6%), в посредничестве (до 14%).Сразу же после либерализации цен резко активизировалась внешняя торговля, в чем не последнюю роль сыграли «челноки». Пик роста общей численности малых предприятий приходится на 1995 г. Их количество достигло 17,3 тысяч (в 1992 г. – 3079).
Этот период совпал с массовой ваучерной приватизацией, которая в целом для малого производства имела скорее негативные последствия. Период чековой приватизации (1992 – 1994 гг.) привел к созданию «командного номенклатурного капитализма».
Третий этап – (1996 – август 1998 гг.) – малые предприятия в ходе борьбы за выживание приспособились к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности они активно диверсифицируют свою хозяйственную деятельность. Более чем половина малых предприятий неторгового профиля помимо основной деятельности занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы, вследствие возрастающей конкуренции, все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.
На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.
В течение 1996-1997 гг. наблюдались определенные положительные сдвиги, которые стали особенно заметны к середине 1997 г. Месячная инфляция измерялась десятыми долями процента, реальные процентные ставки опустились до 10% годовых, увеличился объем кредитования банками реального сектора, что обусловило прекращение спада и начало экономического роста. Важнейшей особенностью третьего этапа развития малого бизнеса является уменьшение степени криминального давления. Усиление роли органов правопорядка, в значительной мере способствовало этому процессу. С другой стороны, саморегулирующий рыночный механизм нивелировал уровень доходности малого бизнеса, что явилось следствием снижения влияния криминальных структур в данном секторе экономики.
Четвёртый этап – (август 1998 – 2000 гг.) – характеризуется противоречивостью. С одной стороны, следствиями августовского кризиса стали понесенные многими экономическими субъектами значительные финансовые потери, временный паралич платежно-расчетной системы, фактическое прекращение кредитования, резкое ускорение спада реального производства, масштабное сворачивание деятельности в наиболее рыночно продвинутых секторах российской экономики, существенное сокращение реальных доходов, снижение уровня жизни населения, заметное увеличение безработицы. С другой стороны, уже к концу 1999г. малое предпринимательство вышло из кризиса.
Пятый этап (2001 г. – конец 2008). Данный этап характеризуется тем, что на федеральном уровне были осуществлены мероприятия, жизненно важные для дальнейшего развития малого предпринимательства. Цель этих мероприятий – вывод малого бизнеса на качественно новый уровень.
Шестой этап (конец 2008 г. – настоящее время). Все указанные ранее положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированных в третьем квартале 2008 года.
К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.
К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие:1
Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.
Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса.
В-третьих, для малого бизнеса (особенно в сфере розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы "предоплата за продукцию - отгрузка продукции), поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.
В-четвертых, кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий.
В-пятых,
кризисные явления могут
Малый бизнес в России пока отстает от бизнеса промышленно развитых стран. Но в нашей стране имеются большие резервы дальнейшего роста малого бизнеса.
Осуществляемая
в настоящее время в России
система государственной
Т.к. данный этап ещё не завершён, то подводить какие либо итоги ещё рано, и только в будущем предстоит оценить влияние малого бизнеса на экономику.
В экономике современной России одновременной функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Информация о работе Отраслевые и региональные особенности функционирования малых предприятий