Отраслевые и региональные особенности функционирования малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Орловской области на современном этапе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в экономической жизни региона.

Основными задачами являются:

Рассмотреть территориальные и отраслевые особенности малого предпринимательства и его значения для экономики страны и региона;
Провести анализ состояния малого бизнеса на примере Орловской области;
Рассмотреть возможные варианты стратегии и тактики маркетинга малого бизнеса;
Рассмотреть инфраструктуру, направления и формы поддержки малого предпринимательства на примере Орловской области областях.

Содержание

Введение 2
1. Значение малого предпринимательства в реформировании экономики страны и региона. 4
Исторические аспекты развития малого предпринимательства в современной России 5
Отраслевые особенности малого предпринимательства 10
Территориальные особенности малого предпринимательства. 20
Значение малого предпринимательства в экономике страны 25
2. Анализ современного состояния малого бизнеса в регионе. 29
3. Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства. 38
4. Стратегия и тактика маркетинга в малом бизнесе. 47
Планирование маркетинговой деятельности 49
5. Направления и формы поддержки малых предприятий. 56
Финансово-кредитная поддержка 59
Нормативно-правовая поддержка 65
Имущественная поддержка 69
Информационная поддержка 70
Заключение 73
Список использованной литературы 76

Работа содержит 1 файл

Kursovik_1.doc

— 762.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

      В становлении и развитии социально-ориентированной  рыночной экономики немаловажная роль отводится малому бизнесу. Малый бизнес или малое предпринимательство является существенной составляющей и массовой субъектной базой  цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемым элементом присущего ему конкурентного механизма.

          Предпринимательский характер малого бизнеса придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал. Малый бизнес служит также серьезным фактором структурной перестройки, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

           В условиях современного российского  общества энергичное развитие  сектора малого бизнеса может  быть единственным источником  реальной реструктуризации общества, обеспечивающей ориентацию всех основных участников экономических и социальных процессов на объективно определенное участие в функционировании рыночного механизма.

     В настоящее время почти треть  трудоспособного населения России в той или иной мере связано  с малым бизнесом . В эту группу входят несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших и ежедневно проходящих суровую школу выживания в российских условиях.

     Таким образом, малый бизнес превращается в значительное социально-экономическое и политическое явление, оказывающее многообразное и возрастающее воздействие на все стороны жизни российского общества.

     Целью данной курсовой работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Орловской области на современном этапе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в экономической жизни региона.

     Основными задачами являются:

  • Рассмотреть территориальные и отраслевые особенности малого предпринимательства и его значения для экономики страны и региона;
  • Провести анализ состояния малого бизнеса на примере Орловской области;
  • Рассмотреть возможные варианты стратегии и тактики маркетинга малого бизнеса;
  • Рассмотреть инфраструктуру, направления и формы поддержки малого предпринимательства на примере Орловской области областях.

     Объектом исследования данной работы является малое предпринимательство и что делается органами власти субъектов Российской Федерации для его развития. 
 

1. Значение малого  предпринимательства  в реформировании экономики страны и региона.

   Малое предпринимательство – один из ведущих секторов экономики, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового внутреннего продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.

     Как явствует из самого определения, малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

     Становление и развитие предпринимательской  деятельности в России связано с коренным преобразованием сложившихся социально-экономических отношений на пути к рынку, формированию нового элитного социального слоя – предпринимателей, грамотных и образованных людей, вооруженных новейшими теоретическими знаниями и научными методами в области экономического и социального управления предприятием.

Исторические  аспекты развития малого предпринимательства в современной России

   Практически полное уничтожение слоя российских предпринимателей в результате семидесятилетней политики советского государства стало для России трагедией, лишившей ее уникальных тружеников, которые по своему культурному, психологическому складу отличались от западных бизнесменов. Корни социально-психологического портрета российского предпринимателя можно искать в истории его происхождения.

   Новейшая  история предпринимательства в  России начинается с «перестройки», под которой подразумевался отход от административно-командной системы хозяйствования, от идеи о социальном равенстве и распределении дохода под лозунгом «от каждого по способностям, каждому по потребностям» и переход преимущественно к экономическим методам управления производством. Именно с этого момента начинается осмысление эффективности рыночной экономики. В основе функционирования экономической системы должны лежать частная собственность, свободное предпринимательство и конкуренция. Эффективные рыночные институты возникают в обществе, которое имеет встроенные стимулы к созданию и закреплению эффективных прав собственности. Полнота человеческого существования экономически обеспечивается собственностью, как институтом свободного индивидуального выбора связанной с ним ответственностью. Наличие частной собственности и конкурентных рынков является фундаментальным постулатом, аксиомой высокоэффективной рыночной экономики.

   Первый  этап наблюдался еще в условиях бывшего  СССР в конце 80-х ХХ века и начале 1990  г. Выделение множества льгот, в  том числе  за  счет средств госбюджета,  относительно  благоприятное  положение  дел  в  экономике в целом обусловили «золотой век» для малого  предпринимательства  в  данный  период. Происходило  очень  быстрое  накопление  капиталов  в  отраслях,  производящих дефицитные  товары широкого потребления и бытовых услуг, в розничной  торговле, общественном питании и т.д.

Второй  этап – (1992 – 1995 гг.) – начало шоковой терапии.

Этот  этап характеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических  проблем малого предпринимательства и самыми высокими темпами роста числа малых предприятий. В общей отраслевой структуре малого предпринимательства в 1992 г. произошло заметное уменьшение доли малых предприятий в сфере материального производства, промышленности, строительстве. Одновременно происходило  увеличение  доли малых предприятий,  занятых  в  торговле и общественном питании (до 17,6%), в посредничестве (до 14%).Сразу же после  либерализации  цен  резко  активизировалась  внешняя  торговля,  в  чем  не последнюю роль сыграли «челноки». Пик роста общей численности малых предприятий приходится на 1995  г. Их количество достигло 17,3 тысяч (в 1992  г. – 3079).

     Этот период совпал с массовой ваучерной приватизацией, которая в целом для малого производства имела скорее негативные последствия. Период чековой приватизации (1992 – 1994 гг.) привел к созданию «командного номенклатурного капитализма».

   Третий  этап – (1996 – август 1998 гг.) – малые  предприятия в ходе борьбы за выживание  приспособились к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности они активно диверсифицируют свою хозяйственную деятельность. Более чем половина малых предприятий неторгового профиля помимо основной  деятельности  занималась  еще  и  торговлей  как  несложной,  но  относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов.  А  торговые  капиталы,  вследствие  возрастающей  конкуренции,  все  чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.

     На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.

   В течение 1996-1997 гг. наблюдались определенные положительные сдвиги, которые стали особенно заметны к середине 1997 г. Месячная инфляция измерялась  десятыми  долями  процента,  реальные  процентные  ставки  опустились  до 10%  годовых,  увеличился  объем  кредитования  банками  реального  сектора,  что обусловило прекращение спада и начало экономического роста. Важнейшей особенностью третьего этапа развития малого бизнеса является уменьшение степени криминального давления. Усиление роли органов правопорядка, в  значительной мере  способствовало  этому процессу. С другой стороны, саморегулирующий рыночный механизм нивелировал уровень доходности малого бизнеса, что явилось следствием снижения влияния криминальных структур в данном секторе экономики.

   Четвёртый этап – (август 1998 – 2000 гг.) – характеризуется противоречивостью. С одной стороны, следствиями августовского кризиса стали понесенные многими экономическими  субъектами  значительные  финансовые  потери,  временный паралич платежно-расчетной системы, фактическое прекращение кредитования, резкое ускорение  спада реального производства, масштабное  сворачивание деятельности в наиболее рыночно продвинутых секторах российской экономики,  существенное  сокращение  реальных  доходов,  снижение  уровня жизни населения,  заметное  увеличение  безработицы. С  другой  стороны,  уже  к  концу 1999г. малое предпринимательство вышло из кризиса.

   Пятый этап (2001 г. – конец 2008). Данный этап характеризуется тем, что на федеральном уровне были осуществлены мероприятия, жизненно важные для дальнейшего развития малого предпринимательства. Цель этих мероприятий – вывод малого бизнеса на качественно новый уровень.

     Шестой  этап (конец 2008 г. – настоящее время). Все указанные ранее положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированных в третьем квартале 2008 года.

     К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.

     К специфическим факторам в свою очередь  относятся следующие:1

     Во-первых, это резкое сокращение доступа к  дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.

     Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую  зависимость малого бизнеса от внутреннего  спроса. Данный фактор заключается  в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса.

     В-третьих, для малого бизнеса (особенно в сфере  розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование  при работе с крупными производителями  и поставщиками схемы "предоплата за продукцию - отгрузка продукции), поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

     В-четвертых, кризисные явления увеличивают  риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки  малых предприятий.

     В-пятых, кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы.

     Малый бизнес в России пока отстает от бизнеса промышленно развитых стран. Но в нашей стране имеются большие  резервы дальнейшего роста малого бизнеса.

     Осуществляемая  в настоящее время в России система государственной поддержки  развития малого предпринимательства  недостаточно эффективна, ее необходимо развивать и совершенствовать.

   Т.к. данный этап ещё не завершён, то подводить  какие либо итоги ещё рано, и только в будущем предстоит оценить влияние малого бизнеса на экономику.

Отраслевые  особенности  малого предпринимательства

     В экономике современной России одновременной функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Информация о работе Отраслевые и региональные особенности функционирования малых предприятий