Отраслевые и региональные особенности функционирования малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Орловской области на современном этапе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в экономической жизни региона.

Основными задачами являются:

Рассмотреть территориальные и отраслевые особенности малого предпринимательства и его значения для экономики страны и региона;
Провести анализ состояния малого бизнеса на примере Орловской области;
Рассмотреть возможные варианты стратегии и тактики маркетинга малого бизнеса;
Рассмотреть инфраструктуру, направления и формы поддержки малого предпринимательства на примере Орловской области областях.

Содержание

Введение 2
1. Значение малого предпринимательства в реформировании экономики страны и региона. 4
Исторические аспекты развития малого предпринимательства в современной России 5
Отраслевые особенности малого предпринимательства 10
Территориальные особенности малого предпринимательства. 20
Значение малого предпринимательства в экономике страны 25
2. Анализ современного состояния малого бизнеса в регионе. 29
3. Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства. 38
4. Стратегия и тактика маркетинга в малом бизнесе. 47
Планирование маркетинговой деятельности 49
5. Направления и формы поддержки малых предприятий. 56
Финансово-кредитная поддержка 59
Нормативно-правовая поддержка 65
Имущественная поддержка 69
Информационная поддержка 70
Заключение 73
Список использованной литературы 76

Работа содержит 1 файл

Kursovik_1.doc

— 762.50 Кб (Скачать)

   Частный бизнес, предприниматели и граждане заинтересованы в укреплении государства и защите его интересов тем больше, чем прочнее и надежнее экономика страны, чем увереннее государство создает оптимальные условия для реализации частных интересов. В развитой рыночной экономике стало аксиомой иметь в лице государства не только гаранта соблюдения свободы предпринимательства, конкуренции и личности в собственной стране, но и устойчивую опору в действиях на просторах мировой экономики. И если любой частный бизнес даже в самой процветающей рыночной экономике не застрахован от банкротства, то хозяйство страны в целом должно быть однозначно защищено от этой угрозы. Забота об экономической безопасности страны, о том, чтобы ее уровень соответствовал внутреннему и международному положению государства, является для частного бизнеса  задачей номер один.

   Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую  гибкость. Эта черта малого бизнеса  приобретает в современных условиях особую значимость в силу быстрой индивидуальности и дифференциации потребительского спроса, ускорение научно-технического прогресса, возрастания номенклатуры производимых товаров и услуг. Малый бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения, которые в его отсутствии не были использованы.

   Существенный  вклад вносит малый бизнес и в  формирование конкурентной сферы, что  для нашей экономики имеет  первостепенное значение. Малый бизнес антимонополен по самой своей природе, что проявляется в различных аспектах его функционирования. С одной стороны, он в виду многочисленности составляющих его элементов и высокой динамики в гораздо меньшей степени поддается монополизации, нежели крупные предприятия. С другой стороны, при узкой специализации и использовании новейшей техники, малое предпринимательство выступает в качестве высокого конкурента, подрывающего монопольные позиции крупных корпораций. Именно это качество малого бизнеса сыграло существенную роль в ослаблении, а подчас и преодолении промышленно развитыми странами присущей капиталу тенденции к монополизации и задержке технического прогресса. Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньшее воздействие и на экологическую обстановку

   Немаловажна роль малого бизнеса в осуществлении  прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. Заметен вклад малого бизнеса и в решение проблемы занятости. Нет нужды доказывать особую значимость этого аспекта развития малого предпринимательства для нашей современной экономики.

   Анализируя  зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно отметить следующие его  преимущества по сравнению с крупным  и средним бизнесом:

  • более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
  • большая независимость действий субъектов малого бизнеса;
  • гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
  • относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;
  • большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
  • более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукты и производство, в ответ на требования местных рынков;
  • относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и другие.

   Для экономики в целом, деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Важна роль малого бизнеса в смягчении социальной напряженности и демократизации рыночных отношений, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования «среднего класса» и, следовательно, ослабления присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации.

   При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости на селения. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

  • формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
  • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг;
  • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
  • содействие структурной перестройке экономики, малое предприятие 
    придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
  • привлечение личных средств населения на развитие производства, партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
  • способность более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;
  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
  • формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
  • освоение и использование местных источников сырья и отходов 
    крупных предприятий;
  • содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
  • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

     2. Анализ современного состояния малого бизнеса в регионе.

      Сегодня малый и средний бизнес- это  солидная часть экономики Орловской области. Причем наиболее гибкая и мобильная ее часть, способная быстро перестраиваться под запросы рынка. Предприниматели на практике реализуют одну из важнейших социальных задач - формирование по-настоящему массового и устойчивого среднего класса. Вопросы развития малого предпринимательства, создание благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малых компаний являются приоритетом в деятельности Правительства Орловской области.

      Развитие  малого бизнеса в области осуществляется на основе программно-целевого подхода, основанного на реализации целевых комплексных программ, разрабатываемых с учетом реального состояния малого бизнеса, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед областью, а также других, в том числе социальных факторов.

      Число малых предприятий в нашем регионе с 2000 до 2007 год увеличилось с 2,6 до 3,4 тысяч, то есть почти на 27%, что является очень хорошей тенденцией. Но не смотря на динамику регион по этому показателю в 2007 году был на 64 месте по Российской Федерации. Подробно динамика развития малых предприятий по регионам в период с 2000 по 2007 год представлена в Таблице 1. 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1. Число малых  предприятий (на конец года; тысяч)16

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Место, 
занимае-мое в Российской Федерации 2007
Российская  Федерация 879,3 843,0 882,3 893,0 953,1 979,3 1032,8 1137,4  
Центральный 
федеральный округ
308,2 309,6 331,3 322,2 330,0 337,4 353,1 374,3 1
Белгородская  область 4,6 4,6 6,3 8,2 8,2 8,6 10,1 10,8 30
Брянская  область 3,8 3,2 3,5 3,2 3,2 3,2 4,5 4,6 53
Владимирская  область 6,9 6,9 9,4 7,1 7,8 7,6 7,3 8,5 35
Воронежская область 11,0 11,0 14,0 14,6 15,0 15,0 15,2 17,4 16
Ивановская  область 5,1 5,2 5,4 5,7 3,4 3,8 4,9 5,1 48
Калужская область 5,9 5,9 6,8 5,6 6,3 5,9 6,3 6,8 43
Костромская область 3,2 3,2 3,2 2,9 3,0 3,0 3,0 4,6 54
Курская область 2,8 2,8 3,0 3,7 4,3 4,3 4,0 4,9 50
Липецкая  область 4,3 4,3 5,3 5,6 5,5 5,3 5,1 6,6 45
Московская  область  46,0 46,0 45,9 37,4 39,7 41,6 43,9 46,2 3
Орловская область 2,6 2,6 3,0 2,6 3,2 3,4 3,6 3,4 64
Рязанская область 6,4 6,4 8,9 7,3 6,8 5,4 6,3 6,9 42
Смоленская  область 2,5 2,4 2,5 2,6 2,7 3,2 3,7 4,4 55
Тамбовская  область 3,6 3,6 3,0 3,1 3,1 3,4 3,5 4,2 57
Тверская  область 5,7 5,7 7,4 7,0 5,4 6,9 6,9 7,2 41
Тульская  область 6,3 6,5 6,4 6,4 6,5 7,0 7,5 8,9 33
Ярославская область 7,3 7,1 7,9 8,4 9,4 9,5 9,5 9,5 32
г. Москва 180,0 182,2 189,4 190,9 196,7 200,5 207,8 214,5 1
Северо-Западный 
федеральный округ
156,3 122,3 132,5 136,1 153,9 163,3 162,5 193,2 2
Южный 
федеральный округ
82,2 81,8 85,5 96,4 106,9 109,4 112,0 114,2 5
Приволжский 
федеральный округ
131,4 131,9 148,8 148,3 157,7 160,6 173,3 191,4 3
Уральский 
федеральный округ
56,2 56,3 56,6 57,8 60,6 66,3 75,9 81,2 6
Сибирский 
федеральный округ
103,8 100,7 92,1 98,9 105,1 103,9 111,3 130,4 4
Дальневосточный 
федеральный округ
41,2 40,4 35,5 33,2 39,0 38,4 44,8 52,7 7
 
 

      Также прослеживается положительная тенденция  к увеличению численности малых  предприятий и по Орловской области. На 2006 год было зарегистрировано 3606 предприятий, в 2007 – 3382, а в 2008 году – 4356, т.е. увеличилось за 2 года более, чем на 20 %.Динамика численности малых предприятий в Орловской области, включая микропредприятия с досчетом на сельскохозяйственные микропредприятия, представлена Таблице 2.

Число действующих малых предприятий  Орловской области по видам экономической  деятельности17

(на  конец года)  

  2006 2007 2008 1)
  Единиц в % к  итогу Единиц в % к  итогу Единиц в % к  итогу
Всего 3606 100 3382 100 4356 100
    в том  числе организации с основным видом 
    экономической деятельности:  

сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство

77 2,1 84 2,5 265 6,1
рыболовство, рыбоводство 9 0,3 8 0,2 6 0,1
добыча  полезных ископаемых 5 0,1 9 0,3 11 0,3
обрабатывающие производства 515 14,3 446 13,2 596 13,7
производство, распределение электроэнергии, газа и воды 10 0,3 13 0,4 28 0,6
строительство 394 10,9 341 10,1 521 12,0
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  
личного пользования
1779 49,3 1727 51,0 1979 45,4
гостиницы и рестораны 72 2,0 109 3,2 110 2,5
транспорт и связь 113 3,1 111 3,3 175 4,0
финансовая  деятельность 37 1,0 24 0,7 46 1,1
операции  с недвижимым имуществом, аренда и  
предоставление услуг
477 13,2 389 11,5 503 11,5
образование 9 0,3 6 0,2 6 0,1
здравоохранение и предоставление социальных услуг 31 0,9 34 1,0 22 0,5
предоставление  прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 78 2,2 81 2,4 85 2,0

1) Малые предприятия, включая микропредприятия с досчетом на сельскохозяйственные микропредприятия. 
 

      По  данным Орловской Промышленной Палаты18 в настоящее время на территории области зарегистрирован 9051 субъект малого и среднего предпринимательства. Из них 132 предприятия - средние, 1223 - малые, 7696- микропредпрития. Кроме того, на территории области работают 20472 индивидуальных предпринимателя (на начало 2003 года в городе Орле было зарегистрировано всего 12607 индивидуальных предпринимателей), 1282 фермерских хозяйства, 115385 личных подсобных хозяйств граждан. Действуют 79 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

      Всего сегодня в сфере малого и среднего предпринимательства занято более 100 тысяч человек, что составляет свыше 20 % экономически активного населения.

      По  состоянию на сегодняшний день, территориально более 60% малых предприятий и предпринимателей сосредоточено в г. Орле, что объективно связано с высоким уровнем развития рыночной, производственной и социальной инфраструктуры.

      По  данным  Федеральной  службы государственной статистики19 главные отрасли малых предприятий в Орловской области в 2008 году - оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (45,4% к итогу), с большим отрывом  обрабатывающее производство на втором месте ( 13,7%) . См. Таблицу 3

      Малые предприятия, формирующие 34% торгового  оборота, реализовали в 2008 году товаров на сумму 17,9 млрд.руб. Оборот оптовой торговли малых предприятий за год сложился в сумме 22 млрд. руб. (41,5% общего объема оптового оборота по области). Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности за предыдущий 2008 год представлен Таблице 3. Всего он составил 47633,8 млн рублей. 
 
 
 
 
 
 

      Таблица 3 Численность работавших и оборот малых  предприятий по видам экономической деятельности в 2008 году20 

  Среднесписочная численность работников (без внешних  совместителей) Средняя численность внешних  
совместителей
Средняя численность работавших по договорам  гражданско-правового характера Оборот  малых  
предприятий
человек в % к  итогу человек в % к  итогу человек в % к  итогу млн. 
рублей
в % к  итогу
Всего 41359 100 2320 100 1012 100 47633,8 100
в том числе организации с основным видом 
экономической деятельности:

сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство

4220 10,2 44 1,9 71 7,0 1288,5 2,7
рыболовство, рыбоводство 19 0,0 3 0,1 - - 8,2 0,0
добыча  полезных ископаемых 89 0,2 2 0,1 3 0,3 55,1 0,1
обрабатывающие  производства 8420 20,4 378 16,3 158 15,6 5109,9 10,7
производство, распределение электроэнергии, газа и воды 380 0,9 50 2,2 19 1,9 141,1 0,3
строительство 5199 12,6 388 16,7 252 24,9 3638,9 7,6
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования 11831 28,6 641 27,6 145 14,3 32135,5 67,5
гостиницы и рестораны 1610 3,9 40 1,7 33 3,3 789,3 1,7
транспорт и связь 1723 4,2 104 4,5 30 3,0 1267,4 2,7
финансовая  деятельность 172 0,4 63 2,7 15 1,5 6,3 0,0
операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг 6493 15,7 524 22,6 204 20,1 2960,0 6,2
образование 89 0,2 4 0,2 42 4,1 42,4 0,1
здравоохранение и предоставление социальных услуг 176 0,4 39 1,7 3 0,3 60,4 0,1
предоставление  прочих коммунальных, социальных и  персональных услуг 938 2,3 40 1,7 37 3,7 130,8 0,3

Информация о работе Отраслевые и региональные особенности функционирования малых предприятий