Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Орловской области на современном этапе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в экономической жизни региона.
Основными задачами являются:
Рассмотреть территориальные и отраслевые особенности малого предпринимательства и его значения для экономики страны и региона;
Провести анализ состояния малого бизнеса на примере Орловской области;
Рассмотреть возможные варианты стратегии и тактики маркетинга малого бизнеса;
Рассмотреть инфраструктуру, направления и формы поддержки малого предпринимательства на примере Орловской области областях.
Введение 2
1. Значение малого предпринимательства в реформировании экономики страны и региона. 4
Исторические аспекты развития малого предпринимательства в современной России 5
Отраслевые особенности малого предпринимательства 10
Территориальные особенности малого предпринимательства. 20
Значение малого предпринимательства в экономике страны 25
2. Анализ современного состояния малого бизнеса в регионе. 29
3. Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства. 38
4. Стратегия и тактика маркетинга в малом бизнесе. 47
Планирование маркетинговой деятельности 49
5. Направления и формы поддержки малых предприятий. 56
Финансово-кредитная поддержка 59
Нормативно-правовая поддержка 65
Имущественная поддержка 69
Информационная поддержка 70
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Предприятия малого бизнеса в конкурентной борьбе используют и стратегию «хамелеон», как бы «окрашиваясь в цвета» крупной компании.
Примером такой стратегии служит франчайзинг.
Тактическое планирование маркетинга в малом бизнесе охватывает систему конкретных заданий на ближайшую перспективу в области предпринимательской стратегии предприятия: ассортиментной, торговой, ценовой, рекламной, финансовой, кадровой. Текущий план маркетинга включает ближайшие цели и основные пути их достижения, характеристику складывающейся маркетинговой ситуации, анализ возможностей, сильных и слабых сторон конкурентов, движение финансов, баланс планируемых доходов и расходов, контроль и регулирование организационно-управленческих действий.
Каждое малое предприятие по-своему своеобразно и уникально. Правильное определение сильных и слабых сторон служит ориентиром при формировании правильной маркетинговой стратегии. Рассмотрим этапы разработки маркетинговой стратегии с учетом ограниченного бюджета малого предприятия.
Основной
принцип маркетинговой
• изучить состояние и динамику потребительского спроса на товар, использовать полученную информацию в процессе разработки и принятия научно-технических, производственных и хозяйственных решений;
•
максимально приспособить производство
к требованиям рынка для
• воздействовать на рынок и потребительский спрос всеми доступными для его формирования средствами;
• развивать и поощрять в организации творческий подход к решению проблем, к повышению качества продукции;
•
обеспечить целевое управление процессом
научные разработки-»
• своевременно выпускать на рынок новую высококачественную продукцию;
• разбивать рынок на сегменты по однородности групп потребителей и ориентироваться в своей деятельности на сегменты, где фирма имеет потенциальные возможности (учитывая особенности определенных типов покупателей и их потребности);
•
ориентировать маркетинговую
Необходимо отметить, что именно специфическая структура маркетинга является одной из главнейших особенностей малого бизнеса. Ограниченность материальных и финансовых средств, небольшие размеры выпуска и реализации продукции, невысокая численность персонала – все это определяет особенности построения маркетинговых стратегий в малом бизнесе. Серьезный отпечаток на развитие сферы малого бизнеса накладывают внешние факторы, а именно недостаточное правовое регулирование вопросов, возникающих в процессе функционирования малых предприятий, отсутствие системы их кредитования, тяжелое налоговое бремя и т.д. Все вышеперечисленное привело к тому, что на малых предприятиях, как правило отсутствует развитая служба маркетинга (обычно это подразделение или отдел, занимающийся всей совокупностью вопросов, относящихся к маркетингу, а иногда – это единственный человек, стоящий во главе фирмы).
Малые и средние предприятия не занимаются разработкой долгосрочных планов маркетинга, так как постоянное изменение конъюнктуры рынка заставляет их заботиться о ежеминутном выживании и продолжении своей деятельности. Планы МП чаще всего ограничены по своим целям, задачам, сроку действия. Поэтому в вопросах формирования спроса и стимулирования сбыта возможности малого бизнеса ограничены, особенно в финансовом отношении. Многие малые российские предприятия обратились к трейдерству. Маркетинговая стратегия таких предприятий четко определена, так как, имея определенный товар, они работают с конкретным потребителем.
В целом, маркетинг в малой фирме является слабым звеном, именно поэтому оказывается зоной внешней консультационной поддержки. Это подчеркивается отсутствием во многих малых и средних фирмах чисто выделенной маркетинговой функции: формального маркетингового планирования, управления маркетингом и продажами, сложных методов анализа сбыта, обучения сбыту и маркетингу. Однако для малой фирмы это не всегда обязательно, так как очень часто личные знания владельца-управляющего о позиции его фирмы на рынке компенсируют отсутствие маркетинговых исследований, а неформальное знакомство с клиентами облегчает выявление изменений в их запросах. Кроме обычного исследования рынка малое предприятие может использовать широкий спектр методов сбора информации, из которых неоценимое значение приобретают личные встречи владельца с потребителями. Наконец, весьма возможно, что в голове владельца малого предприятия существует отчетливый маркетинговый план, которому и не обязательно быть воплощенным на бумаге. Маркетинговые идеи можно легко найти на малых предприятиях , но при этом руководителю фирмы нужно хорошо знать свое производство, клиентов и конкурентов и иметь возможность внимательно следить за повседневной работой фирмы. Часто именно заботы о существовании фирмы приводят к новым идеям, а новые идеи иногда могут очень быстро изменить ситуацию на предприятии в лучшую сторону. Маркетинговые идеи в малых и средних фирмах могут и не представлять собой законченную концепцию, так как маркетинговые компании малых и средних предприятий часто больше похожи на мозаику, чем на законченный блок. Маркетинговые идеи не обязательно должны охватывать все маркетинговые меры, можно ограничиться отдельными мероприятиями или одно из них поставить на передний план, тогда как другие использовать лишь частично.
В настоящее время в фирмах превалируют текущие интересы, но в процессе заполнения рынка повышаются требования к качеству маркетинговых исследований. Некоторые малые, а особенно средние фирмы, могут позволить себе создание обособленного маркетингового отдела. Значение его в фирме определяет информация: чем ее больше, тем сильнее можно повлиять на политику фирмы. Наличие информации позволяет снизить издержки и увеличить эффективность работы.
Говоря о маркетинге в российском малом бизнесе, в малом бизнесе Орловского региона необходимо отметить, что на данном этапе малые фирмы широко используют следующие упоминавшиеся выше основные маркетинговые стратегии: стратегию копирования; стратегию оптимального размера (инновационные фирмы); стратегию участия в продукте крупной фирмы (субподряд, субконтрактинг); стратегию участия в сбыте крупной компании (франчайзинг), предлагая покупателю при помощи активной рекламы продукцию, которая была произведена без предварительных исследований рынка.
Однако
в маркетинговых действиях российских
малых фирм редко используется
одна стратегия в чистом
виде, обычно это несистематизированный
набор действий, взятых из
различных стратегий, который приспосабливается
к каждому конкретному моменту существования
предприятия.
Механизм формирования и осуществления поддержки малого бизнеса может сложится только под влиянием тех задач, которое поставит перед собой государство.
Опыт развитых стран показывает, что для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики требуется содействие государства в создании необходимых предпосылок для нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем и отклонений от намеченных целей.
Основными направлениями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации согласно Федерального закона от 24 июня 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» являются:
На основании Федерального закона от 24 июня 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в Управлении внешнеэкономических и межрегиональных связей, инвестиционной деятельности и развития предпринимательства Департамента экономической политики Орловской области была разработана и 24 марта 2009 года утверждена «Долгосрочная областная целевая программа «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2009-2011г.г.»
В рамках этой программы выделено несколько основных направлений по выполнению задач поддержки малого предпринимательства.
Формами
государственной поддержки
Рассмотрим некоторые формы поддержки малого предпринимательства, которые реализуются в Орловской области.
Под финансовой поддержкой малого предпринимательства принято подразумевать комплекс мер, направленных на повышение доступности для субъектов малого предпринимательства финансово-кредитных ресурсов. Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определены права и ответственность всех уровней власти в сфере развития предпринимательства, установлены формы, условия и порядок оказания финансово-кредитной поддержки малым и средним предприятиям.
Государственная
и муниципальная финансово-
— предоставление бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций на замену и модернизацию оборудования, совершенствование технологических и внедрение инновационных процессов;
— поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства через создание государственных и муниципальных фондов поддержки, фондов содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов;
— выдачу из бюджетов разных уровней субвенций, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основах бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов;
— выдачу из бюджетов разных уровней субсидий, предоставляемых бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
— предоставление государственных и муниципальных гарантий и поручительства по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малым и средним предприятиям.
Финансовые
ресурсы федерального бюджета, которые
выделяются на государственную финансово-
Информация о работе Отраслевые и региональные особенности функционирования малых предприятий