Контрольная работа по "Предпринимательскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 05:44, шпаргалка

Описание работы

Вопросы:
1. Сущность и содержание предпринимательского права.
2. Предмет, метод и принципы предпринимательского права.
3. Система источников предпринимательского права.

Работа содержит 1 файл

Лекции по Савёлову.doc

— 1.43 Мб (Скачать)

рования, свойственных государственному управлению, поскольку

присущее свойство саморегулирования  не обеспечивает в полной мере

всех требований современного общества и социально-ориентирован-

ной экономики.

Правовое обеспечение государственного регулирования предпри-

нимательской деятельности предполагает придание правовой формы

тем средствам, с помощью которых  осуществляется регулирование. В

качестве правовых форм государственного регулирования экономики

традиционно выступают законы и  подзаконные акты, среди которых

следуетвыделить указыПрезидента  РФ, постановленияПравительства

РФ, нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации,

ведомственные нормативные акты и  внутренние (локальные) норма-

тивные акты. Необходимо учитывать, что судебная практика играет

большую в охране и защите прав предпринимателей, однако судебные

акты нельзя рассматривать в  качестве источников права.

Государственное регулирование предпринимательских  отношений

проявляется по следующим направлениям:

1. Установлении нормативных правовых  предписаний, регулиру-

ющих предпринимательскую деятельность. Прежде всего это приня-

тие законов и подзаконных нормативно-правовых актов (федеральных

законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ак-

тов министерств и ведомств).

2. Использовании экономических  рычагов и минимальном импе-

ративном воздействии на хозяйственно-оперативную  деятельность

субъекта предпринимательской  деятельности. К экономическим рыча-

гам можно отнести: установление квот, пошлин, лимитов, иных огра-

ничений или поощрений в различных  сферах предпринимательской

деятельности.

3. Обеспечении строгого соблюдения  установленных правовых

предписаний субъектами общественных отношений, возникающих при

осуществлении предпринимательской  деятельности. Данное направле-

ние государственного регулирования  осуществляется через систему

мер контрольно-надзорного характера.

В государственном регулировании  предпринимательских отноше-

ний отдельное место занимает государственный контроль (надзор),

проведение которого способствует обеспечению законности при осу-

ществлении предпринимательской  деятельности.

Государственный контроль (надзор) - проведение проверки вы-

полнения юридическим лицом  или индивидуальным предпринимате-

лем при осуществлении их деятельности обязательных требований к

товарам (работам, услугам), установленных  федеральными законами

или принимаемыми в соответствии с  ними нормативными правовыми

актами. Мероприятие по контролю - совокупность действий должнос-

тных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с

проведением проверки выполненияюридическим  лицом или индиви-

дуальным предпринимателем обязательных требований, осуществле-

нием необходимых исследований (испытаний), экспертиз,

оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам

проведения мероприятия по контролю.

4. Защите прав и интересов  участников регулируемых обществен-

ных отношений. Федеральным законом  от 8 августа 2001 г. “О защите

правюридических лиц и индивидуальных предпринимателей при про-

ведении государственного контроля (надзора)”  юридическим лицам и

индивидуальным предпринимателям гарантируется защита прав при

проведении федеральными органами исполнительной власти и органа-

ми исполнительной власти субъектов государственного контроля (над-

зора).

3. Антимонопольное регулирование  рыночных отношений

Под монополистической деятельностью  понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие)

хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограниче-

ние или устранение конкуренции.

Монополистическая деятельность хозяйствующих  субъектов мо-

жет быть индивидуальной и коллективной. Коллективная монополис-

тическая деятельность может носить договорныйхарактер и выражаться,

в частности, в создании картелей, синдикатов и иных монополисти-

ческих объединений.

Закон о конкуренции предусматривает  два вида монополистичес-

кой деятельности: а) злоупотребление  хозяйствующим субъектом до-

минирующим положением на рынке  и б) соглашения (согласованные

действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.

Доминирующим положением хозяйствующего субъекта на

товарном рынке признается исключительное положение хозяйству-

ющего субъекта или нескольких хозяйствующих  субъектов на рынке

товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров,

дающее ему (им) возможность оказывать  решающее влияние на об-

щие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке

или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение  хозяйствующего субъекта, доля

которого на рынке определенного  товара составляет 65% и более, за

исключением тех случаев, когда  хозяйствующий субъект докажет, что,

несмотря на превышение указанной величины, его положение на рын-

ке не является доминирующим. Доминирующим также признается

положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке опре-

деленного товара составляет менее 65%, если это установлено анти-

монопольным органом исходя из стабильности доли хозяйствующего

субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принад-

лежащих конкурентам, возможности  доступа на этот рынок новых кон-

курентов или иных критериев, характеризующих  товарный рынок. Не

может быть признано доминирующим положение  хозяйствующего

субъекта, доля которого на рынке определенного  товара не превышает

35%.

Злоупотребление хозяйствующим субъектом  доминирующим по-

ложением на рынке может выражаться в следующих формах:

— изъятие товаров из обращения, целью или результатом которой

является создание или поддержание  дефицита на рынке либо повыше-

ние цен;

— навязывание контрагенту условий  договора, невыгодных для

него - или не относящихся к предмету договора (необоснованные тре-

бования передачи финансовых средств, иного имущества, имуществен-

ных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь

при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в ко-

торых контрагент не заинтересован, и  др.);

— создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потреб-

ления, приобретения, производства, реализации товара, которые ста-

вят один или несколько хозяйствующих  субъектов в неравное

положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими

субъектами (дискриминационные условия);

— создание препятствий доступу  на рынок (выходу с рынка) дру-

гим хозяйствующим субъектам;

— нарушение установленного нормативными актами порядка це-

нообразования;

— установление, поддержаниемонопольно  высоких (низких) цен;

— сокращение или прекращение производства товаров, на кото-

рые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточ-

ной возможности их производства;

— необоснованный отказ от заключения договора с отдельными

покупателями (заказчиками) при наличии  возможности производства

или поставки соответствующего товара.

Законом о конкуренции запрещается  заключение договора, иной

сделки, соглашения (далее - соглашение) или осуществление согла-

сованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на

рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), которые приводят

или могут привести:

— к установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надба-

вок (доплат), наценок;

— повышению, снижению или поддержанию  цен на аукционах и

торгах;

— разделу рынка по территориальному принципу, по объему про-

даж или закупок, по ассортименту реализуемых  товаров либо по кру-

гу продавцов или покупателей (заказчиков);

— ограничению доступа на рынок  или устранению с него других

хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных това-

ров или их покупателей (заказчиков);

— отказу от заключения договоров  с определенными продавцами

или покупателями (заказчиками).

Также запрещается: заключение хозяйствующими субъектами,

действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров),

иных соглашений или осуществление согласованных действий, в ре-

зультате которых имеются или  могут иметь место недопущение, огра-

ничение, устранение конкуренции и  ущемление интересов других

хозяйствующих субъектов; заключение соглашения или осуществле-

ние согласованных действий не конкурирующими между собой на

соответствующем товарном рынке хозяйствующими субъектами, по-

лучающими (потенциальными приобретателями) и предоставляющими

(потенциальными продавцами) товар  (взаимозаменяемые товары), если

в результате таких соглашений или согласованных действий имеются

или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конку-

ренции (последнее положение не применяется к хозяйствующим

субъектам, совокупная доля которых  на рынке определенного товара

не превышает 35%.

Запрещается также координация предпринимательской деятельно-

сти коммерческих организаций, которая  имеет либо может иметь сво-

им результатом ограничение  конкуренции.

Федеральным законом от9 октября 2002 г. в Закон о конкуренции

был внесен ряд существенных изменений. В частности, до внесения

указанных изменений к монополистической  деятельности относились

также некоторые действия органов  государственной власти и органов

местного самоуправления. После  внесения изменений перечень дан-

ных действий содержится в специальном разделе Закона о конкурен-

ции, которые квалифицируются как  ограничивающие конкуренцию

акты, действия, соглашения или согласованные  действияфедеральных

органов исполнительной власти, органов  государственной власти

субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,

иных наделенных функциями или  правами указанных органов власти

органов или организаций. К числу  таких действий, например, относят-

ся:

— введение ограничения на создание новых хозяйствующих

субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление зап-

ретов на осуществление отдельных  видов деятельности или производ-

ство определенных видов товаров, за исключением случаев,

установленных законодательством  Российской Федерации;

— необоснованное препятствование  осуществлению деятельнос-

ти хозяйствующих субъектов  в какой-либо сфере;

— установление запретов на продажу (покупку, обмен, приобре-

тение) товаров из одного региона  Российской Федерации (республи-

ки, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным

образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу

Информация о работе Контрольная работа по "Предпринимательскому праву"