Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 05:44, шпаргалка
Вопросы:
1. Сущность и содержание предпринимательского права.
2. Предмет, метод и принципы предпринимательского права.
3. Система источников предпринимательского права.
Однако можно утверждать, что в переходный период от экономики
социалистического типа к экономике рыночной роль государства не
только не снижается, но значительно возрастает, учитывая необходи-
мость смены основных “правил игры”, изменение всей правовой базы
деятельности субъектов рынка, установления контроля за соблюдени-
ем всеми участниками не только собственных интересов, но и интере-
сов общества. Таким образом, уровень, размер государственного
регулирования экономики зависят от конкретной реальной ситуации на
рынке, востребованности государства на данном этапе развития ры-
ночных отношений.
Классификация видов государственного регулирования может
основываться на степени воздействия государства на те или иные от-
ношения в различных отраслях народного хозяйства или сегментах
рынка. Так, возможно выделение максимального, среднего и мини-
мального уровня (режима) государственного регулирования экономи-
ки. Максимальный уровень предполагает использование всех или
большинства средств (инструментов) государственного регулирования.
Онустановлен в отношении, например, естественных монополий. Мини-
мальный уровень государственного регулирования существует в отно-
шении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.
Государственное управление предполагает прямое и непосредствен-
ное вмешательство органов государства в экономику с использовани-
ем административных методов регулирования, в то время как
государственное регулирование позволяет использовать более широ-
кий спектр средств и инструментов, в том числе методы и средства
косвенного регулирования рыночных отношений, и с этой точки зре-
ния понятие государственного регулирования гораздо шире, чем по-
нятие государственного управления.
Цели государственного регулирования в сфере экономики пред-
полагают решение ряда конкретных задач, направленных на реализа-
цию функций государства в сфере, экономики. В качестве основной
цели можно выделить создание наилучших условий для развития эконо-
мики и предпринимательства на конкретной стадии развития общества.
Главная цель раскрывается через такие цели, как выравнивание
экономического цикла, обеспечение стабильного развития экономики,
денежного обращения, создание конкурентной среды, обеспечение
нормальной занятости
для социального партнерства и др. Функции государства в сфере эко-
номики выполняются путем
в результате достижения поставленных целей.
Одна из основных функций государства в области экономичес-
кой деятельности заключается в создании правовой базы для эффек-
тивногофункционирования рынка, создания стабильных “правил игры”.
В связи с этим возникает задача создания правового обеспечения реа-
лизации данной функции государства в сфере экономики.
Создание правовой базы предпринимательства, законодательства
о предпринимательской
ходящий за рамки предпринимательского права. Но нельзя не сказать
о том, что без создания правовой базы невозможно рассчитывать на
эффективноефункционирование предпринимательской деятельности,
а следовательно, и экономики.
Право представляет собой, с одной стороны, самостоятельное
средство реализации экономической функции государства, а с другой
самостоятельное средство государственного регулирования экономи-
ки ряду с иными средствами и инструментами экономического и ад-
министративного характера.
На сегодня можно
вой основы государственного регулирования экономики. К сожале-
нию, практика законотворческой деятельности в основном пошла по
пути разработки и принятия законов, посвященных государственному
регулированию отдельных сфер хозяйственной деятельности.
Пока в значительной степени отсутствует правовая база, обеспе-
чивающая применение средств, инструментов государственного регу-
лирования экономики, создание которой следует рассматривать в
качестве приоритетного
широком слова). Так, например, остро необходимо создание норма-
тивной основы для эффективного применения таких средств государ-
ственного регулирования, как ценообразование, планирование, в том
числе программно-целевое
Только после того, как будет создана правовая основа для эффек-
тивного применения отдельных средств государственного регулиро-
ван” обобщен опыт их применения на практике, следует рассмотреть
вопрос о создании стержневого законодательного акта, определяю-
щего основы государственного регулирования экономики. Вполне воз-
можно, что таким стержневым актом станетПредпринимательский ко-
декс России в котором будет раздел, посвященный государственному
регулированию рынка.
Большинство российских и зарубежных исследователей подчер-
кивают смешанный характер современной экономики в развитых го-
сударствах, предполагающий существование в экономике
государственного сек тора.
Следует подчеркнуть, что государственный сектор экономики —
составная и неразрывная часть рыночных отношений, элемент рынка.
В тоже время это средство, инструмент, с помощью которого государство
активно воздействует на рынок: через закупки продукции, оплатуработ и ус-
луг; путем прямогоили косвенного влияния наценыи тарифыит.д.
Сам государственный сектор не однороден, что отражается и в
правовом регулировании
жимах правового регулирования. Например, можно выделить часть
государственного сектора, связанного с деятельностью унитарных
предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения; часть го-
сударственного сектора, связанного
с деятельностью унитарных
приятий, основанных на праве оперативного управления; часть
государственного сектора, связанного с владением пакетами акций
приватизированных государственных предприятий; часть государствен-
ного сектора, связанного с имуществом государства, не переданного
каким-либо субъектам на праве хозяйственного ведения или опера-
тивного управления, в том числе с имуществом, и прежде всего не-
движимостью, находящейся за границей.
Обычно государственный сектор экономики России рассматри-
вай узко, включая в него лишь отношения, возникающие из деятель-
ное унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного
ведения и унитарных предприятий, основанных на праве оперативного
управления.
В действительности, государственный сектор экономики России
включает и иные перечисленные выше части, структурные элементы
государственного сектора, что не может не учитываться при правовом
регулировании соответствующих отношений.
Ограниченные возможности
ных товаров (несостоятельность рынка, его недостатки) проявляется,
например, в том, что частный сектор не всегда готов осуществлять
деятельность в сферах экономики, не приносящих прибыль, в то вре-
мя как общественная потребность в соответствующих товарах, рабо-
тах или услугах может, бесспорно, существовать. Так, хорошоизвестен
пример с угольной отраслью в Великобритании и других странах, ког-
да государство было вынуждено в силу различных причин, в том чис-
ле социальных, национализировать угольные предприятия.
Метеорологические службы предоставляют необходимую информацию
населению и коммерческим структурам, не получая за это какой-либо
оплаты.
Особое внимание в рамках государственного сектора экономики
должно быть уделено отношениям, связанным с владением пакетами
акций приватизированных предприятий, находящихся во владении Рос-
сийской Федерации и субъектов Федерации. В настоящее время от-
сутствует четкая и полная правовая база для определения правового
статуса представителя государства в органах управления акционерны-
ми обществами, ответственности
государственных
самих органов государственного управления за результаты работы
соответствующих представителей и акционерных обществ, пакеты ак-
ций которых находятся у
Анализ отношений, возникающих в рамках исследования пробле-
мы государственного регулирования экономики, в том числе регули-
рования отношений в рамках государственного сектора, позволяет
говорить о наличии
отношений, что проявляется в их комплексном характере. Предприни-
мательские отношения в рамках государственного регулирования эко-
номики включают наряду с имущественными такжеадминистративные,
финансовые и иные отношения. Указанное обстоятельство позволяет
сделать вывод о наличии у предпринимательского права самостоятель-
ного предмета правового регулирования, об объективной необходимо-
сти существования
юридической науки, отрасли права
и отрасли российского
тельства, учебной дисциплины.
Методы государственного воздействия на экономику подразде-
ляются на прямые и косвенные. Прямые методы связаны с использо-
ванием административных средств воздействия на экономические
отношения. Эти средства характеризуются непосредственным власт-
ным воздействием государственных органов на регулируемые отно-
шения и поведение соответствующих субъектов (например,
государственная регистрация субъектов предпринимательской деятель-
ности, лицензирование отдельных ее видов и т.д.)
Косвенныеметоды государственного регулирования основываются
на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения
со стороны органов
ческие интересы без прямого
властного воздействия
поведении участников экономических отношений путем создания ус-
ловий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством
материальных стимулов, таких как материальное поощрение и ответ-
ственность. К экономическим средствам относятся налогообложение,
денежно-кредитная и бюджетная политика, прогнозирование и косвен-
ное планирование и др.
Косвенные методы, бесспорно, являются основными в регулиро-
вании современной экономики, учитывая, что сам рынок представляет
собой саморегулирующуюся систему. Однако это не предполагает от-
каз от непосредственно
Информация о работе Контрольная работа по "Предпринимательскому праву"