Контрольная работа по "Предпринимательскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 05:44, шпаргалка

Описание работы

Вопросы:
1. Сущность и содержание предпринимательского права.
2. Предмет, метод и принципы предпринимательского права.
3. Система источников предпринимательского права.

Работа содержит 1 файл

Лекции по Савёлову.doc

— 1.43 Мб (Скачать)

жания недобросовестной конкуренции, развития и укрепления внеш-

неторговых связей с иностранными лицами и их объединениями.

Не допускаются использование объединений для монополизации

и раздела внутреннего рынка, ограничения  условий конкуренции для

не входящих в них участников внешнеторговой деятельности, дискри-

минация в любой форме российских и иностранных лиц в зависимос-

ти от участия в объединениях, а также использование таких объедине-

ний для ограничения деловой  практики на внешнем рынке.

Создание и деятельность указанных  объединений осуществляют-

ся в порядке, предусмотренном  Гражданским кодексом Российской

Федерации.

Министерством экономического развития и торговли РФ ведется

реестр отраслевых объединений  производителей и экспортеров Рос-

сийскойФедерации. Целью реестра  является накопление и системати-

зация на федеральном уровне достоверных  данных об участниках

внешнеторговых операций, что должно позволить координировать их

деятельность и способствовать предотвращению монополизации и  не-

добросовестной конкуренции.

Споры между участниками внешнеэкономической  деятельности

моГУТ разрешаться как в обычном  порядке в судах общей юрисдик-

ции и арбитражных судах Российской Федерации соответственно по

правилам гражданского и арбитражного судопроизводства, так и в

особом порядке предусмотренном  как международными договорами,

так и законодательством Российской Федерации.

Важнейшим международнымдоговором в рассматриваемой сфере

является Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-

правовых споров, вытекающих из отношений  экономического и науч-

но-технического сотрудничества (Москва, 1972 г.), основополагающим

нормативным правовым актом является также Закон Российской Фе-

дерации от 7 июля 1993 г. № 5338-1 “О международном  коммерчес-

ком арбитраже”.

Споры между участниками внешнеэкономической  деятельности

могут рассматриваться арбитражными органами (третейскими суда-

ми), как постоянно действующими, так и созданными специально для

рассмотрения конкретного спора. В России постоянно действующими

арбитражными учреждениями являютсяМеждународный  коммерчес-

кий арбитражный суд и Морская  арбитражная комиссия при Торгово-

промышленной палате РоссийскойФедерации.

Стороны могут договориться о передаче в арбитраж всех или оп-

ределенных споров, которые возникли или могут возникнуть между

ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением независимо

от того, носило оно договорный характер или нет, путем заключения

арбитражного соглашения. Арбитражное  соглашение может быть зак-

лючено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельно-

го соглашения.

Спор разрешается арбитражным  органом в соответствии с таки-

ми нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых

к существу спора. Любое указание на право или систему права како-

го-либо государства должно толковаться  как непосредственно отсы-

лающее к материальному праву  этого государства, а не к его

коллизионным нормам.

По результатам рассмотрения спора выносится арбитражное ре-

шение, которое признается обязательным и при подаче в компетентный

суд письменного ходатайства приводится в исполнение, независимо

от того, в какой стране оно  было вынесено.

Арбитражное решение может быть отменено судом субъекта Рос-

сийской Федерации лишь в случае, если:

1) сторона, заявляющая ходатайство  об отмене, представит дока-

зательства того, что:

— одна из сторон в арбитражном  соглашении была в какой-то

мере недееспособна, или это  соглашение недействительно по закону,

которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания -

по закону Российской Федерации; или— она не была должным обра-

зом уведомлена о назначении арбитра  или об арбитражном разбира-

тельстве, или по другим причинам не могла представить свои

объяснения; или— решение вынесено по спору, не предусмотренно-

му арбитражным соглашением  или не подпадающему под его усло-

вия, или содержит постановления  по вопросам, выходящим за пределы

арбитражного соглашения, с тем, однако, что если постановления по

вопросам, охватываемым арбитражным  соглашением, могут быть от-

делены от тех, которые не охватываются таким соглашением, то может

быть отменена только та часть арбитражного решения, которая содер-

жит постановления по вопросам, не охватываемым арбитражным со-

глашением; или

— состав третейского суда или  арбитражная процедура не соот-

ветствовали соглашению сторон, если только такое соглашение не про-

тиворечит любому положению Закона, от которого стороны не могут

отступать, либо в отсутствие такого соглашения не соответствовали

Закону; либо

2) суд определит, что:

— объект спора не может быть предметом  арбитражного разбира-

тельства по закону Российской Федерации; или

— арбитражное решение противоречит публичному порядку Рос-

сийскойФедерации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое иностранная  инвестиция?

2. Назовите виды иностранных  инвестиций.

3. Кто может иметь  статус иностранного инвестора?

4. Какие преимущества  имеют российские организации  с участием

иностранного капитала?

5. В чем заключаются государственные гарантии прав иностранных

инвесторов?

6. Раскройте основные  экономические и административные  методы

государственного регулирования  внешнеэкономической деятельно-

сти.

7. Кто признается участником  внешнеторговой деятельности?

8. Перечислите формы и способы разрешения споров между участни-

ками внешнеторговой деятельности.

9. Может ли арбитражное  решение быть отменено судом  субъекта Рос-

сийскойФедерации?

ТЕМА 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебные вопросы:

1. Понятие, принципы и основания  юридической ответственности за

правонарушения в сфере предпринимательской  деятельности.

2. Краткая характеристика основных  видов юридической ответствен-

ности в сфере предпринимательской  деятельности.

1. Понятие, принципы и основания юридической ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности

Юридическая ответственность— правовая связь государства

(в лице управомоченных органов)  и правонарушителя, находящая  вы-

ражение в санкциях, применяемых  к правонарушителю в виде возло-

жения на него дополнительных обязанностей и (или) лишения

принадлежащего ему права.

Цели установления и применения государством мер ответствен-

ности в сфере предпринимательства  заключаются в том, чтобы: (1) сти-

мулировать предпринимателей к соблюдениюустановленных процедур,

правил, нормативов, стандартов, иных требований и запретов, в рам-

ках которых должна осуществляться предпринимательская деятельность;

(2) иметь возможность наказывать  за несоблюдение предпринимате-

лями своих обязанностей; (3) обеспечивать восстановление нарушен-

ных прав и интересов других лиц  и общества в целом; (4) предотвращать

нарушения установленных требований предпринимателями и иными

лицами в будущем.

Можно выделить несколько общих  существенных признаков по-

нятия ответственности в предпринимательской  сфере.

1). Применение мер ответственности  всегда носит принудитель-

ный характер. Ответственность в  предпринимательской сфере –  это,

прежде всего, форму государственного принуждения, применяемого

государством по отношению к предпринимателям.

2) Такая форма принуждения выражается  в основном в установ-

ленных государством нормах права, в отличие от норм морали, нрав-

ственности, обычно не представляющих собой “писаные” нормы.

3). Ответственность всегда сопровождается применением санк-

ций имущественного характера.

Лишение права в основном носит  имущественный характер и

выражается в изъятии имущества  в доход государства, уплате денеж-

ных средств в виде штрафа, убытков, неустойки, лишении права соб-

ственности на имущество и иных вещных прав. Однако возможно также

применениемерответственности в  виде ограничения или лишенияиных

прав, которые ведут, в первую очередь, к ограничению или прекраще-

нию правосубъектности предпринимателя, хотя затрагивают и имуще-

ственные интересы предпринимателя, привлекаемого к ответственности.

К таким мерам ответственности  относятся:

1) ликвидацияюридического лица  по решению суда в случае  осу-

ществления деятельности безнадлежащего разрешения (лицензии) либо

деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными

или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (ст. 61

ГК РФ), в частности, законодательства о рынке ценных бумаг, о нало-

гах и сборах, о конкуренции;

2) реорганизация коммерческой организации  в форме ее разделе-

ния или выделения из ее состава  одного или нескольких юридических

лиц по решению уполномоченных государственных  органов или по

решению суда (ст. 57 ГК РФ), в частности, в случае нарушения анти-

монопольного законодательства;

3) приостановление действия лицензии в случае выявления ли-

цензирующими органами неоднократных  нарушений или грубого на-

рушения лицензиатом лицензионных требований и условий;

аннулирование лицензии по решению  суда в случае, если нарушение

лицензиатом лицензионных требований и условий не было устранено

в установленный срок или повлекло за собой нанесение ущерба пра-

вам, законным интересам, здоровью граждан;

4) применение уголовного наказания  в виде лишения права зани-

мать определенные должности, заниматься определенной деятельнос-

тью, ограничения свободы, лишения  свободы на определенный срок;

например, в случае осуществления  предпринимательской деятельнос-

ти без регистрации либо без  лицензии, когда получение лицензии обя-

зательно, гражданин может быть лишен свободы на срок до трех лет,

если в результате такой деятельности причинен крупный ущерб граж-

данам, организациям или государству, либо если она была сопряжена

с извлечением дохода в крупном  размере (ст. 171 УК РФ);

5) ограничение предпринимательской  деятельности или отдельных

операций; в частности, при наличии  недоимки по налоговымплатежам

в федеральный бюджет у нефтедобывающих  организаций их доступ к

системе магистральных нефтепроводов  и терминалов в морских пор-

тах для вывоза нефти за рубеж  ограничивается на 20%; за несоблюде-

ние требований в области охраны окружающей среды, в частности,

несоблюдение нормативов качества окружающей среды на основе при-

Информация о работе Контрольная работа по "Предпринимательскому праву"