Резервы роста прибыли от основной деятельности

Автор: w*********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

В системе экономических теорий, связанных с предпринимательской деятельностью, теория прибыли традиционно характеризуется экономистами как одна из наиболее сложных. Эта сложность определяется многообразием сущностных сторон, которые отражает категория прибыли, а также многообразие обличий, в которых она выступает.
Рассматривая сущность прибыли, в свете современной экономической парадигмы, следует в первую очередь отметить такие ее характеристики:

Работа содержит 1 файл

курсовая2.docx

— 168.37 Кб (Скачать)

      6. Структурный анализ распределения или использования полученной прибыли. Такое структурное разложение осуществляется в разрезе направлений распределения прибыли, а по каждому из направлений распределения — в разрезе форм конкретного ее использования.

     III. Сравнительный анализ прибыли базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных ее показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие виды сравнительного ее анализа:

      1. Сравнение показателей уровня прибыли (доходов, затрат) данного предприятия и среднеотраслевых. Такой анализ проводится предприятием с целью оценки своей конкурентной позиции по уровню хозяйствования и выявления резервов дальнейшего повышения эффективности производственной деятельности. Соответственно объектом такого анализа являются показатели лишь операционной прибыли.

     2. Сравнение показателей прибыли (доходов, затрат) данного предприятия и предприятий — конкурентов. Целью осуществления такого анализа является определение конкурентной позиции предприятия в рамках конкретного регионального рынка соответствующей продукции и разработка мероприятий по ее повышению.

     3. Сравнение показателей прибыли (доходов, затрат) отдельных центров ответственности (структурных подразделений предприятия). Такой анализ проводится в разрезе различных типов центров ответственности.

     4. Сравнение отчетных и плановых (нормативных)показателей прибыли (доходов, затрат). В процессе этого анализа выявляется степень отклонения отчетных показателей от плановых (нормативных) и определяются причины этих отклонений. Такой анализ используется для контроля процесса текущего формирования и использования прибыли и внесения необходимых корректив в направления хозяйственной деятельности предприятия.

     IV. Анализ коэффициентов (R-анализ) базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные аспекты формирования, распределения и использования прибыли предприятия.

     V. Интегральный анализ прибыли позволяет получить наиболее обобщенную характеристику условий ее формирования.

     Такой огромный спектр систем и методов  анализа прибыли позволяет выявить  и конкретизировать причины убытков, определить основные направления их снижения,  выявить резервы дальнейшего  повышения эффективности управления ею на предприятии.

 

     Глава 2. Анализ  динамики и выполнения плана прибыли предприятием

     2.1. Анализ динамики  и состава общей суммы прибыли  отчетного периода. Зависимость  ее величины от учетной политики  предприятия 

     Анализ  динамики и состава общей суммы  прибыли проводится путем сравнения  фактических данных с плановыми  по основным видам прибыли предприятия: прибыли от реализации продукции, внереализационных и операционных доходов и расходов.

           Проанализируем динамику выполнения плана и состава балансовой прибыли за отчетный год на примере  СХУ «Бобровичи» УП «Минскоблгаз»

     Анализ  динамики, выполнения плана и состава  балансовой прибыли за отчетный год.

     
     Состав валовой  прибыли      Прошлый год      Отчетный  год
Сумма, млн.руб. Структура,

     %

     план      Факт
Сумма, млн.руб. Структура,

     %

Сумма, млн.руб.      Структура,

     %

Прибыль (убыток) от реализации                           продукции  
     -355,4      
     -248,01      -152,7      -49,69      -463,5      -1179,39
Операционные   Расходы

Доходы

 
--

8,3

 
0

5,79

 
     --

45,8

 
0

14,90

 
 
--

24,3

 
     0

     61,83

Внереализационные:

     Доходы

     Расходы

 
512,6

-22,2

 
357,71

-15,49

 
436,2

-22,0

 
141,95

-7,16

 
532,3

-53,8

 
     1354,45

     -136,89

Общая сумма прибыли (убытка)  
143.3
 
100
 
307,3
 
100
 
39.3
 
     100
      

       По данным анализа видно, что общая сумма прибыли за отчетный год уменьшилась на 104 млн.р., в т.ч. за счет увеличения убытка на 108,1 млн.р., за счет внереализационных расходов на 31,6 млн.р. В то же время общая сумма прибыли увеличилась на 16 млн.р. за счет  увеличения операционных доходов и на 19,7 млн.р. за счет внереализационных доходов. Что касается структуры общей суммы прибыли, то большую долю в ней занимают внереализационные доходы.

     Причиной  увеличения расходов в 2010 году являются расходы, связанные с вводом в эксплуатацию нового животноводческого комплекса. 

     Анализ  выполнения плана балансовой прибыли  за отчетный год

     
Состав  валовой прибыли      Выполнение  плана      Отчетный  год
Абсол.,млн,р Относит.,% План, млн.руб. Факт, млн.руб.      
     Прибыль (убыток) от реализации                           продукции      -310,8      -303,54      -152,7      -463,5
Операционные

Расходы

Доходы

     --

     -21,5

     --

     53,06

 
     --

     45,8

 
 
     --

     24,3

     
     Внереализационные:

     Доходы

     Расходы

 
     96,1

     31,8

 
     122,03

     -244,55

 
436,2

-22,0

 
     532,3

     -53,8

     Общая сумма прибыли (убытка)      -268      12,79 307,3      39.3
      

     Как показывают данные таблицы, план по балансовой прибыли недовыполнен на 87,21%. Однако предприятие перевыполнило план по внереализационным доходам, за счет чего и имеет положительную прибыль.

     Для увеличения прибыли необходимо, чтобы  прибыль от реализации продукции была положительной. На нее влияют четыре фактора: объем реализации продукции, ее структура, себестоимость и уровень среднереализационных цен. Эти показатели мы рассмотрим в следующих главах.

     Также убыток обусловлен низкими прейскурантными ценами, действующими с начала 2010 года (рентабельность варьировалась от -97,3% до -1%), а также невозможностью оказания прибыльных строительно-монтажных работ.

     Сумма общей прибыли зависит от многих факторов, а в условиях ограниченных производственных возможностей и при  неограниченном спросе на первое место  выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка  и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить  только те товары и в таком объеме, которые оно может реально  реализовать.

     Также размер прибыли зависит от учетной  политики, применяемой на анализируемом  предприятии. Закон о бухгалтерском  учете и другие нормативные документы  предоставляют право субъектам  хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные  существенно повлиять на формирование финансовых результатов.

     Следующие нормативные акты допускают следующие  методы регулирование прибыли субъектом  хозяйствования:

  1. Изменение метода переоценки основных средств:

     Путем индексации первоначальной стоимости  с использованием коэффициентов  пересчета;

     Прямым  пересчетом первоначальной стоимости  в цены, складывающиеся на дату переоценки на соответствующие виды основных средств.

     От  выбранного метода переоценки зависит  фонд переоценки имущества, сумма амортизационных  отчислений и как результат –  величина прибыли и собственного капитала предприятия.

  1. Использование метода ускоренной амортизации по активной части основных средств также приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли, а следовательно, и налогов на прибыль.
  2. Применение различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним.
  3. Выбор метода оценки потребленных производственных запасов (NIFO, LIFO. FIFO).
  4. Изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (по фактическим затратам или равномерными частями за счет созданного ремонтного фонда).
  5. Изменение сроков погашения расходов будущих периодов, сокращения которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода.
  6. Изменение метода определения прибыли и реализации продукции (по моменту отгрузки продукции или ее оплаты).

          Таким образом, учетная  политика, формируемая администрацией, открывает большой простор для  выбора методологических приемов, способных  радикально менять всю картину финансовых результатов и финансового состояния  предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо установить соответствия принятой учетной политики предприятия  действующим нормативным положениям по ведению бухгалтерского учета  и определить влияние изменений  в учетной политике на сумму брутто-прибыли, налогооблагаемой прибыли, чистой прибыли, а также на размер налогов, сумму  потребленной и капитализированной прибыли. Для этого следует отразить в специальной таблице уровень  перечисленных показателей до и  после  изменения каждого метода учетной политики субъекта хозяйствования. 

     2.2. Анализ прибыли  от основной (операционной) деятельности. Факторы изменения ее величины. 

     Основную  часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются  динамика, выполнение плана прибыли  от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

     Прибыль от реализации продукции в целом  по предприятию зависит от четырех  факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции VРП; ее структуры ; себестоимости и уровня среднереализационных цен .

     Объем реализации продукции может оказывать  положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции  приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

     Структура товарной продукции может оказывать  как положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

     Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

     Изменение уровня среднереализационных цен и  величина прибыли находятся в  прямо пропорциональной зависимости: при увеличении роста цен сумма  прибыли возрастает и наоборот.

Информация о работе Резервы роста прибыли от основной деятельности