Автор: w*********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 19:48, курсовая работа
В системе экономических теорий, связанных с предпринимательской деятельностью, теория прибыли традиционно характеризуется экономистами как одна из наиболее сложных. Эта сложность определяется многообразием сущностных сторон, которые отражает категория прибыли, а также многообразие обличий, в которых она выступает.
Рассматривая сущность прибыли, в свете современной экономической парадигмы, следует в первую очередь отметить такие ее характеристики:
Несмотря
на довольно значительный перечень рассмотренных
классификационных признаков, он, тем
не менее, не отражает всего многообразия
видов прибыли, используемых в научной
терминологии и предпринимательской
практике.
Рисунок 1.2. Структурно логическая модель формирования показателей прибыли
Основными формирующими элементами прибыли являются:
Механизм формирования данных показателей представлен на рисунке 1.2.
Рассчитаем данные показатели на примере СХУ «Бобровичи» УП» Минскоблгаз", млн.р.:
Наименование показателей | 2010 год | 2009 год |
Выручка от реализации продукции, товаров, услуг | 3717,8 | 4152,4 |
Налоги из выручки | 408,1 | 454,6 |
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров и услуг | 3309,7 | 3697,8 |
Переменные расходы, приходящиеся на реализованную продукцию | 3859,8 | 4133,2 |
Маржинальная (валовая) прибыль | -550,1 | -435,4 |
Постоянные расходы отчетного периода | 86,6 | 80 |
Финансовый результат от реализации | -463,5 | -355,4 |
Сальдо внереализационных доходов и расходов, относящихся к основной операционной деятельности | 39,3 | 143,3 |
Финансовый результат от операционной деятельноти | -424,2 | -212.1 |
Прибыль от инвестиционной и финансовой деятельности | 24,3 | 8,3 |
Финансоыфй результат от обычной деятельности | -399,9 | -203,8 |
Чрезвычайные доходы и расходы | 0 | 0 |
Прибыль отчетного периода до налогообложения | -399,9 | -203,8 |
Налог на прибыль и другие обязательные платежи | 0 | 0 |
Чистая прибыль (убыток) | -399,9 | -203,8 |
Как показывают данные таблицы, общая сумма прибыли отрицательна, то есть предприятие работает убыточно. Как видим, величина прибыли зависит от многочисленных факторов. Однако следует иметь в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.
Таким
образом, от структуры отдельных видов
прибыли, формируемой на предприятии,
зависит качество прибыли. В наиболее
обобщенном виде оно характеризует структуру
источников формирования прибыли по видам
деятельности — операционной, инвестиционной,
финансовой. В рамках каждого из этих видов
прибыли данное понятие характеризует
конкретные источники роста прибыли, а
структуризация этих показателей позволяет
правильнее оценивать ее динамику, проводить
сопоставимый ее анализ в процессе сравнения
с деятельностью других предприятий.
Важной
составной частью механизма управления
прибылью предприятия являются системы
и методы ее анализа. Анализ прибыли
представляет собой процесс исследования
условий и результатов ее формирования
и использования с целью
1. По объектам исследования выделяют анализ формирования прибыли и анализ ее распределения и использования.
а) Анализ формирования прибыли проводится обычно в разрезе основных сфер деятельности предприятия — операционной, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой осуществления анализа с целью выявления резервов повышения суммы и уровня прибыли предприятия.
б) Анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям этого использования. Он призван выявить уровень потребления прибыли собственниками и персоналом предприятия, общий уровень ее капитализации и конкретные формы производственного ее потребления в инвестиционных целях.
2. По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли.
а) Внутренний анализ прибыли проводится менеджерами предприятия или его собственниками с использованием всей совокупности имеющихся информативных показателей (включая данные управленческого учета). Результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну предприятия.
б) Внешний анализ прибыли осуществляют налоговые органы, аудиторские фирмы, банки, страховые компании с целью изучения правильности ее отражения, уровня кредитоспособности предприятия и т.п. Источником информации для проведения такого анализа являются данные финансового учета и отчетности предприятия.
3. По глубине аналитического исследования выделяют следующие его виды:
а) Экспресс-анализ прибыли. Он проводится по данным финансовой отчетности на основе стандартных алгоритмов расчета основных аналитических показателей формирования, распределения и использования прибыли предприятия.
б) Фундаментальный анализ прибыли. Он включает факторное исследование показателей прибыли и рентабельности предприятия.
4. По масштабам деятельности выделяют следующие формы анализа прибыли:
а) Анализ прибыли по предприятию в целом. В процессе такого анализа предметом изучения является формирование, распределение и использование прибыли на предприятии в целом без выделения отдельных его структурных подразделений.
б) Анализ прибыли по структурному подразделению(центру ответственности). Если рассматриваемое структурное подразделение (центр ответственности) по характеру своей деятельности не имеет законченного цикла формирования прибыли, такой анализ направлен на формирование затрат (доходов). Эта форма анализа базируется в основном на результатах управленческого учета предприятия.
в) Анализ прибыли по отдельной операции. Предметом такого анализа может быть прибыль по отдельным коммерческим сделкам предприятия; отдельным операциям, связанным с краткосрочными или долгосрочными финансовыми вложениями; отдельным завершенным реальным проектам и другим операциям.
5. По объему исследования выделяют полный и тематический анализ прибыли.
а) Полный анализ прибыли проводится с целью изучения всех аспектов ее формирования, распределения и использования в комплексе.
б) Тематический анализ прибыли ограничивается лишь отдельными аспектами ее формирования или использования. Предметом тематического анализа прибыли может являться изучение влияния проводимой предприятием налоговой политики на формирование затрат, доходов и прибыли; прибыльность сформированного фондового портфеля; влияние структуры и стоимости капитала на уровень прибыльности предприятия; эффективность избранной политики распределения прибыли; анализ альтернатив возможного использования прибыли и ряд других аспектов.
6. По периоду проведения выделяют предварительный, текущий и последующий анализ прибыли.
а) Предварительный анализ прибыли связан с изучением условий ее формирования, распределения или предстоящего использования; с условиями осуществления отдельных коммерческих сделок, финансовых и инвестиционных операций с предварительным расчетом ожидаемой прибыли по ним.
б) Текущий (или оперативный) анализ прибыли проводится в процессе осуществления операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия; реализации отдельных хозяйственных операций с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли. Как правило, такой анализ прибыли ограничивается кратким периодом времени.
в) Последующий (или ретроспективный) анализ прибыли осуществляется обычно менеджерами и собственниками предприятия за отчетный период (квартал, год). Он позволяет полнее проанализировать результаты формирования и использования прибыли предприятия в сравнении с предварительным и текущим ее анализом, так как базируется на завершенных результатах финансового учета и отчетности, дополняемых данными управленческого учета.
Для решения конкретных задач управления прибылью применяется целый ряд специальных систем и методов анализа, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов ее формирования, распределения и использования, как в статике, так и в динамике. В зависимости от используемых методов различают следующие основные системы проведения анализа на предприятии: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; сравнительный анализ; анализ коэффициентов; интегральный анализ.
I. Горизонтальный (или трендовый) анализ прибыли базируется на изучении динамики отдельных ее показателей во времени. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных видов прибыли, определяются общие тенденции ее изменения (или тренда). В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие виды горизонтального (трендового) анализа:
Исследование динамики показателей прибыли отчетного периода в сопоставлении с показателями предшествующего периода (например, с показателями предшествующего месяца, квартала, года).
Исследование динамики показателей прибыли отчетного периода в сопоставлении с показателями аналогичного периода прошлого года (например, показателями третьего квартала предшествующего года). Этот вид анализа применяется на предприятиях с ярко выраженными сезонными особенностями хозяйственной деятельности.
Исследование динамики показателей формирования, распределения и использования прибыли за ряд предшествующих периодов. Целью этого вида анализа является выявление тенденций изменения отдельных изучаемых показателей прибыли в динамике.
Все
виды горизонтального (трендового) анализа
прибыли дополняются обычно исследованием
влияния отдельных факторов на изменение
соответствующих результативных ее
показателей. Результаты такого исследования
позволяют построить
II. Вертикальный (или структурный) анализ прибыли базируется на структурном разложении агрегированных показателей ее формирования, распределения и использования. В процессе применения этой системы анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих агрегированного показателя прибыли. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие виды вертикального (структурного) анализа:
Структурный анализ прибыли (доходов, затрат), сформированной по отдельным видам деятельности. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются удельные веса или соотношения сумм прибыли (доходов, затрат) по операционной и другим видам деятельности.
Структурный анализ формирования прибыли (доходов, затрат) по отдельным видам продукции. Степень агрегирования номенклатуры продукции определяется самим предприятием.
Структурный анализ отдельных видов налоговых платежей в общей их сумме, уплачиваемой предприятием. Такой анализ используется для формирования или оценки эффективности налоговой политики предприятия.
Структурный анализ активов. В процессе этого анализа рассматриваются соотношение оборотных и внеоборотных активов предприятия; состав используемых внеоборотных активов; структура оборотных активов; состав инвестиционного портфеля и другие структурные показатели. Результаты этого анализа позволяют оценить ресурсный потенциал генерирования прибыли предприятием.
Структурный анализ капитала. В процессе этого анализа определяются удельный вес используемого предприятием собственного и заемного капитала; состав используемого заемного капитала по периодам его предоставления (кратко- и долгосрочный привлеченный заемный капитал); состав используемого заемного капитала по его видам (банковский кредит; финансовый кредит других форм; товарный или коммерческий кредит и т.п.). Результаты этого анализа используются в процессе оценки эффекта финансового левериджа, определения средневзвешенной стоимости капитала и других показателей, оказывающих влияние на формирование прибыли предприятия.
Информация о работе Резервы роста прибыли от основной деятельности