Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:04, курсовая работа
Стоит отметить, что вожатство является достаточно сложным видом деятельности. Ведь эта работа связана с постоянным общением с детьми, причем, с большим их количеством, причем всегда с разными. А ведь у каждого ребенка свой характер, а найти подход нужно ко всем.
Введение 3
Теоретическая часть работы
1.1 История возникновения детских оздоровительных лагерей и вожатства 5
1.2 Образ идеального вожатого 6
2. Методологический раздел
2.1 Актуальность темы 8
2.2 Проблема исследования 8
2.3 Цель 9
2.4 Задачи 9
2.5 Объект 9
2.6 Предмет 9
2.7 Интерпретация понятий 9
2.8 Операционализация понятий 10
2.9 Гипотезы 11
3. Методический раздел
3.1 Стратегический план 12
3.2 Методы исследования 12
3.3 Выборка 12
3.4 Метод сбора эмпирических данных 13
4. Аналитический раздел
4.1 Результаты социологического исследования 15
Заключение 25
Список использованных источников 26
Приложение А (обязательное) 28
Приложение Б 30
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра
методологии и прикладной социологии
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ОСНОВНЫЕ
МОТИВАЦИИ В ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор курсовой
работы
Направление
040200.62 Социология
Обозначение курсовой работы КР-02069964-040200-07-12
Руководитель работы
д-р социол. наук,
профессор
Оценка
Саранск 2012
Содержание
С.
Введение
1.1 История возникновения
детских оздоровительных лагерей и
вожатства
1.2 Образ
идеального вожатого
2. Методологический раздел
2.1 Актуальность
темы
2.2 Проблема
исследования
2.3 Цель
2.4 Задачи
2.5 Объект
2.6 Предмет
2.7
Интерпретация понятий
2.8 Операционализация
понятий
2.9 Гипотезы
3. Методический раздел
3.1 Стратегический план
3.2 Методы исследования
3.3 Выборка 12
3.4 Метод сбора эмпирических
4. Аналитический
раздел
4.1 Результаты социологического исследования 15
Заключение
Список
использованных источников
Приложение А (обязательное) 28
Приложение
Б
Введение
Вожатство – достаточно распространенное занятие для современной молодежи. Практически каждый третий в определенный момент хочет попробовать себя в этой роли. Но, безусловно, не все становятся настоящими вожатыми, чувствующими свое призвание к занятию этим родом деятельности. А для тех, кто чувствует в себе силы и желание отдать всего себя вожатству, существуют отличные школы вожатых, где научат всем премудростям общения с детьми всех возрастов, тому, как построить организационные моменты и многим другим составляющим этой профессии.[3]
Вожатый - профессия, которой не учат ни в одном ВУЗе. Этот человек - ключевая фигура в процессе воздействия на ребенка. Успешная работа вожатого, безусловно, зависит от индивидуальных черт, обусловленных возрастом, опытом работы, его личностными особенностями, системой ценностей и уровнем овладения педагогическими технологиями. От личности вожатого зависит и выбор методов и приемов педагогического воздействия. Вожатый по отношению к ребенку занимает особую позицию - дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов. [1]
Стоит отметить, что вожатство является достаточно сложным видом деятельности. Ведь эта работа связана с постоянным общением с детьми, причем, с большим их количеством, причем всегда с разными. А ведь у каждого ребенка свой характер, а найти подход нужно ко всем. Важно, чтобы каждому ребенку было интересно в отряде, чтобы каждый, даже самый злостный сорванец и нарушитель порядка поддавался влиянию вожатого. Для всего этого вожатый должен обладать недюжинной выдержкой, глубоким талантом, способностью веселиться тогда, когда не хочется, умением притягивать внимание и авторитетно влиять на каждого ребенка из отряда. А это дано далеко не каждому. [3]
Так кто такой вожатый? Смею утверждать исходя из личного опыта работы вожатой, что человек, который берет на себя ответственность быть вожатым, должен знать и уметь многое. И даже если он этого многого не умеет и не знает, он обязан этому учиться. И учится быстро. [2]
Есть вожатые, которые едут
с колоссальным желанием
1.
Теоретический раздел
1.1 История возникновения детских оздоровительных лагерей и вожатства.
Начну с небольшой истории появления слова
“вожатый”. Это слово стало известным
в русском языке еще в начале 18 века. В
то время, правда, оно обладало другим
видом - "вожатай" - и применялось
в смысле "вожак, путеводитель, проводник".
Варианты слов "вожатый" и "вожатай"
даже толковый словарь русского языка
19 века показывает практически одинаковыми
по смыслу. В XX столетии "вожатай"
выходит из использования и остается один
лишь форма "вожатый". В начале XX столетия
у слова "вожатый" становится неактуальным
смысл "тот, кто указывает дорогу, путь".
Слово "вожатый"
в данном смысле вытесняется таким словом,
как "проводник". Оставляя смысл "вожак",
слово "вожатый" переосмысливается
и начинает обозначаться в составе слов
"вагоновожатый" и "пионервожатый".
На равных правах у слова "вожак"
и "вожатый" возникают еще два: "водитель
трамвая" и "управляющий службой
в пионерском отряде".
В 1950 году Секретариат ВЦСПС вынес Решение о строительстве пионерского лагеря для детей сотрудников МИД СССР в районе станции «Чкаловская». К 01 июня 1951 года строительство было закончено и лагерь МИД СССР на 420 детей принят государственной комиссией с оценкой «хорошо». За период 1951-1970 годов лагерь является составной частью комплекса оздоровительных учреждений МИД СССР, включающего дом отдыха, дачный посёлок, пансионат, больницу, школу-интернат, пансионат на реке Воре. Активное участие в создании детского лагеря принимали местком и комитет ВЛКСМ МИД, а также профсоюзный комитет Министерства. В послевоенные 50-годы единая Всесоюзная пионерская организация, созданная в 20-е годы XX-го века, восстанавливается. Обновляется её деятельность на основе принципов самоуправления, самодеятельности, активного включения детей в созидательную жизнь. [10 c. 59-64]
Первым начальником лагеря был
Малолетков Г.С. При помощи
месткома и комитета ВЛКСМ
МИД своевременно подбирался
и обучался на семинарах
Лагерь
жил интересной и разнообразной
жизнью, насыщенной событиями: вожатые
проводили с детьми различные
командные игры, ходили в туристические
походы, проводили экскурсии, пионерские
костры. Ребята занимались краеведческой
работой: собирали материалы об истории
района, знакомились со знаменитыми
тружениками предприятий, проводили
встречи с участниками Великой
Отечественной войны, делали раскопки.
Силами вожатых был организован музей
лагеря, экспонаты которого рассказывали
об истории и традициях лагеря.
1.2 Образ идеального вожатого
Побывавший хоть раз в жизни
в летнем оздоровительном
Прежде всего, идеальный
вожатый должен любить детей, хотеть отдать
им все самое лучшее. Без этого стремления
даже не стоит идти работать в лагерь вожатым.
Желательно, чтобы это был молодой, энергичный
и жизнерадостный человек, стремящий к
новым познаниям, к самосовершенствованию,
он должен быть сторонником инновационного
подхода в образовании и воспитании будущего
поколения. Молодой вожатый с радостью
станет инициатором в подготовке праздников,
мероприятий, соревнований. Дети с ним
будут все время заняты, участвуя в общелагерных
мероприятиях не потому что «нужно», а
потому что им это действительно интересно.
Для того чтобы заинтересовать
детей, идеальный вожатый просто обязан
разбираться в современных музыкальных
течениях, в фильмах, компьютере и быть
в курсе всех мировых новостей, чтобы не
только ответить ребенку на каверзный
вопрос, но и рассказать что-то новое.
Без знания психологии
вожатому также будет довольно сложно
управляться с детьми, потому как они все
индивидуальны, требуют внимания и отдельного
подхода. Умение помочь решить конфликт,
помочь советом, поддержать в критической
для ребенка ситуации – это не должностные
обязанности вожатого, обязательные черты
го характера.
Требовательность
крайне важна в работе с детьми. Это должен
быть идеальный баланс строгости и справедливости.
Что касается голоса, то он должен звучать
твердо и уверенно, но ни в коем случае
не приветствуются разговоры на повышенных
тонах.
И, конечно же, у вожатого
просто не может быть вредных привычек,
потому как он является образцом для подражания.
Он – это идеал ребенка, который просто
не может подавать своим воспитанникам
дурной пример.[3]
2. Методологический
раздел
Эмпирическое
исследование «Основные
мотивации в вожатской
деятельности».
2.1
Актуальность исследования:
Вожатская деятельность является чрезвычайно
популярной среди студенчества. Очень
активно набираются желающие студенты
в Школу Вожатского мастерства, создаются
новые педагогические отряда на базе университета.[11]
На сегодняшний день в Республике Мордовия
насчитывается около 500 вожатых, членов
организаций и объединений, деятельность
которых связана с работой в Детских оздоровительных
лагерях. Большое количество студентов
в период летних и зимних каникул едут
работать вожатыми в лагеря, санатории,
пансионаты.
2.2 Проблема исследования: Вожатство, как и любая другая деятельность, подразумевает определенную мотивационную базу. Необходимо четко понимать с какой целью и намерениями студенты выбирают вожатство, и что они ждут от вожатства в целом. Очевидно, что вожатство, подразумевая под собой работу с детьми, требует вполне определенной мотивационной базы от студентов. В первую очередь, мотивами выбора вожатской деятельности должны стать внутренние мотивы. То есть студенты должны быть заинтересованы непосредственно педагогической деятельностью, самим процессом работы с детьми и получением необходимых навыков и опыта. И только потом мотивации могут дополняться другими факторами. Вожатые, которые работают с детьми из материальных побуждений - это уже материальная мотивация. Кроме того, очень важно, чтобы мотивация была положительной и устойчивой. Только в этом случае можно говорить об эффективной работе в сфере вожатства.
2.3 Цель исследования: определить особенности мотиваций студентов к вожатской деятельности.
2.4 Объект исследования: студенты, входящие в состав АПО ИСИ.
2.5 Предмет исследования: мотивация студентов к вожатской деятельности.
2.6 Задачи исследования:
Информация о работе Основные мотивации к вожатской деятельности