Основные модели деятельности преподавателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:02, доклад

Описание работы

С древнейших времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание: 1) воспитывать детей нужно в страхе и повиновении; 2) воспитывать детей нужно добротой и лаской. Если бы жизнь категорически отвергала один из подходов, то он уже давно прекратил бы свое существование. Но в этом-то и вся сложность: в одних случаях большую пользу обществу приносят люди, воспитанные в жестких правилах, с суровыми взглядами на жизнь, с упрямыми характерами и неуступчивыми взглядами, в других – мягкие, добрые, интеллигентные, богобоязненные и человеколюбивые люди.

Работа содержит 1 файл

модели деятельности преподавателя.docx

— 18.12 Кб (Скачать)

ТЕМА 11

«Основные модели деятельности преподавателя»

 

С древнейших времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание: 1) воспитывать детей нужно в  страхе и повиновении; 2) воспитывать  детей нужно добротой и лаской. Если бы жизнь категорически отвергала  один из подходов, то он уже давно  прекратил бы свое существование. Но в этом-то и вся сложность: в  одних случаях большую пользу обществу приносят люди, воспитанные  в жестких правилах, с суровыми взглядами на жизнь, с упрямыми характерами  и неуступчивыми взглядами, в  других – мягкие, добрые, интеллигентные, богобоязненные и человеколюбивые  люди. Примеры истории доказывают, что социальная роль и функции преподавателя зависят от самой истории общества. В зависимости от того, в каких условиях живет народ, какую политику приходится вести государствам, создаются традиции воспитания. В тех обществах, которые уже давно живут спокойной, благополучной жизнью, преобладают гуманистические тенденции воспитания. В обществах, ведущих постоянную борьбу, преобладает жесткое воспитание, основанное на авторитете старшего и беспрекословном повиновении младшего. Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Неудивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества.

Еще в конце XIX в. П.Ф. Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, писал, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причем особое внимание уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т. е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается педагогическому такту, в проявлении которого выражаются общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

Для решения главных задач  в любом обществе в XXI веке необходимо обновлять образовательный процесс, связанный с обеспечением интеллектуальной независимости, производством и продвижением новых знаний, подготовкой и формированием ответственных и образованных граждан, высококвалифицированных специалистов, без которых невозможен ни экономический, ни социальный, ни культурный, ни политический прогресс, поэтому развитие образования в большинстве стран мира отнесены к важнейшим национальным приоритетам, а подготовка преподавательских кадров – одна из центральных тем.

Основными направлениями  и требованиями к профессиональной деятельности преподавателя вуза в  университете выступают наличие  определенных личностных качеств, социально-психологических  черт и педагогических способностей. Основные из них следующие: общегражданские  качества, нравственно-психологические  качества, научно-педагогические качества, индивидуально-психологические особенности  и профессионально-педагогические способности. Функциональными компонентами профессиональной подготовки специалиста выступают: рефлексия, проектирование, конструирование, организация и коммуникация. Основными компетенциями современного преподавателя высшей школы, которые были актуализированы в отраслевом стандарте указанной специальности, являются:

Профессиональная компетенция, которая базируется на специальной  научной, практической и психолого-педагогической подготовке специалиста;

Общекультурное и гуманитарная компетенции, включающей в себя знание основ мировой культуры, гуманистические  личностные качества, ответственность  за результаты собственной деятельности, мотивации к самосовершенствованию;

Креативность личности, предполагает сформированность нестандартного мышления, владение инновационной стратегией и тактикой, пластической адаптацией к изменениям содержания и условий профессиональной деятельности;

Коммуникативная компетенция, включающая в себя развитую родной язык, владение иностранными языками, современными средствами связи и  основами компьютерной грамотности;

Социально-экономическая  компетенция, что предполагает владение основами современной рыночной экономики, знание законов бизнеса, азам экологии, социологии и права.

Владение профессиональными  умениями, знаниями и навыками преподавания материала посредством соблюдения логической последовательности в освещении  тематике, ясно и доступно, разъяснения  сложных положений, выделять главных  моментов, умение вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету и знания новых подходов и методов  обучения магистры проходят на курсах «Методика преподавания (по профессиональному  направлению)" и "Дидактические  системы в высшем образовании».

Не менее важным компонентом  в деятельности преподавателя является его информационная культура. В условиях перехода общества к постиндустриальному и информационному современного состояния выдвигаются новые требования и создаются возможности в применении информационных технологий и компьютерной техники практически во всех отраслях производства, науки, образования, культуры и даже быта. Поэтому, уже сегодня преподаватель должен эффективно использовать новые технологии и источники информации, что будет способствовать более продуктивному усвоению новых знаний и умений в системе дальнейшего развития информатизации общества. Большое внимание следует уделять привитию информационной культуры студентов разных специальностей и разработке методологии ее формирования; широкому внедрению информатизации в учебный процесс и научные исследования, внедрены в учебный процесс при преподавании дисциплины «Информационные технологии в образовании».

Еще одной неотъемлемой составляющей характеристики преподавателя является уровень его педагогической культуры. Педагогическая культура является частью общечеловеческой культуры, в которой  с наибольшей полнотой отражены духовные и материальные ценности образования  и воспитания, а также способы  творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического  процесса смены поколений, социализации личности и осуществления воспитательно-образовательного процесса. Педагогическая культура интегрирует  историко-культурный педагогический опыт и регулирует сферу педагогического  взаимодействия. В аспекте деятельности педагогических учреждений педагогическая культура исследуется как сущностная характеристика среды, образа жизни, особенностей педагогической системы, как процесс ее движения к новому качественному состоянию, в индивидуально-личностном аспекте она рассматривается как проявление сущностных свойств личности, профессиональной деятельности и общения педагога, подчеркиваются и базируется при изучении таких дисциплин «Системный подход в высшем образовании», «Педагогическое общение», «Педагогическое мастерство» и «Педагогические конфликты и пути их преодоления».

Конструирование и проектирование модели высококвалифицированного, хорошо подготовленного преподавателя, специалиста-профессионала, который бы сочетал в себе глубокую научную эрудицию с основательным  знанием основ психолого-педагогической науки и высоким уровнем методических умений, знаний и навыков, отвечающий стандарту подготовки специалиста  и новым требованиям составления  единого европейского образовательного пространства — все это усваиваются  на курсах «Теория и практика высшего  профессионального образования  в Украине», «Моделирование деятельности специалиста» и «Моделирование образовательной и профессиональной подготовки специалиста».

Сейчас, в период мировой  глобализации и трансформации общества, в условиях постоянных изменений, информатизации и компьютеризации общественно-жизненного процесса перед высшим образованием встает ряд новых задач, пересматривается образовательная парадигма. От высшей школы требуется удовлетворение потребностей личности в таких знаниях  и такой информации, позволяющих  быстро адаптироваться в современной  ситуации, которая меняется с каждым днем. Следует заметить, что только совокупность таких компонентов как педагогические, психологические, профессиональные, разносторонние компетенции, знания, умения и навыки, а также поддержка со стороны руководства и государства является залогом профессионального роста и формирования педагогического мастерства преподавателя высшей школы.


Информация о работе Основные модели деятельности преподавателя