Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:02, доклад
С древнейших времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание: 1) воспитывать детей нужно в страхе и повиновении; 2) воспитывать детей нужно добротой и лаской. Если бы жизнь категорически отвергала один из подходов, то он уже давно прекратил бы свое существование. Но в этом-то и вся сложность: в одних случаях большую пользу обществу приносят люди, воспитанные в жестких правилах, с суровыми взглядами на жизнь, с упрямыми характерами и неуступчивыми взглядами, в других – мягкие, добрые, интеллигентные, богобоязненные и человеколюбивые люди.
ТЕМА 11
«Основные модели деятельности преподавателя»
С древнейших времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание: 1) воспитывать детей нужно в страхе и повиновении; 2) воспитывать детей нужно добротой и лаской. Если бы жизнь категорически отвергала один из подходов, то он уже давно прекратил бы свое существование. Но в этом-то и вся сложность: в одних случаях большую пользу обществу приносят люди, воспитанные в жестких правилах, с суровыми взглядами на жизнь, с упрямыми характерами и неуступчивыми взглядами, в других – мягкие, добрые, интеллигентные, богобоязненные и человеколюбивые люди. Примеры истории доказывают, что социальная роль и функции преподавателя зависят от самой истории общества. В зависимости от того, в каких условиях живет народ, какую политику приходится вести государствам, создаются традиции воспитания. В тех обществах, которые уже давно живут спокойной, благополучной жизнью, преобладают гуманистические тенденции воспитания. В обществах, ведущих постоянную борьбу, преобладает жесткое воспитание, основанное на авторитете старшего и беспрекословном повиновении младшего. Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Неудивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества.
Еще в конце XIX в. П.Ф. Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, писал, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причем особое внимание уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т. е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается педагогическому такту, в проявлении которого выражаются общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.
Для решения главных задач в любом обществе в XXI веке необходимо обновлять образовательный процесс, связанный с обеспечением интеллектуальной независимости, производством и продвижением новых знаний, подготовкой и формированием ответственных и образованных граждан, высококвалифицированных специалистов, без которых невозможен ни экономический, ни социальный, ни культурный, ни политический прогресс, поэтому развитие образования в большинстве стран мира отнесены к важнейшим национальным приоритетам, а подготовка преподавательских кадров – одна из центральных тем.
Основными направлениями
и требованиями к профессиональной
деятельности преподавателя вуза в
университете выступают наличие
определенных личностных качеств, социально-психологических
черт и педагогических способностей.
Основные из них следующие: общегражданские
качества, нравственно-психологические
качества, научно-педагогические качества,
индивидуально-психологические
Профессиональная компетенция, которая базируется на специальной научной, практической и психолого-педагогической подготовке специалиста;
Общекультурное и гуманитарная
компетенции, включающей в себя знание
основ мировой культуры, гуманистические
личностные качества, ответственность
за результаты собственной деятельности,
мотивации к
Креативность личности, предполагает сформированность нестандартного мышления, владение инновационной стратегией и тактикой, пластической адаптацией к изменениям содержания и условий профессиональной деятельности;
Коммуникативная компетенция, включающая в себя развитую родной язык, владение иностранными языками, современными средствами связи и основами компьютерной грамотности;
Социально-экономическая компетенция, что предполагает владение основами современной рыночной экономики, знание законов бизнеса, азам экологии, социологии и права.
Владение профессиональными
умениями, знаниями и навыками преподавания
материала посредством
Не менее важным компонентом в деятельности преподавателя является его информационная культура. В условиях перехода общества к постиндустриальному и информационному современного состояния выдвигаются новые требования и создаются возможности в применении информационных технологий и компьютерной техники практически во всех отраслях производства, науки, образования, культуры и даже быта. Поэтому, уже сегодня преподаватель должен эффективно использовать новые технологии и источники информации, что будет способствовать более продуктивному усвоению новых знаний и умений в системе дальнейшего развития информатизации общества. Большое внимание следует уделять привитию информационной культуры студентов разных специальностей и разработке методологии ее формирования; широкому внедрению информатизации в учебный процесс и научные исследования, внедрены в учебный процесс при преподавании дисциплины «Информационные технологии в образовании».
Еще одной неотъемлемой составляющей
характеристики преподавателя является
уровень его педагогической культуры.
Педагогическая культура является частью
общечеловеческой культуры, в которой
с наибольшей полнотой отражены духовные
и материальные ценности образования
и воспитания, а также способы
творческой педагогической деятельности,
необходимые для обслуживания исторического
процесса смены поколений, социализации
личности и осуществления воспитательно-
Конструирование и проектирование
модели высококвалифицированного, хорошо
подготовленного преподавателя, специалиста-профессионала,
который бы сочетал в себе глубокую
научную эрудицию с основательным
знанием основ психолого-
Сейчас, в период мировой
глобализации и трансформации общества,
в условиях постоянных изменений, информатизации
и компьютеризации общественно-
Информация о работе Основные модели деятельности преподавателя