Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:46, курсовая работа
Основная цель данной работы заключается в изучении сущности прибыли и ее роли в деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ
Понятие и назначение прибыли предприятия……………………....6
Критерии оценки прибыли предприятия…………………………....9
Рентабельность продукции, производства, капитала, продаж.
Сфера применения, взаимосвязи…………………………………………....13
ГЛАВА 2. РОЛЬ ПРИБЫЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Прибыль как мера эффективности работы предприятия…………17
2.2. Особенности формирования и распределения прибыли предприятия………………………………………………………………...………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………..35
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ
Сфера применения,
взаимосвязи…………………………………………...
ГЛАВА 2. РОЛЬ ПРИБЫЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1.
Прибыль как мера
2.2.
Особенности формирования и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………..35
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой
работы заключается в том, что
прибыль в рыночной экономике используется
как важнейший инструмент регулирования
деятельности субъектов хозяйствования.
Максимизация прибыли является основной
целью этих субъектов хозяйствования.
Прибыль является показателем, наиболее
полно отражающим эффективность производства,
объем и качество произведенной продукции,
состояние производительности труда,
уровень себестоимости.
С переходом экономики государства
на основы рыночного хозяйства усиливается
многоаспектное значение прибыли. Акционерное,
арендное, частное или другой формы собственности
предприятие, получив финансовую самостоятельность
и независимость, вправе решать, на какие
цели и в каких размерах направлять прибыль,
оставшуюся после уплаты налогов в бюджет
и других обязательных платежей и отчислений.
Переход к рыночным отношениям
в экономике России ставит по-новому и
расширяет возможности деятельности предприятия,
как основного ее звена. В новых условиях
существенно поменялись правовые, финансово-экономические
и социальные отношения как внутри предприятия,
так и во внешней среде. Сложилось многообразие
форм собственности, существенно изменились
отношения предприятий с государством
и другими субъектами рынка. Экономическая
свобода, как условие и следствие рыночных
отношений, предъявляет более высокие
требования к уровню хозяйствования и
экономической деятельности предприятия.
Торговые предприятия, с
одной стороны, завершают производства,
а с другой стороны, обеспечивают удовлетворение
значительной части личных потребностей
населения в товарах и услугах. Существенная
роль предприятия торговли в функционировании
кредитно-финансовой системы: около 90%
всей денежной наличности, поступающей
в банки, составляет выручка от продажи
товаров и услуг.
Процесс торговли, то есть
процесс купли-продажи товаров, является
функцией торгового предприятия (как оптового,
так и розничного), которое осуществляет
свою деятельность на основе коммерческого
расчета. Торговое предприятие имеет самостоятельный
баланс, обладает основными и оборотными
средствами и осуществляет законченный
торговый процесс, начиная с закупки товаров
от поставщиков и заканчивая их продажей.
Результат деятельности
фирмы оценивается системой показателей,
основным из которых является рентабельность,
определяемая как отношение прибыли к
одному из показателей функционирования
торгового предприятия. Это позволяет
выявить не только общую экономическую
эффективность работы предприятия, но
и оценить другие стороны его деятельности.
Прибыльность деятельности любого торгового
предприятия определяет его функционирование
независимо от экономической политики
государства.
В условиях современного экономического развития роль прибыли в хозяйственном процессе непрерывно растет. Прибыль выступает не только основным источником развития хозяйственной деятельности любого предприятия, но и стимулом его деятельности. Она обеспечивает интересы государства, собственников, персонала предприятия и являются главной движущей силой рыночной экономики. Рыночная экономика с ее чрезвычайно высоким уровнем сложности, динамизма и неопределенности выдвигает дополнительные требования к субъектам хозяйствования. Таким образом, большой важности приобретает необходимость разработки рекомендаций по повышению эффективности формирования и распределения прибыли и адаптация старых методов к современным условиям.
Объектом исследования является процесс формирования и распределения прибыли на предприятии.
Предметом исследования является изучение принципов и методов формирования и распределения прибыли на предприятии.
Задачи:
изучение сущности, видов и методов планирования
прибыли, значения прибыли и ее роли в
условиях развития предпринимательства.
Основная цель данной работы
заключается в изучении сущности прибыли
и ее роли в деятельности предприятия.
Глава 1.Экономическая сущность прибыли
1.1. Понятие и назначение прибыли предприятия
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.
На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков, отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
Прибыль
как важнейшая категория
Во-первых,
характеризует экономический
Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.
Рассматривая прибыль как экономическую
категорию, мы говорим о ней абстрактно.
Но при планировании и оценке хозяйственной
и финансовой деятельности предприятия,
распределении прибыли, оставшейся в распоряжении
предприятия, используются конкретные
показатели. Емким информативным показателем
является балансовая прибыль.
1.2. Критерии оценки прибыли предприятия
Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.
Как
экономическая категория
Прибыль
как главный результат
Общая (валовая) прибыль планируется раздельно по всем видам:
Основными методами планирования прибыли являются:
Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:
П = (В × Ц) - (В × С),
где В —
выпуск товарной продукции в планируемом
периоде в
Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);
С — полная себестоимость единицы продукции. [14, с. 217].