Пути повышения рентабельности производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 01:23, дипломная работа

Описание работы

Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

Работа содержит 3 файла

АФХД.doc

— 674.00 Кб (Открыть, Скачать)

смотреть.doc

— 1.00 Мб (Скачать)

     где, К1, К0 – рентабельность продукции отчетного и базисного периодов;

     Р1, Р0 – прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;

     N1, N0 – реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

     S1, S0 – себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

     Изменение рентабельности в отчетном периоде  по сравнению с базисным периодом определяется по формуле 1.12. 

       (1.12) 

     Влияние фактора изменения объема реализации рассчитывается методом цепных подстановок (формула 1.13) [5]. 

       (1.13) 

     Соответственно влияние изменения себестоимости составит (формула 1.14) 

       (1.14)

 

      Сумма факторных отклонений дает общее  изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом (формула 1.15)

       (1.15)

     Третья  группа показателей рентабельности формируется аналогично первой и  второй группам, однако вместо прибыли  в расчет принимается чистый приток денежных средств. Рассмотрим зависимость 1.16. 

      , (1.16) 

     где ЧПДС – чистый приток денежных средств.

     Данные  показатели дают представление о  степени возможности предприятия  расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия [25].

     Показатели  рентабельности предназначены для  оценки общей эффективности вложения средств в предприятие. Они широко используются для оценки финансово-хозяйственной  деятельности предприятиями всех отраслей. По мнению Л.В. Прыкина, это одни из наиболее важных показателей при оценке деятельности предприятия, которые отражают степень прибыльности деятельности предприятия [27].

     Показатели  рентабельности формируются следующим  образом:

     1) Показатель общей рентабельности является самым распространенным при определении рентабельности деятельности предприятия и рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения к выручке от реализации товаров, работ и услуг, производимых предприятием.

     Показатель  показывает какую часть выручки от реализации составляет прибыль до налогообложения, анализируется в динамике и сравнивается со среднеотраслевыми значениями этого показателя. Показатель общей рентабельности определяется формулой 1.17. 

      , (1.17) 

     где Пдн – прибыль до налогообложения;

     Вреал – выручка от реализации.

     2) Рентабельность  оборотных активов определяется  как отношение чистой прибыли  (прибыли после налогообложения)  к оборотным активам предприятия.  Этот показатель отражает возможности  предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства. Рентабельность оборотных активов рассчитывается по формуле 1.18. 

      , (1.18) 

     где ЧП – чистая прибыль;

     ОА  – среднегодовая стоимость оборотных  активов.

     3) Рентабельность  производственных фондов определяется  как отношение балансовой прибыли  к среднему значению суммы  стоимости основных производственных  фондов, нематериальных активов и оборотных средств в товарно-материальных ценностях.

     Уровень рентабельности производственных фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции (чем выше фондоотдача  основных фондов и скорость оборота  оборотных средств, чем ниже затраты  на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов труда)). Рентабельность производственных фондов рассчитывается по формуле 1.19. 

      , (1.19) 

     где П – прибыль до налогообложения;

     ПФ  – среднегодовая стоимость производственных фондов.

     4) Рентабельность  активов предприятия определяется  как отношение чистой прибыли  ко всем активам предприятия  (формула 1.20) 

      , (1.20) 

     где ЧП – чистая прибыль;

     ВБ  – валюта баланса.

     5) Рентабельность  финансовых вложений определяется как отношение величины доходов от финансовых вложений к величине финансовых вложений (формула 1.21). 

      , (1.21) 

     где Пфв – прибыль предприятия  от финансовых вложений за период;

     ФВ  – величина финансовых вложений

     6) Рентабельность производства определяется как отношение величины валовой прибыли к себестоимости продукции (формула 1.22).

 

      , (1.22) 

     где ВП – валовая прибыль;

     СС  – себестоимость продукции.

     Период окупаемости  собственного капитала. Находится путем деления среднегодовой величины собственного капитала на чистую прибыль анализируемого периода. Имеет большое значение для собственников и акционеров, поскольку через оценку его величины и динамики они, как правило, делают выводы об эффективности управления их капиталом.

     Период окупаемости собственного капитала рассчитывается по формуле 1.23. 

      , (1.23) 

     где СК – средняя стоимость собственного капитала;

     ЧП  – чистая прибыль.

     Одним из способов анализа рентабельности является факторный анализ. Рассмотрим данный вид анализа рентабельности производства более подробно.

     В связи с переходом экономики  нашей страны на рыночные отношения  изменяется и отношение к получаемой от экономических субъектов информации. Информация о финансовом состоянии  организации, его финансовых результатах становится очень важна для широкого круга пользователей, как внешних – налоговые инспекции, коммерческие банки, акционеры и т.д., так и внутренних – администрация, менеджеры, внутренние финансовые службы организации [27].

     Программа реформирования бухгалтерского учета, осуществляемая в Российской Федерации  в настоящее время, направлена, с  одной стороны, на то, чтобы сделать  информацию, получаемую из бухгалтерской  отчетности, наиболее емкой, всесторонней и в то же время более понятной, прозрачной и читаемой. В проведении такой реформы, в первую очередь, заинтересованы внешние пользователи. Внутри предприятия администрация может собрать любую информацию и самостоятельно провести анализ хозяйственной деятельности. Внешний пользователь, имея ограниченный доступ к внутренней управленческой информации, должен по максимуму получить сведения о деятельности организации из общедоступных источников – бухгалтерской отчетности организации.

     Заинтересованность  акционеров-собственников организации в проведении такого реформирования очевидна. Во всем цивилизованном мире акционерный капитал имеет превалирующее значение для развития производства. Главное его преимущество заключается в способности аккумулировать на наиболее рентабельных участках экономики большие инвестиционные ресурсы, так как акционеры будут с большей охотой вкладывать свои сбережения в развивающиеся и доходные предприятия.

     Имея  на руках бухгалтерскую финансовую отчетность за отчетный год или за ряд предыдущих лет, акционеры общества должны оценить эффективность использования вложенных капиталов, рентабельность активов организации, финансовую устойчивость и перспективы развития на будущее. Для точной оценки деятельности организации необходимо использовать методы экономического анализа. Имея на вооружении набор инструментов анализа хозяйственной деятельности, возможно достоверно и всесторонне оценить результаты хозяйственной деятельности организации [15].

     В экономически развитых западных странах  ни один инвестиционный проект не обходится без глубокого экономического анализа. Для этого разработаны целые комплексы оценки эффективности деятельности организации. В эту систему входят различные показатели: коэффициенты финансовой устойчивости, рентабельности, платежеспособности. В результате многочисленных исследований деятельности успешных и убыточных компаний разработаны оптимальные значения ряда коэффициентов, дающих возможность оценить динамику развития организации и перспективы ее роста на будущее [17].

     Для того чтобы экономический анализ имел практическое применение, он должен быть, с одной стороны, комплексным, т.е. анализ должен охватывать все стороны экономического процесса и всесторонне выявлять причинные зависимости, влияющие на деятельность организации в той или иной степени.

     С другой стороны, анализ должен обеспечить системный подход, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная изменяемая система, состоящая из ряда факторов внешней и внутренней среды.

     Любой факторный анализ начинается с моделирования  многофакторной модели. Сущность построения модели заключается в создании конкретной математической зависимости между факторами.

     При моделировании функциональных факторных  систем необходимо соблюдать ряд  требований [22].

     1. Факторы, включаемые в модель, должны реально существовать и иметь конкретное физическое значение.

     2. Факторы, которые входят в систему  факторного анализа, должны иметь  причинно-следственную связь с  изучаемым показателем.

     3. Факторная модель должна обеспечивать измерение влияния конкретного фактора на общий результат.

     В факторном анализе используют следующие  виды наиболее часто встречающихся  моделей [27].

     1. Когда результативный показатель  получается как алгебраическая  сумма или разность результирующих  факторов, применяются аддитивные  модели (формула 1.24). 

     P = N ─ Sps ─KP ─ YP, (1.24)

 

      где P – прибыль от реализации продукции;

     N – выручка от реализации;

     Sps – производственная себестоимость реализованной продукции;

     KP – коммерческие расходы;

     YP – управленческие расходы.

  1. Мультипликативные модели применяются, когда результирующий показатель получается как произведение нескольких результирующих факторов (формула 1.25).
 

      , (1.25) 

     где Ra – рентабельность активов;

     Rп = P/N – рентабельность продаж;

     FO = N/A – фондоотдача активов;

     A – средняя стоимость активов организации за отчетный год.

     3. Когда результативный показатель  получаем делением одного фактора  на другой, применяются кратные  модели.

     4. Различные комбинации вышеперечисленных  моделей дают смешанные или  комбинированные модели.

     В практике экономического анализа существует несколько способов моделирования многофакторных моделей: удлинение, формальное разложение, расширение, сокращение и расчленение одного или нескольких факторных показателей на составные элементы.

     Например, методом расширения можно следующим образом построить трехфакторную модель рентабельности активов организации (формула 1.26). 

      ; Y = a × и × с, (1.26)

 

      где N/CK – оборачиваемость собственного капитала организации;

     CK/A – коэффициент независимости или доля собственного капитал в общей массе активов организации;

АФХД 2.doc

— 316.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Пути повышения рентабельности производства