Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 01:23, дипломная работа
Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.
где, К1, К0 – рентабельность продукции отчетного и базисного периодов;
Р1, Р0 – прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;
N1, N0 – реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
S1, S0 – себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
Изменение
рентабельности в отчетном периоде
по сравнению с базисным периодом
определяется по формуле 1.12.
(1.12)
Влияние
фактора изменения объема реализации
рассчитывается методом цепных подстановок
(формула 1.13) [5].
(1.13)
Соответственно
влияние изменения себестоимости составит
(формула 1.14)
(1.14)
Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом (формула 1.15)
(1.15)
Третья
группа показателей рентабельности
формируется аналогично первой и
второй группам, однако вместо прибыли
в расчет принимается чистый приток
денежных средств. Рассмотрим зависимость
1.16.
, (1.16)
где ЧПДС – чистый приток денежных средств.
Данные
показатели дают представление о
степени возможности
Показатели рентабельности предназначены для оценки общей эффективности вложения средств в предприятие. Они широко используются для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятиями всех отраслей. По мнению Л.В. Прыкина, это одни из наиболее важных показателей при оценке деятельности предприятия, которые отражают степень прибыльности деятельности предприятия [27].
Показатели рентабельности формируются следующим образом:
1)
Показатель общей
Показатель
показывает какую часть выручки от
реализации составляет прибыль до налогообложения,
анализируется в динамике и сравнивается
со среднеотраслевыми значениями этого
показателя. Показатель общей рентабельности
определяется формулой 1.17.
, (1.17)
где Пдн – прибыль до налогообложения;
Вреал – выручка от реализации.
2) Рентабельность
оборотных активов
, (1.18)
где ЧП – чистая прибыль;
ОА
– среднегодовая стоимость
3) Рентабельность
производственных фондов
Уровень
рентабельности производственных фондов
тем выше, чем выше прибыльность
продукции (чем выше фондоотдача
основных фондов и скорость оборота
оборотных средств, чем ниже затраты
на 1 рубль продукции и удельные затраты
по экономическим элементам (средств труда,
материалов труда)). Рентабельность производственных
фондов рассчитывается по формуле 1.19.
, (1.19)
где П – прибыль до налогообложения;
ПФ – среднегодовая стоимость производственных фондов.
4) Рентабельность
активов предприятия
, (1.20)
где ЧП – чистая прибыль;
ВБ – валюта баланса.
5) Рентабельность
финансовых вложений определяется как
отношение величины доходов от финансовых
вложений к величине финансовых вложений
(формула 1.21).
, (1.21)
где Пфв – прибыль предприятия от финансовых вложений за период;
ФВ – величина финансовых вложений
6) Рентабельность производства определяется как отношение величины валовой прибыли к себестоимости продукции (формула 1.22).
, (1.22)
где ВП – валовая прибыль;
СС – себестоимость продукции.
Период окупаемости собственного капитала. Находится путем деления среднегодовой величины собственного капитала на чистую прибыль анализируемого периода. Имеет большое значение для собственников и акционеров, поскольку через оценку его величины и динамики они, как правило, делают выводы об эффективности управления их капиталом.
Период
окупаемости собственного капитала рассчитывается
по формуле 1.23.
, (1.23)
где СК – средняя стоимость собственного капитала;
ЧП – чистая прибыль.
Одним из способов анализа рентабельности является факторный анализ. Рассмотрим данный вид анализа рентабельности производства более подробно.
В
связи с переходом экономики
нашей страны на рыночные отношения
изменяется и отношение к получаемой
от экономических субъектов
Программа реформирования бухгалтерского учета, осуществляемая в Российской Федерации в настоящее время, направлена, с одной стороны, на то, чтобы сделать информацию, получаемую из бухгалтерской отчетности, наиболее емкой, всесторонней и в то же время более понятной, прозрачной и читаемой. В проведении такой реформы, в первую очередь, заинтересованы внешние пользователи. Внутри предприятия администрация может собрать любую информацию и самостоятельно провести анализ хозяйственной деятельности. Внешний пользователь, имея ограниченный доступ к внутренней управленческой информации, должен по максимуму получить сведения о деятельности организации из общедоступных источников – бухгалтерской отчетности организации.
Заинтересованность
акционеров-собственников
Имея на руках бухгалтерскую финансовую отчетность за отчетный год или за ряд предыдущих лет, акционеры общества должны оценить эффективность использования вложенных капиталов, рентабельность активов организации, финансовую устойчивость и перспективы развития на будущее. Для точной оценки деятельности организации необходимо использовать методы экономического анализа. Имея на вооружении набор инструментов анализа хозяйственной деятельности, возможно достоверно и всесторонне оценить результаты хозяйственной деятельности организации [15].
В экономически развитых западных странах ни один инвестиционный проект не обходится без глубокого экономического анализа. Для этого разработаны целые комплексы оценки эффективности деятельности организации. В эту систему входят различные показатели: коэффициенты финансовой устойчивости, рентабельности, платежеспособности. В результате многочисленных исследований деятельности успешных и убыточных компаний разработаны оптимальные значения ряда коэффициентов, дающих возможность оценить динамику развития организации и перспективы ее роста на будущее [17].
Для того чтобы экономический анализ имел практическое применение, он должен быть, с одной стороны, комплексным, т.е. анализ должен охватывать все стороны экономического процесса и всесторонне выявлять причинные зависимости, влияющие на деятельность организации в той или иной степени.
С другой стороны, анализ должен обеспечить системный подход, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная изменяемая система, состоящая из ряда факторов внешней и внутренней среды.
Любой факторный анализ начинается с моделирования многофакторной модели. Сущность построения модели заключается в создании конкретной математической зависимости между факторами.
При моделировании функциональных факторных систем необходимо соблюдать ряд требований [22].
1. Факторы, включаемые в модель, должны реально существовать и иметь конкретное физическое значение.
2.
Факторы, которые входят в
3. Факторная модель должна обеспечивать измерение влияния конкретного фактора на общий результат.
В факторном анализе используют следующие виды наиболее часто встречающихся моделей [27].
1.
Когда результативный
P = N ─ Sps ─KP ─ YP, (1.24)
где P – прибыль от реализации продукции;
N – выручка от реализации;
Sps – производственная себестоимость реализованной продукции;
KP – коммерческие расходы;
YP – управленческие расходы.
, (1.25)
где Ra – рентабельность активов;
Rп = P/N – рентабельность продаж;
FO = N/A – фондоотдача активов;
A – средняя стоимость активов организации за отчетный год.
3.
Когда результативный
4.
Различные комбинации
В практике экономического анализа существует несколько способов моделирования многофакторных моделей: удлинение, формальное разложение, расширение, сокращение и расчленение одного или нескольких факторных показателей на составные элементы.
Например,
методом расширения можно следующим
образом построить трехфакторную модель
рентабельности активов организации (формула
1.26).
; Y = a × и × с, (1.26)
где N/CK – оборачиваемость собственного капитала организации;
CK/A – коэффициент независимости или доля собственного капитал в общей массе активов организации;
Информация о работе Пути повышения рентабельности производства