Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 09:18, курсовая работа
Цель данной работы – анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Введение 4
Цель данной работы – анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. 5
1 Резервы и пути роста прибыли и повышения уровня рентабельности производства 6
1.1 Экономическая сущность прибыли и рентабельности 6
1.2 Факторы формирования прибыли предприятия 16
1.3 Прибыль в бухгалтерском и налоговом учете 18
1.4 Распределение и использование прибыли предприятия 19
1.5 Методы расчета рентабельности 24
1.6 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности 27
Выводы 33
2 Виды и формы предпринимательства 36
2.1 Виды предпринимательства, их взаимосвязь и особенности участия в бизнесе 36
2.1.1 Производственное предпринимательство 36
2.1.2 Коммерческое предпринимательство 37
2.1.3 Финансовое предпринимательство 38
2.1.4 Консультационное предпринимательство 39
2.1.5 Страховое предпринимательство 40
2.1.6 Посредническое предпринимательство 40
2.2 Организационно-экономические формы предпринимательства 41
2.2.1 Индивидуальное предпринимательство 41
2.2.2 Товарищество (партнерство) 42
2.2.2.1 Хозяйственные товарищества 43
2.2.2.1.1 Полное товарищество 43
2.2.2.1.2 Товарищество на вере (коммандитное товарищество) 44
2.2.2.2 Хозяйственные общества 46
2.2.2.2.1 Общество с ограниченной ответственностью 46
2.2.2.2.2 Общество с дополнительной ответственностью 47
2.2.2.3 Производственные кооперативы 48
2.2.3 Корпоративное предпринимательство 49
2.2.3.1 Акционерные общества 50
2.2.3.1.1 Закрытое акционерное общество (ЗАО) 50
2.2.3.1.2 Открытое акционерное общество (ОАО) 51
2.2.4 Государственное (унитарное) предпринимательство 52
2.2.4.1 Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения 53
2.2.4.2 Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) 53
2.3 Организационно-экономические формы 54
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Содержание
Содержание 2
Введение 4
Цель данной работы – анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. 5
1 Резервы и пути роста прибыли и повышения уровня рентабельности производства 6
1.1 Экономическая сущность прибыли и рентабельности 6
1.2 Факторы формирования прибыли предприятия 16
1.3 Прибыль в бухгалтерском и налоговом учете 18
1.4 Распределение и использование прибыли предприятия 19
1.5 Методы расчета рентабельности 24
1.6 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности 27
Выводы 33
2 Виды и формы
2.1 Виды предпринимательства, их взаимосвязь и особенности участия в бизнесе 36
2.1.1 Производственное
2.1.2 Коммерческое
2.1.3 Финансовое
2.1.4 Консультационное
2.1.5 Страховое предпринимательство
2.1.6 Посредническое
2.2 Организационно-экономические формы предпринимательства 41
2.2.1 Индивидуальное
2.2.2 Товарищество (партнерство) 42
2.2.2.1 Хозяйственные товарищества 43
2.2.2.1.1 Полное товарищество 43
2.2.2.1.2 Товарищество на вере (коммандитное товарищество) 44
2.2.2.2 Хозяйственные общества 46
2.2.2.2.1 Общество с ограниченной ответственностью 46
2.2.2.2.2 Общество с дополнительной ответственностью 47
2.2.2.3 Производственные кооперативы 4
2.2.3 Корпоративное
2.2.3.1 Акционерные общества 50
2.2.3.1.1 Закрытое акционерное общество (ЗАО) 50
2.2.3.1.2 Открытое акционерное общество (ОАО) 51
2.2.4 Государственное (унитарное) предпринимательство 52
2.2.4.1 Унитарное предприятие,
основанное на праве
2.2.4.2 Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) 53
2.3 Организационно-экономические формы 54
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Введение
Главная задача предприятия в условиях
рыночной экономики является всемерное
удовлетворение потребностей народного
хозяйства и граждан в его
продукции, работах и услугах
с высокими потребительскими свойствами
и качеством при минимальных
затратах, увеличение вклада в ускорение
социально-экономического развития страны.
Для осуществления своей
Прибыль является первоочередным стимулом
к созданию новых или развитию
уже действующих предприятий.
Возможность получения прибыли
побуждает людей искать более
эффективные способы сочетания
ресурсов, изобретать новые продукты,
на которые может возникнуть спрос,
применять организационные и
технические нововведения, которые
обещают повысить эффективность
производства. Работая прибыльно,
каждое предприятие вносит свой вклад
в экономическое развитие общества,
способствует созданию и приумножению
общественного богатства и
Прибыль — многозначная экономическая
категория. От глубины ее познания
и рациональности использования
зависит эффективность
Тема прибыли и рентабельности особенно остра для российских предприятий, поскольку затяжной экономический кризис, составляющими которого являются высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли. К тому же оказавшись с начала реформ в условиях “свободного экономического плавания”, предприятия уже не могут полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования.
Реальное положение в
Вследствие выше перечисленного, анализ прибыли на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным. Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.
Цель данной работы – анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.
1.1 Экономическая сущность
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.
Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности [4, с. 37].
Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль выполняет определенные функции.
Во-первых, прибыль характеризует
конечный финансовый результат предпринимательской
деятельности предприятия. Она является
показателем, наиболее полно отражающим
эффективность производства, объем
и качество произведенной продукции,
состояние производительности труда,
уровень себестоимости. Показатели
прибыли являются важнейшими для
оценки производственной и финансовой
деятельности предприятия. Они характеризуют
степень его деловой активности
и финансового благополучия.
По прибыли определяется уровень
отдачи авансированных средств и
доходность вложений в активы предприятия.
Прибыль оказывает также
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников [3, с. 13].
Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию. Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов, т.е. необходима для оценки деятельности предприятия и ее возможностей в будущем.
В-третьих, прибыль является одним
из источников формирования бюджетов
разных уровней. Она поступает в
бюджеты в виде налогов и наряду
с другими доходными
Многоканальное значение прибыли
усиливается с переходом
Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
Прибыль как главный результат
предпринимательской
Емким информативным показателем является валовая прибыль. Валовая прибыль - сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией [9, с. 39]. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг.
В составе валовой прибыли
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы валовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию [4, с. 42].
Выручка принимается в расчет без
налога на добавленную стоимость
и акцизов, которые, являясь косвенными
налогами поступают в бюджет. Из
выручки также исключаемая
При реализации продукции, имеющей натурально-вещественную форму, расчет прибыли ведется исходя из выручки и полной себестоимости продукции, определяемыми на объем реализуемой продукции. В натуральном выражении он включает остатки готовой продукции на начало отчетного периода, не реализованные в предшествующем периоде, и выпуск товарной продукции отчетного периода за минусом той части продукции, которая не может быть реализована в конце отчетного периода. Под периодом понимается квартал, или год. Состав остатков нереализованной продукции на начало и конец периода зависит от избранного предприятием метода учета выручки - по поступлению денег на расчетный счет (в кассу) предприятия или по отгрузке продукции, расчетные документы по которой предъявлены покупателю. Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров.
Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции. В строительных организациях выручка отражает стоимость законченных объектов строительства или работ, выполненных по договорам подряда и субподряда. В торговле, снабженческих и сбытовых предприятиях выручка соответствует валовому доходу от продажи товаров (сумма наценок или скидок в процентах к стоимости реализуемых товаров). На предприятиях транспорта и связи выручка отражает денежные средства за предоставляемые услуги по действующим тарифам [11, с. 51].
Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов балансовой прибыли. В ее состав входят прибыли (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе предприятия.
Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия — это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.
У предприятия могут
Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии), валютные ценности, ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли.
Финансовые результаты от внереализационных операций - это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду. Финансовые вложения означают такое размещение собственных средств предприятия в деятельность других предприятий, которое дает возможность получить доходы. Под долгосрочными финансовыми вложениями понимаются затраты предприятия по вкладу средств в уставной капитал других предприятий, приобретению акций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок более года. К формам краткосрочных финансовых вложений относятся приобретение краткосрочных казначейских обязательств, облигаций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок менее года [6, с.155-156].
Информация о работе Резервы и пути роста прибыли и повышения уровня рентабельности производства