Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 01:23, дипломная работа
Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему
«Пути повышения рентабельности
производства»
Введение
Обобщающим
показателем экономической
Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
На
основе анализа средних уровней
рентабельности можно определить, какие
виды продукции и какие
Анализ
рентабельности производства позволяет
выявить большое число
Сущность проблемы повышения рентабельности производства состоит в увеличении в процессе использования имеющихся ресурсов экономических результатов на каждую единицу затрат.
Поэтому перед экономической наукой стоит задача: усилить внимание к анализу рентабельности как экономического явления, к формам ее проявления, методам учета в практической деятельности.
Тема дипломной работы представляет очевидный теоретический и практический интерес. Актуальность темы объясняется тем, что рыночная экономика обусловливает необходимость повышения эффективности производства в первую очередь на микроуровне, т.е. на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.
Целью дипломной работы является разработка путей повышения рентабельности производства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Объектом исследования является ООО «». Предметом исследования – организационно-экономические отношения, связанные с повышением рентабельности предприятия.
Методологической
основой для написания
В российской экономической литературе известны посвященные проблеме рентабельности производства статьи и монографии ученых B.C. Немчинова, Л, А. Гатовского, Н.А. Цаголова, С.С. Дзарасова, В.Н. Черковца, A.M. Бирмана и др.
Методы
исследования, используемые в дипломной
работе – метод системного подхода,
аналитический и
Структура дипломной работы в соответствии с методическими указаниями состоит из введения, четырех глав основного текста, выводов и предложений. Общий объем работы – 85 страниц.
1. Теоретические аспекты
проведения анализа
рентабельности производства
1.1
Сущность и понятие
рентабельности предприятия
В
экономическом анализе
Термин рентабельность ведет свое происхождение от «рента», что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность [1].
Рентабельность производства является наиболее обобщающим, качественным показателем экономической эффективности производства, эффективности функционирования предприятий. Рентабельность производства как раз соизмеряет величину полученной прибыли с размерами тех средств, с помощью которых она получена (основные фонды и оборотные средства). Эти использованные в производстве средства для получения известной прибыли являются как бы ее ценой. И чем ниже эта цена, т.е. чем меньше затребованных средств при той же величине полученной прибыли, тем эффективнее производство, а предприятие функционирует с большим эффектом.
Рентабельность
производства в самом общем виде
определяется по формуле 1.1 [3].
, (1.1)
где Р – рентабельность, %;
П – сумма прибыли, руб.;
ОФ – стоимость основных фондов, руб.;
ОС – стоимость оборотных средств, руб.
Прибыль принимается в виде общей, балансовой суммы. Кроме того, надо принимать в расчет всю использованную стоимость оборотных средств ─ собственных и заемных.
Как видно из общей формулы рентабельности производства факторами роста её будут:
1. величина прибыли;
2.
стоимость и эффективность
3.
стоимость и эффективность
Период функционирования предприятия может быть разным – месяц, квартал, год, поэтому стоимость основных фондов и оборотных средств исчисляется в среднем значении. Рентабельность производства можно вообще определить в любом диапазоне времени, в любой период целевого функционирования, чтобы знать эффективность проведенных производственных операций. Как правило, при стабильном функционировании она исчисляется за квартал и за год.
Чем выше прибыль, чем с меньшей стоимостью основных фондов и оборотных средств она достигнута и более эффективно они используются, тем выше рентабельность производства, а значит выше экономическая эффективность функционирования предприятия.
Эффективность
основной деятельности предприятия
по производству и реализации продукции,
работ, услуг характеризуется показателем
рентабельности затрат [2]. Он определяется
отношением прибыли от продажи продукции
к полной себестоимости реализованной
продукции (формула 1.2).
Рз
= П / З, (1.2)
где Рз – рентабельность затрат;
П – прибыль от продажи продукции;
З – общая сумма затрат на производство и реализацию продукции.
Данный коэффициент показывает уровень прибыли на один рубль затраченных средств и рассчитывается в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
В
показателе рентабельности, рассчитанном
в целом по продукции, усредняется уровень
доходности отдельных видов изделий. Поэтому
в ходе анализа необходимо изучать рентабельность
отдельных видов изделий или групп изделий.
Как показано в [8], рентабельность единицы
продукции имеет большое значение и определяется
отношением разницы между отпускной ценой
и себестоимостью к себестоимости одного
изделия (формула 1.3).
Рп
= Цi – Сi / Сi, (1.3)
где Рп – рентабельность единицы продукции;
Цi – отпускная цена единицы продукции;
Сi
– себестоимость единицы
Важность
анализа показателей
Анализ рентабельности отдельных видов продукции, а также всей совокупности её, поможет выявить внутренние резервы снижения себестоимости продукции, пути повышения качества продукции для возможного соответствующего увеличения цен, что в любом случае повысит рентабельность производства, а значит, улучшит финансовое, социально-экономическое положение предприятия.
Таким образом, из факторов рентабельности производства следуют и пути её повышения.
Основные
пути роста рентабельности производства
– увеличение удельного веса специализированного
производства, применение современные
методов организации производства и труда
в соответствии с требованиями научно-технического
прогресса, ускорение внедрения и освоения
новой, более прогрессивной техники, повышение
производительности труда, снижение себестоимости
продукции, улучшение ее качества, усиление
режима экономии в расходовании материальных,
трудовых и финансовых ресурсов и повышение
материальной заинтересованности работников
в результатах своего труда.
1.2
Показатели рентабельности
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
По мнению В.В. Ковалева [24], основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
1) показатели рентабельности капитала (активов),
2) показатели рентабельности продукции;
3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
Первая
группа показателей рентабельности
формируется как отношение
(1.4)
Несовпадение
уровней и рентабельности по этим
показателям характеризует
Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей – доходность акции и т.д.
Каждый
из перечисленных показателей
(1.5)
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.
Рассмотрим
еще одну факторную модель рентабельности
(формула 1.6).
(1.6)
Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.
Вторая
группа показателей формируется
на основе расчета уровней и
(1.7)
Данные
показатели характеризуют прибыльность
продукции базисного и отчетного периодов.
Например, рентабельность продукции по
прибыли от реализации рассчитывается
по формулам 1.8, 1.9 [5].
; (1.8)
. (1.9)
Или по формулам 1.10, 1.11.
; (1.10)
; (1.11)
Информация о работе Пути повышения рентабельности производства