Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных научных направлений об экономической роли государства и их характеристика.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику основных научных направлений об экономической роли государства,
- проанализировать особенности современной экономической системы и роли государства в ней,
Введение …3
1. Основные экономические школы и их взгляды на роль государства в экономике
1.1 Классическая школа …....5
1.2 Кейнсианская школа 8
1.3 Другие школы 14
2. Современная экономическая система и роль государства в современной экономике
2.1 Роль государства в современной экономической системе ……16
2.2 Необходимость государственного вмешательства в экономику 18
2.3 Функции государства в рыночной экономике…………………………..…....21
2.4 Методы государственного регулирования рыночной экономики...........................................................…………………………….……...26
3. Основные направления деятельности государства и проблемы государственного регулирования
3.1 Основные направления деятельности государства в условиях рыночной экономики ……..30
3.2 Проблемы государственного регулирования в современной экономической системе………………………………………………………………………………34
3.3 Оценка современного состояния экономики Казахстана и перспективы развития…………………………………………………………………………......37
Заключение ……. 41
Список использованной литературы 43
Именно в силу несостоятельности и несовершенства рынка государственное вмешательство в экономику даже развитых стран становится необходимым и оправданным. Причем чем выше уровень развития производительных сил, тем выше разделение труда между предприятиями, отраслями, чем выше роль конкуренция, тем более необходимо государственное экономическое регулирование.
В XX в. главным идеологом
и основоположником теории и практики
регулирования экономики
Государственное регулирование - это система мер по централизованному воздействию государства, его федеральных и региональных органов на основные элементы рынка - спрос и предложение, условия реализации (включая цены), качество товаров, рыночную инфраструктуру, конкуренцию и др.
Обычно выделяют три глобальные функции государства: эффективность, справедливость и стабильность.
Эффективность
Государство призвано создать
такую экономическую ситуацию, используя
различные экономические
Справедливость
Для рынка справедливым считается
получение высоких доходов
Стабильность
Государство поддерживает экономическую
стабильность, сглаживает циклическую
форму развития экономики. Проводит
оно и антимонопольную
Государство берет на себя решение тех функций, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Следовательно, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм.
В различных странах выбраны
проверенные опытом разнообразные
методы регулирования экономики: налоговая
система, контроль над ценами, экспертные
оценки, долгосрочные нормативы, предельные
лимиты и т.д. - это позволяет активно
влиять на рынок и регулировать отношения
купли-продажи производителей и
потребителей. Эти методы должны постоянно
обновляться и
2.3 Функции государства в рыночной экономике
Являясь центральным элементом
общественного сектора, государство
в современной экономике
1. Правовая функция государства заключается в создании, развитии и поддержании правовых основ функционирования экономики.
Действуя от имени и
в интересах общества в целом,
государство устанавливает
К правовой функции государства
относится также поддержание
традиций экономического поведения, формирование
в обществе уважения к законам
и преодоление правового
2. Распределение. Эта функция
заключается в выделении
решения верхнего уровня, носящие
преимущественно политический характер,
определяют общие приоритеты и направления
использования государственных
средств. Они принимаются высшими
органами власти и в совокупности
формируют стратегию
решения нижнего уровня,
которые являются не стратегическими,
а тактическими. Их задачей является
конкретизация избранных
Очень важно обеспечить взаимосвязь
между решениями
3. Перераспределение. Содержание
перераспределительной функции
государства заключается в
Практически любое вмешательство
государства в экономику
Государство может воздействовать на характер распределения доходов в экономике двумя основными способами:
во-первых, путем косвенного регулирования экономики. Примеры подобного регулирования очень разнообразны. К ним относятся, например, гарантирование цен сельскохозяйственным производителям, законодательство о минимальных ставках заработной платы, налоговые мероприятия (введение прогрессивного подоходного налога с целью изменить распределение доходов в пользу бедных слоев населения). Однако, как отмечают многие исследователи, подобные методы регулирования имеют ограниченное влияние на размеры доходов различных социальных групп;
во-вторых с помощью трансфертных платежей - пенсий, пособий, стипендий и других форм выплат, выплачиваемых за счет государства. Специфика данной формы регулирования состоит в том, что трансфертные платежи являются нерыночными доходами. Они предназначены тем социальным группам, которые полностью или частично исключены из рыночного механизма распределения доходов. Следовательно, их наличие не корректирует, а дополняет работу рыночной системы.
Власти демократических
стран стремятся к тому, чтобы
общество оценивало государственные
программы перераспределения
Однако, перераспределительные
программы имеют не только позитивные,
но и негативные последствия. Они
снижают стимулы к труду у
получателей социальных пособий. Например,
определенные категории населения
предпочитают не искать работу, а жить
на пособия по безработице. Таким
образом, осуществление государственных
выплат в пользу ущемленных социальных
групп может увеличить их численность,
что неэффективно с точки зрения
экономики в целом. Перераспределение
оказывает дестимулирующее
В силу этих и других причин
в разных странах периодически проводятся
реформы, направленные на сокращение и
оптимизацию
4. Стабилизационная функция
государства. Заключается в
Необходимость проведения стабилизационной политики государства определяется следующими основными моментами. Интересы отдельных фирм и общества в целом могут не совпадать. То, что является положительной тенденцией с точки зрения фирмы (например, массовый приток в страну дешевой рабочей силы из соседних государств), для страны в целом может быть нежелательно. Частные фирмы не могут брать на себя обязательства, выходящие за пределы сферы их деятельности. Они не могут самостоятельно регулировать уровень инфляции, безработицы, темпы роста ВВП и другие макроэкономические пропорции. Однако, они учитывают эти показатели при планировании бизнеса и чутко реагируют на изменения макроэкономической ситуации. Именно поэтому регулирование экономической системы с позиции общенациональных интересов – это задача государства.
Государство призвано обеспечивать
защиту национального рынка от внешних
воздействий. Современная экономика
не может развиваться в условиях
полной изоляции, она тесно интегрирована
в систему мирохозяйственных
связей. Поэтому кризисные ситуации
в странах-партнерах, такие как
война, природные стихии, биржевая паника
и т.п., неизбежно отражаются на положении
отечественных производителей. Государство
имеет крайне ограниченные рычаги влияния
на социально-экономическую и